Какими правами обладает ребенок. Основные права и обязанности ребенка должны быть защищены. Рисование и воспитание

Права и обязанности детей

Права детей

Декларация прав ребёнка 1959 г. провозгласила, что ребенок ввиду его фи зической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, и призвала родителей, мужчин и женщин как отдельных лиц, различные добровольные организации, местные власти, на циональные правительства к тому, чтобы они признали и старались соблюдать права детей путем законодательных и иных мер (Декларация прав ребенка. Резо люция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.59 г.).

Кто такой ребёнок?

Ребёнком признается всякое человеческое существо, не достигшее 18-летнего возраста (совершеннолетия).

Кто защищает права ребенка?

1. Органы государственной власти РФ, органы местного самоуправления (приме чание редакционной комиссии).

2. Родители ребенка, лица, их заменяющие.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и др. специа листы, которые несут ответственность за воспитание, образование, охрану здоро вья, социальную защиту и социальное обслуживание.

4. Общественные организации.

Когда у ребенка появляются права?

Способность иметь права (правоспособность) возникает с момента рожде ния человека. Способность самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности (дееспособность) возникает в полном объеме:

 с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста;

 в случаях (предусмотренных законом) вступления в брак до достижения 18 лет;

 при объявлении лица, достигшего 16 лет, полностью дееспособным, если он ра ботает по трудовому договору либо с согласия родителей занимается предприни мательской деятельностью (Семейный кодекс РФ, ст. 53, Конституция РФ, ст. 60).

В случаях, предусмотренных законом, могут устанавливаться и другие воз растные пределы для самостоятельного или ограниченного осуществления от дельных прав и выполнения некоторых обязанностей.

Какими гражданскими и политическими правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими Правами и свободами в сфере общих гражданских и политических прав:

 с момента рождения - право на имя (фамилию), гражданство, изменение граж данства и имени (Конституция РФ, ст. 1, ст. 62);

 на уважение личного достоинства и защиту своих прав и законных интересов со стороны, прежде всего, своих родителей или лиц, их заменяющих, а также органов опеки и попечительства, органов, прокуратуры и судов (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

 на самостоятельное обращение за защитой своих прав в органы опеки и попечи тельства, а по достижении возраста 14 лет - в суд (Семейный кодекс РФ, ст. 56);

 на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ и привлечения к производству или торговле такими средствами и веще ствами (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 33);

 на защиту от экономической эксплуатации и работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью (Конвен ция о правах ребенка, 1989 г., ст. 32);

 на свободу выражения мнений, которые должны внимательно рассматриваться с учетом возраста и зрелости; в ходе каждого судебного или административного разбирательства мнение ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязательно учиты вается при вынесении решения (за исключением случаев, когда это противоречит его интересам). При изменении имени и фамилии, восстановлении родительских прав, при усыновлении и отмене усыновления, при передаче в другую семью на воспитание органы опеки и попечительства или суд могут принять решение толь ко с согласия ребенка, достигшего 10 лет. Учитывается мнение ребенка при реше нии вопросов о выборе образовательного учреждения, о месте жительства ребенка при раздельном проживании родителей (Конвенция о правах ребенка, 1989 г., Се мейный кодекс РФ);

 на свободный выезд, за пределы Российской Федерации и беспрепятственное возвращение. Как правило, несовершеннолетние выезжают совместно хотя бы с одним из родителей. Если выезд осуществляется без сопровождения, ребенок должен иметь при себе кроме паспорта нотариально оформленное согласие роди телей. При несогласии одного из родителей вопрос разрешается в судебном по рядке. Паспорт несовершеннолетнему для выезда за границу выдается по пись менному заявлению хотя бы одного из родителей (Конституция РФ, ст. 27);

 на создание и участие в общественных молодежных и детских организациях с целью социального становления, развития и самореализации в общественной жизни и для защиты своих прав и интересов. Членами и участниками молодеж ных общественных объединений могут быть лица, достигшие 14 лет; детских об щественных объединений - лица, достигшие 10 лет. Запрещается принуждение несовершеннолетних к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, к участию в агитационных кам паниях и политических акциях (Конституция РФ, ст. 30);

 на доступ к информации и материалам, особенно к тем, которые направлены на развитие ребенка или затрагивают его права, а также на защиту от информации, наносящей вред благополучию ребенка (Конституция РФ, ст. 24, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 17);

 на участие в мирных собраниях, демонстрациях (организаторами и инициатора ми этих акций могут выступать только совершеннолетние граждане, достигшие 18-летнего возраста);

 на свободу совести и вероисповедания под руководством родителей методами, согласующимися с развивающимися способностями ребенка и в соответствии с собственными убеждениями родителей (Конституция РФ, ст. 28, Конвенция о правах ребенка, 1989 г., ст. 14, Международный пакт об экономических, социаль ных и культурных правах, 19.12.1966 г., ст. 18).

Какие права имеет ребёнок в семье?

Каждый ребёнок в соответствии с нормами внутреннего и международного законодательства обладает следующими правами в области семейных отношений:

 на получение фамилии, имени, отчества (Семейный кодекс РФ, ст. 58);

 жить и воспитываться в семье, знать своих родителей; на общение с родителями и другими родственниками, если ребенок проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государст вах;

 на воссоединение с семьей, в случаях необходимости - получать разрешение на въезд в страну и выезд из нее;

 на получение содержания от своих родителей и других членов семьи; средства, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей и расходуются ими на содержание, образование и воспи тание ребенка;

 на заботу, воспитание со стороны родителей и лиц, их заменяющих, а также го сударства, если ребенок остается без попечения родителей; на уважение достоинства и на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или лиц, их заме няющих (Семейный кодекс РФ, ст. 54, 55, 56, 60);

 на общение с родителями, бабушкой, дедушкой, братьями, сестрами, иными родственниками. Сохраняется это право и за ребенком, находящимся в экстре мальной ситуации, т. е. попавшим в следственный изолятор, больницу и т. д. (Се мейный кодекс РФ, ст. 55);

 на выражение собственного мнения (Семейный кодекс РФ, ст. 56).

