Проект определение ребенка в приемную семью. Приемная семья
Понятие приемной семьи. Приемная семья представляет собой одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей (п. 1 ст. 123 СК). Согласно ст. 152 СК приемной семьей признается опека и попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Являясь одной из семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, приемная семья обладает определенными специфическими чертами.
Во-первых, в основании устройства ребенка в приемную семью лежит сложный юридический состав, включающий в себя акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна и попечителя, выполняющих свои обязанности возмездно (приемных родителей), и договор о приемной семье (п. 7 ст. 145 СК). В данном случае договор выступает не только в роли юридического факта, переводящего предписания семейного законодательства в плоскость конкретного правоотношения, но и выполняет функцию средства индивидуально-правового регулирования. Обусловливается это тем, что содержание правоотношений в приемной семье предопределяется не только нормами правовых актов, но и условиями индивидуального договора. В договоре о приемной семье происходит фиксация прав и обязанностей сторон как предусмотренных, так и не предусмотренных законодательством. В частности, приемные родители могут наделяться дополнительными правами, а на органы опеки и попечительства возлагаться дополнительные обязанности (например, обязанности по предоставлению приемной семье земельного участка, жилого помещения, автотранспорта и др.), и наоборот. Тем самым при заключении договора определяется конкретный объем прав и обязанностей участников правоотношений и создается индивидуально определенная модель их поведения.
Во-вторых, поскольку договор о приемной семье носит срочный характер, постольку приемная семья - это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Приемная семья образуется на срок, предусмотренный договором, но до достижения детьми совершеннолетия. Безусловно, отношения, возникшие между приемными родителями и детьми, как правило, продолжаются и в дальнейшем, однако они не носят правового характера.
В-третьих, при передаче ребенка в приемную семью он не утрачивает правовых связей со своими родителями и иными родственниками. В силу этого приемные родители и приемные дети в отличие от усыновленных и усыновителей не приравниваются в правах и обязанностях к родственникам по происхождению, и, как следствие, между ними не возникает ни алиментных обязательств, ни наследственного правопреемства.
В-четвертых, приемные родители осуществляют свои функции за вознаграждение (п. 1 ст. 153.1 СК). В этом состоит разница в правовом положении приемных родителей, с одной стороны, и опекунов (попечителей) - с другой. В силу положений п. 1 ст. 36 ГК РФ обязанности по опеке и попечительству в отношении ребенка, находящегося под опекой (попечительством), исполняются опекуном (попечителем) безвозмездно. Кроме того, деятельность родителей в приемной семье засчитывается в страховой стаж, который учитывается при начислении пенсии.
В-пятых, приемная семья пользуется различного рода мерами социальной поддержки, определяемыми договором о приемной семье в соответствии с актами, принимаемыми субъектами Федерации и органами местного самоуправления. В частности, на содержание каждого ребенка приемной семье выплачиваются денежные средства за счет соответствующих бюджетов. При этом финансирование производится на основании договора органами опеки и попечительства.
В-шестых, приемная семья, как и любая иная семья, не является самостоятельным субъектом права, за ней не признается статуса юридического лица*(437). В этом принципиальное отличие приемной семьи от детских домов семейного типа - бюджетных воспитательных учреждений*(438).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием и функционированием приемной семьи, осуществляется актами различного уровня. Наиболее важные положения, касающиеся порядка и условий передачи ребенка на воспитание в приемную семью, особенностей правового статуса приемных родителей и приемных детей, закреплены в гл. 21 СК (ст. 151-153.2). Их развитие и детализация осуществляются Правительством РФ. В настоящее время действует Положение о приемной семье, утвержденное постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 829*(439). Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, и некоторые иные аспекты, связанные с пребыванием ребенка в приемной семье, регламентируются законами субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, также применяются положения главы 20 СК "Опека и попечительство над детьми", Гражданского кодекса и Закона об опеке.
Условия и порядок передачи детей в приемную семью. На воспитание в приемную семью передаются дети в возрасте до 18 лет, оставшиеся по каким-либо причинам без родительского попечения: дети-сироты; дети, родители которых неизвестны; дети, родители которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены; дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание; дети, родители которых уклоняются от воспитания детей и от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций; дети, родители которых своими действиями или бездействием создают условия, представляющие угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию (п. 1 ст. 121 СК, п. 20 Положения о приемной семье).
В Семейном кодексе не содержится предписаний относительно количества детей, принимаемых в приемную семью. Однако вполне очевидно, что численность детей должна быть разумной с точки зрения возможности полноценного семейного воспитания в отношении каждого ребенка. Тем более, как справедливо отмечает А.М. Нечаева, в приемную семью чаще всего попадают дети больные, ослабленные, имеющие серьезные дефекты умственного или физического развития*(440). Потому в п. 2 Положения о приемной семье устанавливаются количественные ограничения: общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек.
Приемными родителями могут быть как супруги, так и отдельные граждане обоего пола, способные воспитывать детей и создать им условия для всестороннего развития. Однако лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Законодательством устанавливается перечень ограничений, установленных для лиц, желающих стать приемными родителями. К числу субъектов, заведомо не способных осуществлять семейное воспитание, отнесены: лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине; лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка. Перечень таких заболеваний, утвержденный постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542, является общим и применяется при медицинском освидетельствовании усыновителей, опекунов (попечителей) и приемных родителей.