Какие прав имеет ребенок в области социального обеспечения?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области социального обеспечения: на получение пенсий, пособий и социально-бытовых льгот со стороны государства; на детей на значаются пенсии по случаю потери кормильца и социальные пенсии детям в воз расте до 18 лет, потерявшим одного или обоих родителей; на всех детей - еже месячные пособия в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода ниже про житочного минимума .

Какие права имеет ребёнок в области жилищного права?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в области жилищного права:

 ребенок, родители которого (хотя бы один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования им (Семейный кодекс РФ, ст.71);

 дети в возрасте от 15 до 18 лет дают согласие на приобретение в собственность (приватизацию) жилых помещений;

 жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 15 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства;

 помещения, где проживают исключительно дети в возрасте от 15 до 18 лет, пе редаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей и органов опеки и попечительства;

 при вселении несовершеннолетних детей к родителям не требуется согласия других членов семьи, а также собственников или арендаторов жилых помещений.

Какими имущественными правами обладает ребенок?

Каждый ребенок в соответствии с нормами внутреннего законодательства обладает следующими правами в сфере имущественных отношений:

 право собственности на полученные несовершеннолетним доходы, на имущест во, полученное в день рождения или в наследство, а также на любое другое иму щество, приобретенное на средства ребенка (Семейный кодекс РФ, ст. 60);

 право распоряжения своим имуществом: в возрасте от 14 до 18 лет - совершать сделки с письменного согласия родителей или лиц, их заменяющих; без согласия этих лиц распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, вно сить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, совершать мелкие бытовые сделки (Гражданский кодекс, ст. 26).

При наличии оснований и по ходатайству родителей или органа опеки и по печительства суд может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться заработком, стипендией или другими доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний, достиг ший 16 лет, объявлен полностью дееспособным в связи с работой по трудовому договору или занятием предпринимательской деятельностью (Гражданский ко декс, ст. 26).

За детей в возрасте до 14 лет сделки от их имени совершают только их ро дители или лица, их заменяющие. Малолетние дети в возрасте от 6 до 14 лет са мостоятельно совершают только мелкие бытовые сделки и распоряжаются средствами, предоставленными им родителями или другими лицами для определен ных целей или для свободного распоряжения (карманные деньги) (Гражданский кодекс, ст. 28).

Какие обязанности несёт ребёнок?

Несение некоторых обязанностей несовершеннолетним:

 каждый несовершеннолетний обязан получить основное общее образование, эта обязанность сохраняет силу до достижения им 15 лет (Закон Российской Федера ции от 10.06.92 г. «Об образовании» в редакции от 13.01.96 г., ст. 19);

 несовершеннолетние мужского пола несут воинскую обязанность в виде воин ского учета и подготовки к военной службе (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 1);

 в год достижения 17-летия несовершеннолетний обязан явиться по вызову воен ного комиссара в связи с постановкой на учет, а также сообщить о перемене места жительства, сняться с воинского учета и по прибытии на новое место жительства в двухнедельный срок встать на воинский учет (Закон Российской Федерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 8,9);

 в образовательных учреждениях среднего (полного) образования подготовка к военной службе осуществляется в добровольном порядке (Закон Российской Фе дерации от 11.02.93 г. «О воинской обязанности и военной службе», ст. 10);

 после достижения 18-летнего возраста лица, состоящие на воинском учете и не имеющие оснований на освобождение или отсрочку от призыва, подлежат призы ву на военную службу. Если убеждениям или вероисповеданию призывника про тиворечит несение военной службы, он может заменить обязательную военную, службу на альтернативную гражданскую службу. По международному гумани тарному праву несовершеннолетние, не достигшие 15 лет, «не имеют права прини мать прямое участие в военных действиях, а государства обязаны воздерживаться: от призыва или вербовки таких лиц на службу в Вооруженные силы (Дополни тельный протокол I к Женевским конвенциям 1949 г., касающийся защиты жертв международных конфликтов, 08.06.77 г., Конвенция о правах ребенка, 1989 г.);

 контракт на прохождение военной службы в Вооруженных силах и других воинских формированиях могут заключать только лица, достигшие 18 лет;

 лица, не достигшие совершеннолетия, не могут приобретать, хранить, коллек ционировать и носить оружие, в том числе оружие самообороны (огнестрельное гладкоствольное, газовые пистолеты, аэрозоли, электрошоковые устройства и пр.); полный запрет на изготовление, хранение и ношение введен на кастеты, бу меранги, холодное оружие с выбрасывающимся лезвием (федеральный Закон от 13; 12.96 г. «Об оружии» ст. 3, 6 и 13).

Какую ответственность несёт несовершеннолетний?

Несовершеннолетние при определенных условиях несут уголовную, адми нистративную и материальную ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения, преступления 16-летнего возраста. Согласно ст. 20 Уголовного кодекса Россий ской Федерации с 14-летнего возраста человек подлежит уголовной ответствен ности за совершение двадцати видов преступлений, в том числе за грабежи, раз бои, умышленное убийство, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, хулиганство, угон автотранспортных средств, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хищение или вымогательство, оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств или психотропных веществ, вандализм и др.

Дела на несовершеннолетних рассматриваются:

 в судах - на лиц, совершивших преступление в возрасте 16 лет, и по преступ лениям, за которые ответственность установлена с 14 лет, в порядке особого про изводства по делам несовершеннолетних;

 в комиссиях по делам несовершеннолетних на основании «Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и Кодекса РФ об административных право нарушениях - на лиц, совершивших в возрасте до 14 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), на совершивших в возрасте от 14 до 16 лет общественно опасные действия (имеющие признаки преступления), не предусмотренные статьей 20 Уголовного кодекса РФ, совершивших мелкое хули ганство, на совершивших неправомерное завладение имуществом без цели хище ния, на уклоняющихся от учёбы до получения основного базового образования, или достижения ими 15-летнего возраста, на совершивших иные антиобществен ные поступки, на употребляющих спиртные напитки, наркотики, на самовольно ушедших из семьи, занимающихся бродяжничеством .

Административная ответственность для несовершеннолетних наступает с 16-летнего возраста к моменту совершения административного правонарушения. К лицам, совершившим правонарушения в возрасте от 16 до 18 лет, применяются меры, предусмотренные положением о комиссиях по делам несовершеннолетних: за приобретение, хранение и потребление наркотических средств и психотропных веществ, жестокое обращение с животными, повреждение транспортных средств общего пользования, групповые передвижения с помехами для дорожного движе ния, повреждение телефонов-автоматов, распитие спиртных напитков и появле ние в пьяном, оскорбляющем человеческое достоинство, виде в общественных местах, приставание к прохожим, приобретение самогона и др., к лицам, совер шившим некоторые виды административных правонарушений (мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения, нарушение порядка обращения с оружием, правил пограничного режима и др.).

Права и обязанности родителей

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Статья 62. Права несовершеннолетних родителей

1. Несовершеннолетние родители имеют права на совместное проживание с ребенком и участие в его воспитании.

2. Несовершеннолетние родители, не состоящие в браке, в случае рождения у них ребенка и при установлении их материнства и(или) отцовства вправе самостоятельно осуществлять родительские права по достижении ими возраста шестнадцати лет. До достижения несовершеннолетними родителями возраста шестнадцати лет ребенку может быть назначен опекун, который будет осуществлять его воспитание совместно с несовершеннолетними родителями ребенка. Разногласия, возникающие между опекуном ребенка и несовершеннолетними родителями, разрешаются органом опеки и попечительства.

3. Несовершеннолетние родители имеют права признавать и оспаривать свое отцовство и материнство на общих основаниях, а также имеют право требовать по достижении ими возраста четырнадцати лет установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке.

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое).

Статья 66. Осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка

1. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет права на общение с ребенком, участие в его воспитании и решение вопросов получения ребенком образования.

Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию.

2. Родители вправе заключить в письменной форме соглашение о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка.

Если родители не могут прийти к соглашению, спор разрешается судом с участием органа опеки и попечительства по требованию родителей (одного из них).

3. При невыполнении решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством. При злостном невыполнении решения суда суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может вынести решение о передаче ему ребенка исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

4. Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке.

Статья 67. Право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников

1. Дедушка, бабушка, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком.

2. В случае отказа родителей (одного из них) от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним орган опеки и попечительства может обязать родителей (одного из них) не препятствовать этому общению.

3. Если родители (один из них) не подчиняются решению органа опеки и попечительства, близкие родственники ребенка либо орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском об устранении препятствий к общению с ребенком. Суд разрешает спор исходя из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

В случае невыполнения решения суда к виновному родителю применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

Статья 68. Защита родительских прав

1. Родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения. В случае возникновения спора родители вправе обратиться в суд за защитой своих прав.

При рассмотрении этих требований суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.
2. Если судом установлено, что ни родители, ни лицо, у которого находится ребенок, не в состоянии обеспечить его надлежащее воспитание и развитие, суд передает ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 69. Лишение родительских прав

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они:

Уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

Отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

Злоупотребляют своими родительскими правами;

Жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность;

Являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

Совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Статья 70. Порядок лишения родительских прав

1. Лишение родительских прав производится в судебном порядке.
Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей (лиц, их заменяющих), прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и других).

2. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

3. При рассмотрении дела о лишении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав.

4. Если суд при рассмотрении дела о лишении родительских прав обнаружит в действиях родителей (одного из них) признаки уголовно наказуемого деяния, он обязан уведомить об этом прокурора.

5. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда о лишении родительских прав направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Статья 71. Последствия лишения родительских прав

1. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

2. Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

3. Вопрос о дальнейшем совместном проживании ребенка и родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом в порядке, установленном жилищным законодательством.

4. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

5. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

6. Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении родителей (одного из них) родительских прав.

Статья 72. Восстановление в родительских правах

1. Родители (один из них) могут быть восстановлены в родительских правах в случаях, если они изменили поведение, образ жизни и(или) отношение к воспитанию ребенка.

2. Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав. Дела о восстановлении в родительских правах рассматриваются с участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

3. Одновременно с заявлением родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах может быть рассмотрено требование о возврате ребенка родителям (одному из них).

4. Суд вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей (одного из них) о восстановлении в родительских правах, если восстановление в родительских правах противоречит интересам ребенка.
Восстановление в родительских правах в отношении ребенка, достигшего возраста десяти лет, возможно только с его согласия.
Не допускается восстановление в родительских правах, если ребенок усыновлен и усыновление не отменено.

Статья 73. Ограничение родительских прав

1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав).

2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).
Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока.

3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и учреждениями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70), дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, а также прокурором.

4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства.

5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них).

6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.

Статья 74. Последствия ограничения родительских прав

1. Родители, родительские права которых ограничены судом, утрачивают право на личное воспитание ребенка, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

2. Ограничение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию ребенка.

3. Ребенок, в отношении которого родители (один из них) ограничены в родительских правах, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.

4. В случае ограничения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.

Статья 75. Контакты ребенка с родителями, родительские права которых ограничены судом

Родителям, родительские права которых ограничены судом, могут быть разрешены контакты с ребенком, если это не оказывает на ребенка вредного влияния. Контакты родителей с ребенком допускаются с согласия органа опеки и попечительства либо с согласия опекуна (попечителя), приемных родителей ребенка или администрации учреждения, в котором находится ребенок.

Статья 76. Отмена ограничения родительских прав

1. Если основания, в силу которых родители (один из них) были ограничены в родительских правах, отпали, суд по иску родителей (одного из них) может вынести решение о возвращении ребенка родителям (одному из них) и об отмене ограничений, предусмотренных статьей 74.

2. Суд с учетом мнения ребенка вправе отказать в удовлетворении иска, если возвращение ребенка родителям (одному из них) противоречит его интересам.