Немаловажное значение имеют также нравственные и иные личные качества приемных родителей, способность их к выполнению обязанностей, отношения между приемным родителем и ребенком, отношения к ребенку иных членов приемной семьи. Данные обстоятельства учитываются органами опеки и попечительства при подборе приемных родителей.
Процесс организации приемной семьи включает в себя два взаимосвязанных этапа: преддоговорный (организационный) и непосредственно касающийся заключения договора о приемной семье.
Организационно-правовые предпосылки образования приемной семьи и заключения соответствующего договора состоят в следующем. Лица, желающие взять ребенка на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие материальное и семейное положение потенциальных приемных родителей, наличие у них жилого помещения, а также медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства осуществляет обследование условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, по результатам проведения которого составляет соответствующий акт.
На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц, желающих взять ребенка на воспитание в приемную семью, орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями. Если предполагается взять в приемную семью больного ребенка, ребенка с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии или ребенка-инвалида, то в заключении должно быть указано о наличии у приемных родителей необходимых для этого условий.
Положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, действительное в течение одного года, является основанием для подбора ребенка с целью его передачи в приемную семью. Предварительный выбор ребенка осуществляется будущими приемными родителями по согласованию с органом опеки и попечительства. Орган опеки и попечительства предоставляет приемным родителям информацию о ребенке, который может быть передан на воспитание в приемную семью, и выдает направление для посещения ребенка по месту его жительства или по месту его нахождения.
Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка*(441).
При подборе ребенка из образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и других аналогичных организаций потенциальным приемным родителям должна быть предоставлена информация о несовершеннолетнем, с тем чтобы выбор ребенка носил вполне осознанный характер. Полная и достоверная информация о ребенке, в том числе о состоянии его здоровья, физическом и умственном развитии, в последующем позволит приемным родителям выбрать наиболее подходящие способы и методы семейного воспитания. Средством реализации данного права выступает обязанность администрации этих учреждений ознакомить будущих приемных родителей с личным делом ребенка и медицинским заключением о состоянии его здоровья. При этом администрация учреждения несет ответственность за достоверность представляемых сведений о ребенке.
На ребенка, передаваемого на воспитание в приемную семью, администрация учреждения (либо лицо, у которого находится ребенок) представляет в орган опеки и попечительства следующие документы: свидетельство о рождении ребенка; документы, подтверждающие правовые основания для передачи ребенка на воспитание в приемную семью (свидетельство о смерти родителя (родителей), копию решения суда о лишении родителя (родителей) родительских прав, признании родителей недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, акт, подтверждающий, что ребенок был подкинут, и др.); заключение о состоянии здоровья, физическом и умственном развитии ребенка, выданное экспертной медицинской комиссией в установленном порядке (п. 13 Положения о приемной семье).
При передаче ребенка в приемную семью необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, устройство ребенка в приемную семью должно осуществляться исключительно в его интересах. Необходим учет этнического происхождения ребенка, принадлежности к определенной религии и культуре, родного языка, возможности обеспечения преемственности в воспитании и образовании (п. 1 ст. 123 СК). Также следует принять во внимание, что разъединение братьев и сестер не допускается, за исключением случаев, когда это отвечает их интересам (п. 5 ст. 145 СК). Исключением из общего правила будут случаи, когда ребенок не осведомлен о наличии у него братьев и сестер, либо один из них страдает заболеванием, которое препятствует его передаче в приемную семью, и т.п.
Во-вторых, поскольку передача ребенка в приемную семью существенным образом влияет на его судьбу, постольку она должна сопровождаться выявлением мнения самого ребенка. Разумеется, речь идет о ребенке, обладающем определенной психической зрелостью и способном сформулировать собственные взгляды. Мнение ребенка должно касаться конкретных приемных родителей. Ребенок, достигший возраста 10 лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия.
Преддоговорный (организационный) этап завершается принятием акта органа опеки и попечительства о назначении приемного родителя. С этим моментом закон связывает возникновение прав и обязанностей у приемного родителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка (абз. 3 п. 7 ст. 145 СК).
По завершении организационных процедур производится непосредственное заключение договора о приемной семье*(442). Порядок и сроки заключения договора определяются Правительством РФ. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении приемного родителя, от заключения договора приемный родитель вправе предъявить требования о понуждении к заключению договора.
Договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органов опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора (п. 1 ст. 153.1 СК).
Примерная форма договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью дается в приложении N 1 к Положению о приемной семье. С учетом индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, а также иных обстоятельств, имеющих место при создании конкретной приемной семьи, в текст примерного договора могут быть внесены необходимые изменения и дополнения. В частности, в п. 4 ст. 15 Закона об опеке оговаривается, что в интересах подопечного в договоре могут быть указаны отдельные действия, которые приемный родитель совершать не вправе, в том числе запретить опекуну или попечителю изменять место жительства приемного ребенка, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей приемных родителей, в том числе такие требования, которые определяют конкретные условия воспитания несовершеннолетнего подопечного.
Права и обязанности приемных родителей и детей. Заключенный договор между приемными родителями и органами опеки и попечительства порождает соответствующие права и обязанности сторон. Права и обязанности приемных родителей совпадают с правами и обязанностями опекуна (попечителя) (п. 2 ст. 153 СК). Кроме того, приемные родители становятся обладателями прав и обязанностей, предусмотренных в каждом конкретном случае при заключении договора.
Приемные родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, находящегося в приемной семье, на основе взаимоуважения, организуя общий быт, досуг, взаимопомощь. Они вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, однако с учетом его мнения и рекомендаций органа опеки и попечительства.
На приемных родителей также возлагаются обязанности по созданию необходимых условий для получения ребенком образования. Приемные родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования и обязаны обеспечить получение ребенком общего образования (п. 6 ст. 148.1 СК). С этой целью родители-воспитатели обеспечивают посещение приемным ребенком общеобразовательного учреждения, следят за его успеваемостью, поддерживают связь с учителями и воспитателями этого учреждения. В случае невозможности посещения ребенком общеобразовательного учреждения по состоянию его здоровья родители обеспечивают получение образования в установленных законом доступных для ребенка формах. Забота о здоровье ребенка, его физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обеспечение ухода за ребенком и лечения, систематический показ врачам-специалистам в соответствии с медицинскими рекомендациями и состоянием здоровья ребенка - это обязанности приемных родителей.
Приемные родители имеют право и обязаны осуществлять защиту прав и интересов ребенка. Необходимые полномочия приемных родителей подтверждаются удостоверением, которое выдается приемным родителям органами опеки и попечительства. Являясь законными представителями приемного ребенка, приемные родители защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.
За выполнение своих обязанностей приемные родители приобретают право на вознаграждение, размер которого в соответствии с п. 2 ст. 153.1 СК определяется договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Федерации. В субъектах Федерации разработаны и применяются различные способы определения размера вознаграждения приемных родителей*(443). В одних регионах за основу приняты различные ставки оплаты труда работников бюджетной сферы, в других - минимальный размер оплаты труда, в третьих - твердая денежная сумма, четвертые рассчитывают размер оплаты труда в кратном исчислении от установленной базовой суммы. Размер вознаграждения приемных родителей находится в прямой зависимости от количества принятых на воспитание детей. В то же время многие региональные законы устанавливают доплаты за воспитание ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, ребенка-инвалида, ребенка, имеющего отклонения в психическом или физическом развитии, либо ребенка с девиантным поведением.
К имущественным правам приемных родителей следует отнести и право на получение пособий, за счет которых осуществляется содержание приемного ребенка. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей"*(444) при передаче ребенка на воспитание в приемную семью одному из приемных родителей выплачивается единовременное пособие. В случае передачи в приемную семью двух и более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Кроме того, на содержание каждого приемного ребенка приемной семье ежемесячно выплачиваются денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и др. Размер и порядок выплаты этих средств определяются законами субъектов Федерации*(445). Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах представляются ежегодно в орган опеки и попечительства. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
Региональным законодательством предусматриваются и меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье. Примерный перечень видов такой помощи содержится в Положении о приемной семье. Конкретные виды льгот и иных имущественных прав, предоставляемых приемной семье, определяются непосредственно договором между приемными родителями и органами опеки и попечительства.
Приемные дети обладают личными и имущественными правами, которые по своему содержанию совпадают с правами, принадлежащими каждому ребенку. Среди них право ребенка жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, право на содержание и право собственности на доходы и иное имущество (ст. 54-57, 60 СК). При этом в пп. 26-28 Положения о приемной семье специально оговариваются особенности реализации некоторых из перечисленных прав. Так, ребенок (дети) в приемной семье имеет право на поддержание личных контактов с кровными родителями и родственниками, если это не противоречит интересам ребенка (детей), его нормальному развитию и воспитанию. Контакты родителей с ребенком (детьми) допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком (детьми), его родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.
Ребенок (дети), переданный (переданные) в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации, которые перечисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации на счета, открываемые на имя ребенка (детей) в банковском учреждении. За ребенком (детьми) сохраняется также право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением; при отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Права и обязанности приемных родителей по отношению к приемным детям сохраняют свою силу до момента прекращения действия договора о приемной семье. Пункт 1 ст. 153.2 устанавливает общее правило, согласно которому договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки и попечительства. Как правило, договор о передаче ребенка в приемную семью прекращается в связи с истечением срока его действия. При необходимости срок действия договора может быть продлен по соглашению сторон. В любом случае договор прекращается по достижении воспитанником 18-летнего возраста.
По просьбе приемных родителей договор может быть расторгнут досрочно, если они в силу уважительных причин не могут далее осуществлять принятые на себя обязательства. Такая ситуация может возникнуть, например, из-за болезни, изменения семейного или имущественного положения, отсутствия взаимопонимания с ребенком (детьми), конфликтных отношений между детьми и других причин. Расторжение договора по инициативе приемных родителей возможно и в случае невыполнения органами опеки и попечительства принятых на себя обязанностей по оказанию помощи приемной семье.
По инициативе органа опеки и попечительства договор может быть расторгнут в случаях возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка (детей), в случае возвращения ребенка (детей) родителям или в случае усыновления ребенка (детей).