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.
Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа местного самоуправления.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Статья 78. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

1. При рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства.

2. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.
Статья 79. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

1. Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей, производится судебным исполнителем в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.

Если родитель (другое лицо, на попечении которого находится ребенок) препятствует исполнению судебного решения, к нему применяются меры, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.

2. Принудительное исполнение решений, связанных с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), должно производиться с обязательным участием органа опеки и попечительства и участием лица (лиц), которому передается ребенок, а в необходимых случаях с участием представителя органов внутренних дел.

При невозможности исполнения решения суда о передаче ребенка без ущерба его интересам ребенок может быть по определению суда временно помещен в воспитательное учреждение, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения или другое аналогичное учреждение.

Родители - отец и мать - пользуются равными правами и несут равные обязанности (п. 2 ст. 38 Конституции РФ).

С рождением ребенка у родителей возникают по отношению к нему различные права и неразрывно с ними связанные обязанности. Тот факт, что данные лица действительно являются родителями ребенка, должен быть удостоверен в установленном законом порядке, а именно записью в органах ЗАГСа.

При совершении записи в книгах ЗАГСа и в выдаваемом родителям свидетельстве о рождении указывается, кто является отцом и матерью ребенка. В отношении записи матери обычно никаких затруднений не бывает. По справке медицинского учреждения мать записывается как в том случае, когда сама регистрирует рождение, так и в том, когда рождение ребенка регистрируется по заявлению других лиц.

В качестве отца, если родители выполнили требование закона и зарегистрировали свой брак, записывается муж матери ребенка. Если же брак не был зарегистрирован, положение может оказаться очень трудным. Моральные нормы нашего общества требуют от граждан заботы о своих детях. Такое нравственное требование, приводит в большинстве случаев к тому, что родители пользуются предоставленным им правом подать в органы ЗАГСа совместное заявление об установлении отцовства, т.е. просить записать фактического отца в книгах записи о рождении ребенка. В практике встречаются случаи, когда фактический отец отказывается подать такое совместное заявление. В этих случаях, матери, предоставлено право, обратиться в суд, с требованием об установлении отцовства.

Для того чтобы суд мог вынести решение о признании отцом ребенка того гражданина, на которого указывает мать, суд должен установить действительное происхождение ребенка. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие этот факт, без каких либо ограничений, в том числе и заключение генетической экспертизы крови.

Право на предъявление такого требования имеют не только мать, но и фактический отец ребенка (когда мать отказывается подать совместное заявление об установлении отцовства), его опекун (попечитель), лицо, не иждивении которого находится ребенок (его близкие родственники, другие лица, фактически воспитывающие ребенка), а также сами дети, достигшие совершеннолетия (18 лет), если до их совершеннолетия требование об установлении отцовства не было предъявлено другими лицами.

В тех случаях, когда отцовство установлено подачей совместного заявления или по суду, ребенок пользуется теми же правами, что и дети, родившиеся от родителей, состоявших в браке между собой. Если же отцовство не установлено, то никаких прав по отношению к фактическому отцу у ребенка и матери не возникает.

При записи о рождении ребенку присваивается фамилия его родителей, если они носят общую фамилию. При разных фамилиях отца и матери родители вправе присвоить ребенку любую из этих фамилий, а если они не могут прийти к соглашению, то фамилия одного из них присваивается по указанию органа опеки и попечительства.

Родители избирают самостоятельно имя ребенку. Отчество ребенка записывается по имени отца, если иное не основано на национальном обычае.

Воспитание в семье обычно осуществляется всеми взрослыми членами семьи, которые передают детям свой опыт, свое умение, представление о плохом и хорошем. Но права и обязанности по воспитанию и ответственность за воспитание детей целиком возлагается на их родителей.

Родители свободны в выборе средств и методов воспитания, однако пределы осуществления их прав ограничены целью воспитания: они обязаны заботиться о здоровье детей, их физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, об обучении своих детей.

Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Закон особо подчеркивает, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Под «интересами детей» семейное законодательство понимает обеспечение надлежащих условий их воспитания. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.


Имеет права и обязанности. В силу возраста он наделен правами, которых нет у взрослых, а его обязанности не регулируются законодательно.

Уважаемые читатели! В статье рассказаны типичные способы того, как решать юридические проблемы. Ваш случай индивидуален.

Родители должны обеспечить детей полноценной едой.

Теоретически люди всех стран имеют одинаковые , однако далеко не каждое государство может обеспечить соблюдение этих прав. На Западе правам людей, включая детей, уделяется больше внимания, чем в мало развитых странах. Сегодня в России права детей обеспечены на законодательном уровне.

К сожалению, еще не все законы работают на должном уровне. Это провоцирует нежелание людей выполнять все обязанности, и, как следствие, происходит нарушение прав человека. Ведь права и обязанности неразделимы . Несоблюдение обязанностей влечет нарушение прав, это цепочка – причина отсутствия порядка в обществе.

Правовая регуляция детских прав, обязанностей

Основной документ, который регулирует семейные отношения, — это Семейный Кодекс РФ. Здесь описаны нормы, касающиеся отношения в рамках семьи к детям. Документ регламентирует права детей, в нем оговариваются вопросы материального обеспечения детей в тех случаях, когда родители .

Здесь же указываются обязанности родителей по отношению к детям, их права. Отдельной главой идут разъяснения по поводу спорных моментов, касающихся отцовства. Главная цель этого нормативно-правового акта – обеспечить достойную жизнь ребенка.

Особенности воспитания в семье

Каждый ребенок имеет право быть счастливым!

Законодательно закреплено право ребенка жить, воспитываться в семье. Об этом гласит 54 статья СК РФ. В данном кодексе прописаны прочие права детей, а также их обязанности. Например, ребенок должен знать . Проживая вместе со своими детьми, мать, отец, занимаются их воспитанием, заботятся о них.

Если родители не справляются с воспитанием детей, их могут лишить родительских прав. Условия данного юридического действия указаны в законе. Лишают алкоголиков, наркоманов и тех, кто уличен в насилии по отношению к детям.

Второй причиной, которая может привести к лишению родительских прав, можно назвать отсутствие возможности / желания обеспечить детям должный уровень проживания. Самой частой причиной в этом плане считается несоответствие жилья санитарным требованиям.

Во времена СССР детей, взятых от родителей, лишенных этих прав, отправляли исключительно в детдом. Сегодня поощряется семейный вид воспитания. Поэтому детей стараются отдавать в приемные семьи, . Появилась новая форма – семейный детдом.

Право на общение с родственниками

Семейный кодекс содержит статью 55, которая посвящена праву детей на общение родителями, родственниками. Причем родственниками со стороны мамы имеют равные права с со стороны папы. Не случайно такое естественное право зафиксировано в законе.

При расставании родителей малыш зачастую подвергается сильному психологическому воздействию со стороны своих родных. Каждый старается ему внушить свою позицию по данному вопросу, не давая объективной картины. Обиженная женщина может препятствовать общению ребенка с папой. Именно для таких ситуаций – право, закрепленное в законе.

Если у отца или его родственников, например, у бабушки, возникает желание общаться с ребенком, они могут добиться его . Представители закона рассмотрят ситуацию и примут решение, максимально обеспечивающую интересы ребенка.

Защита прав детей

Все дети имеют одинаковые права.

Не секрет, что нарушение прав детей сегодня – обычное явление. Много детей страдают в семьях от побоев, произвола, даже от сексуального насилия. Но могут нарушать и госорганы.

Статья 56 гласит, что ребенок имеет право на защиту своих интересов. В понятие «интересы» здесь включен целый комплекс потребностей. К ним можно отнести следующие:

  • дружить с интересными ему людьми;
  • заниматься спортом;
  • ходить в кружки;
  • развиваться в семье;
  • получать помощь врачей;
  • посещать ;
  • учиться в школе, прочее.

Кто же должен заниматься защитой детских прав? Во-первых, родители. Во-вторых, сами дети, если они дееспособны. Более того, закон дал детям право обвинять родителей в незаконном отношении по отношении к ним, например, в насилии.

Защита прав детей – обязанность органов опеки. Если выходит так, что в родной семье ребенку не могут обеспечить надлежащий уход, соблюдение его прав, то сотрудники данного учреждения должны проводить соответствующую работу.

Право на мнение

Каждый ребенок имеет право пожаловаться на родителей!

По отношению к себе самому ребенок имеет право составить собственное мнение. В семье не может быть однозначного диктата родителей. Ребенок наделен аналогичными со взрослыми правами. Даже в юридическом плане мнение ребенка в определенных ситуациях берется во внимание, причем как на уровне принятия к сведению, так и в форме официального учета.

Примером учета мнения ребенка может стать . Ребенок может быть собственником жилья. Тогда для продажи квартиры берут разрешение органов опеки. Если малышу нет 10 лет, сотрудники данного учреждения самостоятельно выносят решение, сопоставляя стоимость доли ребенка в жилье продаваемом и покупаемом. При этом учитывается рыночная стоимость и количество метров, причитающихся малышу.

Если же ребенку есть 10, он может не давать разрешение на продажу жилья. Тогда у родителей будет один выход – уговаривать своего отпрыска пойти навстречу. Возможно, придется делать ему более выгодные предложения.

Право на Ф.И.О.

Статья 58 СК Российской Федерации регламентирует особенности . У каждого должно быть имя, отчество, обязательна и фамилия. Имя ребенку дает тот человек кто регистрирует его в загсе. С отчеством немного сложнее. Если у малыша есть официальный папа, то отчество образовывают от его имени. У Ивана сын будет Иванович, а дочь – Ивановна.

Если же в графе «Отец» у ребенка прочерк, то отчество мать может дать любое. Его запишут со слов матери. В большинстве случаев женщины дают ребенку отчества, не имеющие никакой связи с именем настоящего отца малыша.

Фамилия определяется по желанию родителей: либо мамина, либо папина. Разумеется, если родители живут под одной фамилией, то выбора быть не может. У ребенка будет та же фамилия.

Ребенок и имущественные права

Ребенок имеет право получать обеспечение от родителей в материальном плане. Это его основное . Это связано с отсутствием возможности у детей зарабатывать деньги. Такое право сохраняется до 18 лет. Так что даже имеющие возможность заработать себе средства на проживание имеют право на родительское обеспечение. Что входит в эту обязанность папы и мамы?

  • полноценное питание;
  • питьевая вода;
  • вещи по размеру в соответствии с климатом;
  • обустроенное спальное место, а также место для занятий.

Если родители оформляют развод, дети остаются с одним из них. При этом второй родитель должен оказывать материальную помощь ребенку: платить алименты. Ведь обеспечение малыша – обязанность обоих: и папы, и мамы – а не только того, с кем проживает ребеночек.

На жилплощадь родителей дети особых прав не имеют, кроме права пользования. Так называют возможность детей жить вместе с папой или (и) мамой. А вот после смерти родителей они получат жилье уже по наследству.

С раннего детства ребенок может владеть своей собственностью. Это может быть недвижимость, которую ему дарят или которую он получает . Если ребенок уже достиг того возраста, когда он может подрабатывать, полученные за труд деньги являются исключительно его собственностью, родители их не должны касаться. Они не имеют законных прав контролировать расходы. Если ребенок самостоятельно купил себе вещи, никто, кроме него, не будет иметь на эти вещи прав.

Отличительные особенности обязанностей детей


Нарушать права ребенка никто не имеет права!

Обязанности взрослых граждан регламентируются законом. Среди самых известных обязанностей – платежи в налоговую, защита своей страны, уважительное отношение к символам государства. Права детей закреплены законом. А вот их обязанности не регулируются на законодательном уровне. Они обеспечиваются лишь моральным воздействием.