Решение о прекращении договора о приемной семье принимается органом опеки и попечительства. В случае несогласия приемных родителей с принятым решением оно может быть оспорено в судебном порядке. Если основанием для расторжения договора о приемной семье послужило существенное нарушение договора одной из сторон по ее вине, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью. именуется приемным ребенком, а такая семья приемной семьей.
Какие дети могут быть переданы на воспитание в приемную семью
На воспитание в приемную семью передается ребенок (дети), оставшиеся без попечения родителей:
- дети-сироты;
- дети, родители которых неизвестны;
-дети, родители, которых лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
- дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание и содержание;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, находящиеся в воспитательных, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
Требования, предъявляемые к приемным родителям
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине;
лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) в приемную семью.
Права и обязанности приемных родителей
Опекун (попечитель) , приемные родители ребенка имеет право и обязаны:
- воспитывать ребенка, находящегося под опекой (попечительством);
заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии;
вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства, а также при соблюдении требований, предусмотренных Семейным Кодексом.
Они являются законными представителями приемного ребенка (ребенка находящегося под опекой (попечительством)) защищают его права и интересы, в том числе в суде, без специальных полномочий.
Их права не могут осуществляться в противоречии с интересами ребенка (детей).
Опекуны и попечители, приемные родители вправе помещать детей в образовательные учреждения на общих основаниях,
Число детей, помещаемых в приемную семью
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
Формирование приемной семьи
Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Договор о передаче ребенка (детей) заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями по форме согласно приложению № 3.
Правовые последствия между приемными родителями и детьми.
Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Порядок организации приемной семьи
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть приемными родителями.
К заявлению прилагаются следующие документы:
Справка с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копия декларации о доходах, заверенная в установленном порядке;
Характеристика с места работы;
Автобиография;
Документ, подтверждающий наличие жилья у лица (лиц), желающего взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (копия финансово-лицевого счета с места жительства и выписка из домовой книги (поквартирной) книги для нанимателей жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде либо документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение) ;
Копия свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
Медицинская справка лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья лица (лиц), желающего взять ребенка на воспитание в приемную семью.
Лицо, обращающиеся по вопросу получения заключения о возможности быть приемным родителем, должно предъявить паспорт, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий документ.
Для подготовки заключения о возможности быть приемными родителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство).
На основании заявления и акта обследования условий жизни лиц (лица), желающих взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (под опеку или попечительство), орган опеки и попечительства в течение 20 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами готовит заключение о возможности стать приемными родителями.
Учет личных качеств лиц, желающих стать приемными родителями
Безусловно, при подготовке заключения орган опеки и попечительства принимает во внимание личные качества людей, желающих взять на воспитание ребенка в семью их способность к выполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающих совместно с ними.
Помещение в приемную семью ребенка с ослабленным здоровьем
В случаях если лицо (лица) изъявляет желание взять на воспитание ребенка с ослабленным здоровьем, больного ребенка, ребенка с отклонениями в развитии, ребенка- инвалида, то необходимо, чтобы у приемных родителей (опекуна или попечителя) было наличие необходимых условий для этого.
Согласие ребенка на передачу в приемную семью
При передаче ребенка в приемную семью орган опеки и попечительства руководствуется интересами ребенка. Передача ребенка в приемную семью, достигшего возраста 10 лет осуществляется только с его согласия.
1. Что такое приемная семья?
Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Приемная семья отличается от других форм принятия детей на воспитание (усыновление, опека) - временным характером и договорным способом оформления отношений.
2. Почему детям нужно воспитание в приемных семьях?
Чаще всего в приемную семью приходят дети, имеющие определенный опыт, так называемый "жизненный сценарий". И у всех он разный. У кого-то родители погибли, чьих-то лишили родительских прав, чьи-то родители отказались от дочери или сына. Все это не может бесследно пройти для ребенка. Поэтому очень важно помочь ему изменить этот сценарий, подарив ему тепло своей души, любовь, знания и умения, да и просто состояние счастья и благополучия.
Для нормального формирования личности ребенку необходимо окружение таких людей, которые принимали бы его как личность, с которыми бы он жил одними интересами.
Каждому ребенку в первую очередь нужна мать или человек, полностью ее заменяющий. Психические потребности ребенка лучше всего удовлетворяет хорошая семейная обстановка.
Семья предоставляет ребенку не только оптимальные возможности для формирования его личности, но она так же естественно вводит его в постоянно расширяющиеся социальные отношения, создает предпосылки для его вступления в самостоятельную жизнь. Ребенок, попавший в приемную семью, становится активным участником воспроизводства семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений, приемными родителями, их детьми, родственниками. У детей появляется положительный опыт семьи, они впоследствии смогут сами стать эффективными родителями.
3. Кто может быть приемными родителями?
Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
Лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных в родительских правах;
Отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
Бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
Лиц, имеющих заболевания, при наличии которых нельзя взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (в том числе инвалидность I и II групп).
Предпочтение отдается семьям или одиноким лицам, имеющим опыт воспитания детей, или же родственникам этих детей.
4. Какие дети передаются на воспитание в приемные семьи?
На воспитание в приемные семьи передаются дети, оставшиеся без попечения родителей:
Дети-сироты;
Дети, родители которых неизвестны;
Дети, родители которых лишены родительских прав;
Дети, родители которых ограничены в родительских правах;
Дети, родители которых признаны в судебном порядке, недееспособными, безвестно отсутствующими, осуждены;
Дети, родители которых по состоянию здоровья не могут лично осуществлять их воспитание.
Дети, оставшиеся без попечительства родителей, находящиеся в детских интернатных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, учреждениях социальной защиты населения или других аналогичных учреждениях.
По желанию лиц (лица), имеющих на то необходимые условия, возможна передача им на воспитание в приемную семью:
Ребенка (детей) с ослабленным здоровьем;
Больного ребенка;
Ребенка с отклонениями в развитии;
Ребенка-инвалида.
5. Сколько детей может быть в приемной семье?
Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.
6. Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка?
Лица, желающие взять ребенка (детей) на воспитание в приемную семью, обращаются в районный (городской, областной) социально-педагогический центр по месту своего проживания.
7. Какие документы должны представить лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка?
Лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка, предоставляют с заявлением определенные "Положением о приемной семье" документы:
справку с места работы с указанием должности и размера заработной платы либо копию декларации о доходах, заверенную в установленном порядке;
документ, подтверждающий наличие жилья (копия финансового лицевого счета с места жительства и выписки из домовой книги, либо документ, подтверждающий право на собственное жилое помещение);
копию свидетельства о заключении брака (если состоят в браке);
медицинскую справку о состоянии здоровья. Кроме того, необходимо предъявить паспорт, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, другой заменяющий его документ.
8. Какое медицинское освидетельствование должны пройти кандидаты в приемные родители?
Медицинское освидетельствование, при необходимости - дополнительное обследование, осуществляется в учреждении здравоохранения по месту жительства кандидата в приемные родители. Медицинское заключение подготавливается на основании осмотра, а также данных из медицинской карты амбулаторного больного (уч.ф.№25/у-87). Заключение специалиста, осуществляющего освидетельствование гражданина(ки), подтверждается подписью руководителя учреждения и гербовой печатью. В медицинскую карту амбулаторного больного (уч.ф.№25/у-87) вносится запись о том, что гражданин(ка) прошел(а) освидетельствование, без указания его цели. Результаты медицинского освидетельствования действительны в течение 3-х месяцев.
9. При каких заболеваниях кандидатов в приемные родители не разрешается передавать ребенка в приемную семью?
Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II и V групп диспансерного учета;
Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорнодвигательного аппарата в стадии декомпенсации;
злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
Наркомания, токсикомания, алкоголизм;
Психические заболевания до снятия с диспансерного учета;
Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие работоспособность.
10. Какие жилищные условия должны быть у приемной семьи?
На каждого ребенка в приемной семье должно быть не менее 8 кв.м. жилой площади. Ребенку обязательно нужна своя собственная кровать, место для приготовления уроков, для хранения личных вещей.
11. Кто готовит заключение о возможности быть приемными родителями?
Для оценки личных качеств, способностей к выполнению обязанностей по воспитанию детей психологи социально-педагогических центров проводят психодиагностическое обследование приемных родителей. При отсутствии в районе подготовленных специалистов психодиагностическое обследование приемных родителей проводит психолог Областного (районного) социально-педагогического центра. На основании представленных кандидатами в приемные родители документов, а также результатов медицинского обследования, обследования жилищно-бытовых условий при положительных результатах психодиагностического обследования кандидатам в приемные родители дается заключение о возможности быть приемными родителями, предоставляется возможность подбора ребенка.
12. Из каких учреждений кандидаты в приемные родители могут подобрать ребенка в свою семью?
Лица, получившие от органов опеки и попечительства заключение о возможности быть приемными родителями, могут подобрать ребенка (детей), находящихся в доме ребенка, детском доме, приюте для несовершеннолетних, центре усыновления, опеки и попечительства. При посещении этих учреждений они должны иметь сопроводительное письмо из органа опеки и попечительства.
13. Какую подготовку проходят кандидаты в приемные родители?
Кандидаты в приемные родители проходят первичную психолого-педагогическую подготовку в областном (районных) социально-педагогических центрах.
14. Кто заключает договор с приемными родителями?
Орган опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей заключает с приемными родителями Договор о передаче на воспитание ребенка (детей) в их семью. В договоре предусматривается ответственность и права приемных родителей и органов опеки и попечительства, распределение обязанностей при реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка в приемной семье.
15. Как долго дети могут находиться в приемной семье?
Дети в приемной семье могут находиться до достижения ими совершеннолетия или до поступления ребенка до достижения совершеннолетия в профессионально-техническое училище, средне-специальное, высшее учебное заведение; при желании приемных родителей - и дольше, однако отношения уже не будут носить правового характера. При желании родителей, приемный ребенок может быть ими усыновлен, взят под опеку (попечительство).
16. Учитывается ли мнение ребенка при передаче его в приемную семью?
Передача ребенка (детей) в приемную семью осуществляется с учетом его мнения.
Передача в приемную семью ребенка, достигшего 10 лет, осуществляется только с его согласия.
17. Для чего составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье?
При передаче ребенка в приемную семью до заключения договора с приемными родителями составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье, которая включает в себя комплексное социально-психолого-медико-педагогическое сопровождение ребенка и его семьи.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье составляется социально-педагогическим центром, на основании потребностей ребенка, заключений и рекомендаций специалистов медико-психолого-педагогических центров диагностики детей, заключений и рекомендаций специалистов учреждений (приютов, домов ребенка, детских домов, областного и регионального СПЦ), заключений и рекомендаций медицинских учреждений, школ, информации о наличии (закреплений) жилья, имущества приемного ребенка, информации о биологических родителях, информации других субъектов социализации ребенка, а также реальных возможностей данной приемной семьи, учреждений социального блока данной территории.