Во-первых, дети обязаны учиться. Это их основная обязанность. Среднее образование должен получить каждый. Если ребенок достиг возраста 6 с половиной лет, он должен идти в школу. Учеба становится его главной обязанностью, пока не исполнится 17 лет – 18 лет.

Именно в этом возрасте дети оканчивают 11 класс или колледж, училище, техникум, куда могут пойти после 9 класса. Получив аттестат о среднем образовании, выпускник делает дальнейший выбор. Перед ним – дороги в вузы, сузы . Но это не обязательно. Вполне можно сразу .

Родители должны прислушиваться к мнениям психологов, педагогов, которые рекомендуют приучать детей к труду с 5 – 6 лет. У малыша должны быть обязанности по дому. Только раннее приучение к труду может стать основой формирования гармоничной личности. Не стоит жалеть ребеночка и стараться оградить его от обязанностей. Это может привести к формированию безответственности, инфантильности.

Права детей должны быть неотрывны от его обязанностей. Только гармония в этом соотношении может стать основой порядка в обществе. Пока нарушаются обязанности, не могут полностью соблюдаться права. А это приводит к конфликтам в обществе.

Сказочный герой говорит о правах и обязанностях детей — смотрите видеоматериал:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

Теория юридической науки гласит, что все люди, независимо от возраста, происхождения, расы и национальности, имеют одинаковые права и обязанности. Это значит, что, по сути, когда мы слышим фразу "права и обязанности ребенка", мы не имеем в виду что-то отдельное от общечеловеческих прав.

Равноправие всех детей

Уровень защиты прав человека в разных странах значительно отличается. То же самое можно сказать и о соблюдении прав детей. Права и обязанности ребенка РФ сегодня защищаются законодательно. Но не всегда. Как известно, уровень демократии в стране определяется уровнем защищенности людей. Права, обязанности родителей и детей в странах демократического толка (США, Великобритания, Канада, Германия и другие европейские государства) реализуются и соблюдаются на должном уровне. Да, мы говорим о правах и обязанностях как о едином целом. В обществе должен быть и порядок. Обеспечить его можно только тогда, когда люди выполняют все обязанности, возложенные на них государством и моралью общества. В случае невыполнения обязанностей группами людей возникает риск несоблюдения прав человека.

Законодательство о том, что собой представляют права и обязанности ребенка

Основным нормативно-правовым актом, который устанавливает правовую основу отношений в семье, а также отношение к детям в семье, является Семейный кодекс Российской Федерации. В отдельных разделах кодекса рассматриваются и конкретизируются права детей, права и обязанности родителей, вопросы материального обеспечения детей в случае развода. Также уделяется значительное внимание решению спорных вопросов об отцовстве. Каждый ребенок должен жить в семье и иметь родителей!

Воспитание в семье

Как уже подчеркивалось, личные права и обязанности ребенка гарантируются Семейным кодексом. Согласно статье 54 СК РФ, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Нормами этой статьи установлено, что он должен знать своих родителей. Воспитательная функция семьи обеспечивается через совместное проживание родителей и детей путем постоянной заботы отца и матери о них. Если семья не имеет достаточного воспитательного потенциала, законом допускается лишение родительских прав. Обычно дети изымаются из таких семей, где взрослые злоупотребляют алкоголем, наркотиками или проявляют элементы насилия к детям. Также социальные службы часто лишают родительских прав тех граждан, которые не в состоянии обеспечить приемлемое состояние жилья, в том числе и санитарное.

В советское время детей, лишенных родительской опеки, ждала одна судьба - интернат. Сегодня популярны семейные формы воспитания - опека, приемная семья или детский дом семейного типа.

Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

В статье 55 СК РФ говорится о том, что ребенок имеет право общаться со своими родителями и другими родственниками по отцовской и материнской линии. Вроде бы все вполне логично и понятно. Некоторые люди могут сказать, что эту норму и не надо закреплять законодательно.


Но ведь часто права и обязанности несовершеннолетних детей не соблюдаются в конкретных случаях. Например, когда мать и отец разводятся, далеко не всегда у ребенка сохраняется общение с одним из родителей. Ему навязывается определенное мнение о происходящих в семье событиях и о виновниках этих событий. Законодательство защищает права и обязанности ребенка, поэтому отец, в случае препятствования со стороны матери или ее родственников общению с ребенком, может отстаивать свои интересы в суде.

Основные права и обязанности ребенка должны быть защищены

Посягательства на права человека в нашей стране, к сожалению, явление распространенное. Например, в семьях иногда бывают моменты насилия. Известны случаи, когда отец или отчим против желания дочери (падчерицы) вступает с ней в половую связь. Права детей нарушают часто и государственные органы.

Согласно статье 56 СК РФ, каждый ребенок имеет право на защиту своих интересов. Какие это могут быть интересы? Да самые разнообразные. Общение с друзьями, посещение кружков, гармоничное развитие в семейной среде, получение полной и быстрой медицинской помощи, получение образования (посещение детского сада или школы) и многое другое. Защита интересов детей - это обязанность родителей.


Также дети, которые признаны дееспособными до достижения совершеннолетия, могут самостоятельно защищать свои интересы. Они имеют полное право даже выступать против своих родителей, если те ведут себя по отношению к ним ненадлежащим образом.

Малолетние дети тоже не останутся без защиты. Если родители не выполняют свои обязанности и ребенку будет лучше не жить в биологической семье, то органы опеки всегда смогут провести необходимую работу.

Каждый ребенок может выражать собственное мнение

Ребенок всегда вправе иметь собственное мнение по любому вопросу, который касается его. В семье многие вопросы касаются детей, и каждый из них - это полноправный член семьи. Причем мнение ребенка не только принимается к сведению, но и в некоторых случаях фиксируется юридически.


Самый яркий пример - это продажа семьей квартиры. Как известно, за ребенком в жилье закреплено определенное количество квадратных метров. Для того чтобы сделка состоялась, должно быть разрешение органа опеки и попечительства. Эти структуры должны следить за соблюдением интересов детей. До того как ребенку исполнится 10 лет, социальные службы принимают решение самостоятельно. Но после достижения им этого возраста даже эти службы обязаны учитывать мнение ребенка, который может и не согласиться на продажу квартиры. Родителям в таком случае придется договариваться с ребенком, предлагая ему какие-то лучшие варианты.