18. Какие права имеет ребенок в приемной семье?
Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации.
За ребенком находящимся в приемной семье, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением. При отсутствии жилого помещения он имеет право на предоставление ему жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающуюся ему пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности), которая перечисляется на счет, открываемый на имя ребенка в кредитном учреждении в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для детей, находящихся на полном государственном содержании.
19. Какие права имеют приемные родители?
Приемные родители, в соответствии с Кодексом о Браке и Семье РБ, по отношению к принятому на воспитание ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя).
1. Приемный родитель имеет право выразить свои предпочтения при выборе ребенка: пол; возраст; допустимые дефекты здоровья.
2. Вернуть ребенка органам опеки до истечения срока договора, если возникали проблемы в отношениях, которые он не может решить.
Замечания
Запрет на развлечение
Лишение сладостей
Отказ от приобретения желаемой вещи
Наказание бездействием (останься в комнате...)
4. Предотвращать проявления дурных привычек у ребенка.
5. Предотвращать проявление жестокости, агрессии со стороны ребенка, сквернословие.
6. Препятствовать контактам ребенка с кровными родителями, если наблюдается прямое отрицательное влияние этих встреч.
Обращаться за помощью и консультацией по проблемным ситуациям в социально-педагогический Центр, орган опеки и попечительства.
20. Какие обязанности возлагаются на приемных родителей?
Приемный родитель - это лицо, которому передан на воспитание ребенок (дети), находящиеся на попечении органов опеки и попечительства на основании трудового договора.
Приемные родители обязаны:
1. Осуществлять физическую, психическую и моральную защиту ребенка.
2. Предоставлять ребенку соответствующие условия проживания: отдельную комнату или угол в комнате, отдельную кровать; заботиться о здоровье.
3. Не делать различий в воспитании своих детей и приемных: не унижать ребенка, не применять меры физического насилия к ребенку.
4. Разъяснять ребенку временный характер пребывания в этом доме, не допускать излишне эмоционального привыкания.
5. Прививать ребенку уважение к своей семье, готовность вернуться домой.
7. Создавать условия для интеллектуального развития ребенка, обеспечивать обучение, следи за физическим и психическим здоровьем.
8. Представлять регулярные отчеты в орган опеки и расходовании опекунских средств; социально-педагогический центр о результате пребывания ребенка в семье (достижении проблемы) по установленной форме.
9. Вести дневник наблюдения за ребенком.
10. Регулярно принимать у себя дома социального педагога, контролирующего ситуацию.
11. Сотрудничать со специалистами СПЦ по повышению знаний в вопросах воспитания детей.
21. Допускается ли контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком?
Контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком допускаются с согласия приемных родителей. В спорных случаях порядок общения между ребенком, его кровными родителями, родственниками и приемными родителями определяется органами опеки и попечительства.
22. Какую финансовую помощь получают приемные родители?
Образование приемной семьи и труд в ней приемных родителей является добровольной и нелегкой нагрузкой и лишь в определенной части компенсируется государством.
Денежные средства, выделяемые на содержание приемного ребенка ежемесячно, не позднее 20-го числа предыдущего месяца, перечисляются в кредитные учреждения на лицевые счета приемных родителей (родителя) либо выдаются по расходному кассовому ордеру.
Размер денежных средств, необходимых для содержания приемных детей, пересчитывается с учетом изменения цен на товары и услуги.
Денежные средства на содержание приемного ребенка выплачиваются приемным родителям в течение действия срока договора, но не далее, чем до достижения ребенком возраста 18 лет.
Условия оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества взятых на воспитание детей, устанавливаются законодательством Республики Беларусь.
Приемные родители ведут учет расходов в письменной форме по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка (детей). Сведения об израсходованных средствах и управлении имуществом приемного ребенка, в том числе жилым помещением, представляются ежегодно в орган опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь. Сэкономленные в течение года средства изъятию не подлежат.
Имущество, приобретенное для приемной семьи за счет бюджетных средств, принимается на баланс органом опеки и попечительства. Приемные родители обязаны обеспечить сохранность этого имущества. При досрочном расторжении либо по истечении срока трудового договора вопрос о дальнейшей судьбе этого имущества решает орган опеки и попечительства.
23. Какую поддержку могут получить приемные родители?
Приемные родители могут получить необходимые консультации и психолого-педагогическую поддержку в областном социально-педагогическом
Центре (г. Брест, ул. Я. Купалы 20/1; тел. 46-17-87)
24. Что делать, если придется вернуть приемного ребенка?
Если приемные родители почувствовали, что не справляются с воспитанием ребенка, не рассчитали свои силы, в семье стало неуютно и все раздражает, им необходимо обратиться за помощью в социально-педагогический центр. Если и после помощи ситуация в семье не изменилась, родительско-детские отношения не нормализуются, приемным родителям необходимо поставить в известность орган по охране детства, который решит вопрос жизнеустройства ребенка в установленном порядке.