Каждый ребенок должен иметь фамилию, имя и отчество

СК РФ в статье 58 рассматривает личные права и обязанности детей. В ней говорится, что ребенок может быть зарегистрирован только с фамилией, именем и отчеством. По закону имя ребенку выбирают родители. Они должны в этом вопросе прийти к общему согласию.

Определение отчества ребенка имеет свои особенности. Если человек рождается в обычной полной семье, то отчество дается по имени отца. Например, отца зовут Алексей. Значит, ребенок будет иметь отчество Алексеевич или Алексеевна. Но в нашей стране сейчас много людей живут в гражданском браке, часто сходятся, расходятся. Много женщин относятся к категории "мать-одиночка". В таких случаях отец может быть записан в свидетельство о рождении ребенка со слов матери. Практика показывает, что в таких случаях имя биологического отца не всегда совпадает с отчеством ребенка.


Фамилия дается человеку по фамилии родителей. Если они разные, то взрослые сами должны решить, на какую фамилию регистрировать своего малыша.

Какие права у детей есть в имущественной сфере?

Главное имущественное право ребенка- это получать материальное содержание от родителей. Это естественно, ведь в первые годы собственной жизни никто физически не может зарабатывать деньги себе на содержание. Да и для работы необходимы какие-то навыки... Родители обязаны содержать ребенка до достижения им 18-летнего возраста. Что имеется в виду? Содержание - это предоставление качественного питания, регулярная покупка вещей, хорошая обстановка в детской комнате. Если родители развелись, то ребенок имеет право на алименты от того из них, с кем он не живет, ведь обязанности по его содержанию лежат как на матери, так и на отце.


Дети не имеют права собственности на имущество родителей, например, на квартиру, в которой проживают. Юридически возможность проживать в одном с жилье с родителями считается правом пользования. Имущество родителей переходит в собственность детей по праву наследования.

Дети также могут иметь собственность. Что может в нее входить? Например, собственные доходы. Когда ребенку уже исполнилось 14-15 лет, он спокойно в свободное от обучения время может находить себе подработки. Родители не имеют права контролировать расход этих денег. Кроме этого, ребенок может покупать самостоятельно себе вещи. Имущество, полученное в наследство или по договору дарения, тоже считается частной собственностью малолетнего или несовершеннолетнего человека.

Обязанности детей и их отличие от обязанностей взрослых

Как известно, обязанности взрослых урегулированы законодательно. Это необходимость платить налоги в бюджет, обязанность защищать Родину (служить в армии), уважать государственные символы. Если говорить про права и обязанности детей кратко, то первые из них урегулированы законодательно, а вот вторые в основном регулируются нормами морали.


Главное, чего требует от детей общество, - учиться. Получение среднего образования в нашей стране обязательно для всех. Фактически школа - это основное "место работы" для детей возрастом от 6 до 16-17 лет. Дальше человек может выбирать, учиться или нет. Образование может и закончиться получением школьного аттестата, но зачастую большинство детей продолжают обучение в ПТУ, техникумах или институтах.

По мнению педагогов, родители должны вменить в обязанность детям старшей группы детского сада, младшего школьного возраста определенные работы по дому. Те родители, которые не считают необходимым нагружать своих чад домашней работой, ошибаются, потому что только с помощью труда можно воспитать человека обязательного и ответственного.

Заключение

Основные права и обязанности ребенка - это симбиоз системы сдерживаний и противовесов. Дети имеют много прав, но должны выполнять и свои обязанности. Ведь ясно, что невыполнение многими людьми своих обязательств перед другими или государством может привести к конфликту социальных групп. Обязанности детей семейное право также должно урегулировать законодательно!

Существует мнение, что детям не нужно разъяснять их права, чтобы не мешать правильному воспитанию. Некоторые родители считают, что в этом случае дети могут стать совсем неуправляемыми. Однако нужно помнить о том, что чувство собственного достоинства гораздо легче разрушить, чем создать. Дети должны знать о своих правах, это способствует становлению личности. Нельзя обходить вниманием и их обязанности – это помогает им стать ответственными людьми.

Конвенция о правах ребенка

Положение о том, что личности должно гарантироваться соблюдение ее прав, не подлежало сомнению в цивилизованных странах задолго до принятия в 1948 году Всеобщей декларации о правах человека. Но права ребенка как отдельной личности, во всем равной взрослому человеку, были продекларированы только в 1959 году, когда была принята Декларация о правах ребенка. Она сформулировала 10 принципов, обязательных для тех, от кого зависит жизнь и благополучие детей.

В 1989 году была принята Международная Конвенция о правах ребенка. Она признала права детей наравне с взрослыми. Россия присоединилась к Конвенции и приняла все ее положения.

Основные положения Конвенции о правах ребенка:

Государство принимает на себя обязательства по охране жизни, здоровья и благополучия детей. Они признаются объектом особой заботы. Права ребенка, продекларированные Конвенцией:

  • право на семью;
  • право на защиту и заботу государства, если у ребенка нет родителей или они не могут выполнять свои обязанности;
  • право на равенство;
  • право на образование;
  • право на свободное выражение своих мыслей;
  • право на собственное мнение;
  • право на имя и на гражданство;
  • право на получение информации;
  • право на защиту от насилия и от жестокого обращения;
  • право на медицинское обслуживание;
  • право на отдых и на досуг;
  • право на дополнительную защиту государства в случае особых потребностей, например, при инвалидности.

Забота о выполнении прав ребенка и о наилучшем обеспечении его интересов ложится в первую очередь на родителей или на лиц, их заменяющих.

Как рассказывать ребенку о его правах и обязанностях?

Право на информацию, подтвержденное Конвенцией, делает обязательным предоставление детям всей информации о правах личности. Они должны знать о своих правах, и начинать разговор стоит уже в дошкольном возрасте.