25. Какие существуют нормативные документы по организации приемных семей?
2. Положение о «приемной семье», утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1678 от 28.10.1999 г.
3. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 24 ноября 1999 г. №701 «Об утверждении формы договора о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и образца удостоверения, выдаваемого приемным родителям».
4. Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 9.08.2000 года № 363 "Об организации работы по созданию приемных семей".
26. Каких детей лучше брать в приемную семью?
Ребенок от 1 года до 3-х лет
Видны особенности внешности, можно оценить состояние здоровья ребенка, а также заметить патологии развития;
Ребенок податлив к внешним влияниям, можно эффективно влиять на развитие интеллекта и черт характера;
Ребенок начинает говорить, речь своеобразная и забавная;
Много передвигается, интересуется окружающим.
Минусы:
- нужно много времени уделять уходу за ребенком; не остается времени на себя и других членов семьи, потому что все время занимает подвижный и любознательный малыш;
Ребенок подвержен различным заболеваниям, простудам, инфекциям.
Ребенок от 3 до 7 лет
Плюсы:
- ребенок уже самостоятелен и независим;
Можно определить отдельные черты характера, темперамент;
Проявляются его способности, склонности и интересы;
Он реже болеет;
Он разумен, почти не капризничает, с ним можно поговорить как со взрослым, побеседовать на разные темы.
Минусы:
- он еще помнит отдельные эпизоды из своей прошлой жизни, родственников и других людей и, возможно, эти воспоминания наложили негативный отпечаток на его сознание и поведение.
Ребенок от 7 до 10 лет
Ребенок самостоятелен и не требует много времени для ухода, он независим и трудолюбив;
Видны особенности характера, поведения, привычка склонности, способности, уровень интеллекта;
Ребенок очень хочет иметь хорошую семью; любого взрослого, проявившего к нему внимание и позаботившегося о нем, готов назвать родителем;
Ребенок может оценить желание приемных родителей заменить ему родных.
Минусы:
- трудно бывает приспособиться к особенностям поведения, привычкам, чертам характера и принять его таким, как он есть;
Если что-то не нравится, ребенок проявляет характер.
Нужно терпение, умение сдерживаться, не раздражался понимать, что ребенок - продукт среды и обстоятельств стал таким не по своей воле, а по вине окружавших его взрослых.
ПОДРОСТКИ, воспитывавшиеся в школах-интернатах, - самый трудный контингент для усыновления. Все противоречия их развития в этом возрасте обостряются и умножаются. Взрослым, рискнувшим взять такого ребенка в семью, нужны огромные терпимость, тактичность, мудрость и уважение к его личности, часто очень далекой от совершенства. Они должны быть готовы к постоянной психологической напряженности и помнить, что подростку приходится испытывать не меньшие трудности в этот кризисный период развития. Конечно, многое зависит от состояния здоровья, личных качеств ребенка, а также приемных родителей.
Многое зависит от состояния здоровья, личных качеств, как самого ребенка, так и приемных родителей. Нужно помнить, что растущую личность можно многому научить, развить, если постараться. А на какие-то явления просто не обращать внимания, принимая его как данность.
Обычно дети, попадающие в приемные семьи, как правило, удивительно быстро развиваются. Одновременно с формированием, чувства уверенности, с развитием межличностных отношений значительно улучшается их речь, расширяется их кругозор. У некоторых детей наблюдается такой быстрый скачок в развитии, которого не могли даже предполагать врачи и педагоги.
27. На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребенка в приемной семье?
Особое внимание стоит уделить первой встрече с ребенком. Бывает что ребенок при первой встрече пугается мужчин, долго не может привыкнуть к новому папе. Это происходит если ребенок долго находился в детских учреждениях, где работают женщины, и мужчины непривычны для ребенка. Наберитесь терпения и не обижайтесь на ребенка, если он отдает предпочтение кому-то одному из членов семьи.
Помните, что установить контакт с детьми легче всего через необычные игрушки, предметы, подарки.
В первые дни нежелательно приглашать в дом гостей, новых людей. Не советуем в этот период злоупотреблять походами в гости или часто посещать незнакомые места.
В первые дни дети боятся спать одни, оставаться в комнате без взрослых.
Исключите из общения с ребенком жесткие и категорические требования. Дисциплинирующие ограничения, наказания, порицания лучше использовать попозже, когда ребенок привыкнет к новым условиям, примет взрослых как своих родных. Первое время нужно меньше ограничивать свободу ребенка. Запретами в этот период трудно добиться его расположения. Нужно считаться с привычками ребенка, постараться почувствовать его состояние.
Чтобы вхождение в семью создавало меньше трудностей, в первое время необходимо придерживаться того режима дня, по которому ребенок жил последнее время.
Внимательно выслушивайте все рассказы ребенка из прошлого опыта, это поможет лучше его узнать, быстрее установить с ним контакт и доверительные отношения. Запрет или нежелание слушать могут усугубить имеющиеся у ребенка проблемы. Не старайтесь слишком настойчиво и назойливо расположить ребенка к себе. Ему нужно время освоиться и оглядеться. Все нормально развитые дети очень любопытны. Особый интерес они проявляют к бытовой технике, к предметам, которых они раньше не видели (не отходят от телефона или телевизора, пробуют мыло, выдавливают пасту, выливают мамины духи, рвут книги, ломают хрупкие предметы, игрушки, лезут в запрещенные места). Самый простой способ избежать неприятностей и сохранить добрые отношения - заранее убрать те предметы, которыми вы особенно дорожите, в укромные места. А полезные для ребенка вещи оставить на видном месте, так чтобы их удобно было взять.