Долгое и скучное перечисление, скорее всего, не принесет положительных результатов. У детей есть защитное свойство психики не слышать то, что им неинтересно. Воспитание чувства собственного достоинства в каждой жизненной ситуации, умение решать проблемы с уважением к себе и окружающим гораздо больше даст для ребенка в отношении понимания его прав как личности.

Нарушения прав ребенка родителями

Начинать разговор о правах ребенка можно, если в семье права ребенка не нарушаются. Однако родители могут и не осознавать, что своими действиями они препятствуют соблюдению прав своего ребенка.

Часто в поведении родителей появляются моменты, которые мешают общению с детьми и воспитанию в них самоуважения:

  • Преобладание приказов и предупреждений несет неуважение к ребенку;
  • Частые угрозы вызывают привыкание, и ребенок перестает на них реагировать;
  • Мораль, нравоучения и проповеди в сложных ситуациях вызывают у детей скуку и неприятие;
  • Готовые решения, навязываемые родителями, показывают, что ребенок не способен справиться с ситуацией сам, демонстрируют неуважение;
  • Постоянные нотации и лекции перестают действовать на детей;
  • Критика и обвинения вызывают у ребенка неуверенность в своих силах;
  • Догадки и интерпретации поведения ребенка заставляют его уходить от контакта;
  • Постоянные вопросительные предложения не дают почувствовать самостоятельность, нарушают личное пространство;
  • Сочувствие на словах, уговоры, применение одинаковых речевых конструкций в разных ситуациях заставляют ребенка почувствовать безразличие родителей.

В общении с детьми следует воздержаться от окриков, оскорблений, ругательств, демонстраций власти, пророчеств и угроз. Старая истина, что с людьми нужно обращаться так же, как хочется, чтобы обращались с вами, совершенно справедлива и в общении с детьми.

Начало разговора о правах и обязанностях детей

Началом разговора может быть частая ситуация с нежеланием маленьких детей делиться своими игрушками. В этом положении нужно построить общение так, чтобы оба ребенка поняли, что их право обладания своими игрушками не оспаривается. Одновременно следует показать, как важно уметь договариваться.

Первый конфликт из-за желания иметь не принадлежащую ребенку вещь можно превратить в первый урок уважения к другому человеку и к его правам.

Сказки – помощники родителей

Хорошей помощью родителям будет опыт человечества, сохраненный в сказках. Ведь они – замечательная иллюстрация нарушения прав человека и последующего восстановления справедливости. Нужно не только читать сказки, но и обсуждать их с ребенком. Чудесные истории помогут удержать внимание малыша, а приключения героев — хороший материал для понимания правильности или неправильности их поступков.

Сказки, наглядно демонстрирующие нарушения прав:

  • «Золушка» — нарушено право на досуг и отдых;
  • «Три поросенка» — нарушение права на неприкосновенность жилища;
  • «Красная Шапочка» — нарушено право на неприкосновенность жизни.

Список можно продолжить. Вековая мудрость, заключенная в сказках, поможет в ненавязчивой форме объяснить ребенку его основные права.

Рисование и воспитание

Еще одно действенное средство воспитания – рисование. Психологи советуют прибегать к этому средству как можно чаще. При помощи детских рисунков можно узнать о проблемах, о настроении, о переживаниях ребенка.

Права и обязанности ребенка тоже можно иллюстрировать при помощи рисунков. Качество исполнения неважно, героями могут быть и животные, и люди, и растения. Нужно, чтобы родители ясно понимали то, что они хотят выразить при помощи рисунков.

Можно в простейшей форме показать на рисунках права личности, а также нарисовать круг обязанностей родителей и ребенка. Для дошкольника, не умеющего читать, это будет наглядно и интересно.

Игра как способ воспитания

являются одним из основных видов деятельности дошкольника. При помощи игры дети воспринимают и изучают окружающий мир, учатся общаться, решать возникающие проблемы.

Игра имеет большое значение и для правового воспитания детей. В игровой форме ребенку можно рассказать о его правах и обязанностях. Родители должны твердо знать, что они хотят добиться в итоге. Игра – это очень серьезно. Беседы и убеждения влияют на детей меньше, чем игры.


Обязанности ребенка

Ребенок должен знать не только о своих правах, но и об обязанностях. Он должен хорошо понимать, что окружающие тоже имеют права, которые нельзя нарушать.

Мама имеет право на отдых, значит, ей нужно помогать. У товарища есть право на защиту от жестокого обращения, — его нельзя обижать.

Обозначенный круг посильных обязанностей должен формироваться у ребенка с самого раннего детства. Убрать свои игрушки после игры, налить кошке воды, отнести со стола посуду после еды, — обязанности несложные и выполнимые. Главное, чтобы они исполнялись регулярно и с минимальной степенью принуждения.

С возрастом круг обязанностей будет расширяться. Но происходить это должно постепенно, чтобы ребенок мог справиться с их увеличением без напряжения.

Пусть лучше ребенок имеет одну хорошо исполняемую обязанность, чем несколько выполняемых изредка. Он должен чувствовать ответственность за свое дело. Ведь воспитание чувства ответственности – одна из самых важных задач в педагогике.

Равенство в правах – равенство в обязанностях

Уважение в семье – одно из главных условий воспитания. Родители, стремящиеся подавлять волю детей даже из самых лучших побуждений, добьются только внешнего повиновения.

Знание о правах человека и ребенка — еще не значит их соблюдение. Взаимное уважение всех членов семьи, соблюдение прав не только ребенка, но и взрослых, выполнение обязанностей не только взрослыми, но и детьми, — правила, которых нужно обязательно придерживаться.

Нужно четко обозначить круг обязанностей всех членов семьи, начиная с взрослых и заканчивая малышами. Это поможет вырастить людей, уважающих себя и окружающих.

В первый раз заговорив о правах и обязанностях ребенка, важно не прекращать обсуждение темы. Поводов может быть бесконечно много: каждый поступок ребенка – это почва для воспитательного воздействия.


Top