28. Как строить взаимоотношения приемного ребенка с родственниками?
Приемного ребенка нельзя представлять сразу всем родственникам. Вначале ему надо дать время, чтобы он по возможности познал домашнее окружение. Постепенно ребенок становится членом семьи и всего семейного окружения. У него появляются свои тети, дяди, бабушки, дедушки, двоюродные сестры, братья. Иногда бабушки и дедушки выражают свой протест "чужому" ребенку, но ребенок обычно "подкупает" их своей непосредственностью.
29. Как строить взаимоотношения приемных и собственных детей?
Если в семье, пожелавшей взять приемного ребенка, есть свои собственные дети, то их надо подготовить еще до прихода приемного сына или дочери. При соответствующей предварительной подготовке собственные дети с нетерпением ждут появления нового члена семьи.
Приемные дети, особенно в первый период, требуют от родителей большого терпения, внимания, заботы. И совершенно неуместно в присутствии своих детей говорить о недостатках приемного сына или дочери, со вздохом оценивая его несовершенство. Важно сделать родных детей своими сторонниками, даже партнерами в помощи и заботе о приемных детях. Если родные дети уверены, что их положение в семье прочно, то есть они по-прежнему любимы, их интересы будут соблюдены, то они могут во многом помочь родителям. Через пример родных детей приемные учатся взаимодействию с родителями.
30. Как относиться к воспоминаниям приемного ребенка о его кровных (биологических) родителях?
В большинстве случаях у детей сохраняются плохие воспоминания о покинувших их родителях. Однако встречаются дети, которые с грустью и слезами вспоминают своих, даже бросивших их родителей, чаще всего мать.
Если ребенок в своих воспоминаниях проявляет положительное отношение к своей матери, то будет абсолютно неправильно исправлять его взгляды или высказывать в связи с этим неудовольствие. Наоборот, надо радоваться, что чувства ребенка не притупились, потому что его мать хотя бы частично удовлетворяла его основные физические и психические потребности. На воспоминания ребенка о родной семье можно не обращать внимания. На возможные вопросы ребенка, не вспоминая родную мать, говорить, что у него есть новая мама, которая будет заботиться о нем. Этим объяснением, а главное приветливым и ласковым подходом, можно успокоить ребенка. Через некоторое время его воспоминания сгладятся и он сердечно привяжется к новой семье.
Когда взрослые люди говорят с ребенком о его прошлом, ни в коем случае нельзя высказываться о его прежней семье пренебрежительно. Ребенок может почувствовать себя оскорбленным. Однако он должен четко знать, почему он не мог оставаться среди прежнего окружения, что его воспитание другой семьей - спасение для него. В разговоре с ребенком о его прошлом необходимо проявлять находчивость: сказать ему всю правду и не обидеть его, помочь ему все понять и правильно осмыслить. Ребенок должен внутренне согласиться с действительностью, только тогда он к этому не будет возвращаться.
31. Отдавать ли приемного ребенка в детский сад?
Приемного ребенка в возрасте до 3 лет желательно воспитывать матери, так как после всех переживаний ему необходимо успокоиться и сжиться с семьей.
Когда ребенок полностью адаптируется в семье, то он может посещать детский сад. Для детей, не посещавших детский сад, это критический момент, когда ребенок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребенка родителям необходимо тесно сотрудничать с воспитателями детского сада. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приемного ребенка, попросить их уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода.
32. Какие трудности могут возникнуть при поступлении приемного ребенка в школу?
Для детей, не посещавших детского сада, в начале учебы в школе возникает критический момент, когда ребенок оказывается в широком социальном окружении. В интересах ребенка родителям необходимо тесно сотрудничать с учителями. Желательно познакомить их с судьбой и предшествующим развитием приемного ребенка, попросить их уделять ему немного больше внимания, придерживаясь индивидуального подхода. Если ребенок наблюдается психологом, то сообщить об этом, ибо психолог также будет нуждаться в информации учителей.
Если врач и психолог, которые наблюдают за приемным ребенком, посоветуют отдать его в школу только через год, то безусловно, надо прислушаться к этому совету. Такое решение поможет выровнять отставание в общем развитии ребенка, создаст условия для формирования уверенности в своих силах. Ребенок потом будет лучше, без напряжения усваивать школьный материал. При необходимости приемным родителям надо показать ребенка врачу-логопеду для полного исправления произношения и дикции у ребенка перед поступлением в школу.
Содержание (перечень рассмотренных вопросов):
Что такое приемная семья? 3
Почему детям нужно воспитание в приемных семьях? 3
Кто может быть приемными родителями? 3
Какие дети передаются на воспитание в приемную семью? 4
Сколько детей может быть в приемной семье? 4
Куда должны обращаться лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка? 4
Какие документы должны предоставить лица, желающие взять на воспитание приемного ребенка? 4
Какое медицинское освидетельствование должны пройти кандидаты в приемные родители? 5
При каких заболеваниях кандидатов в приемные родители не разрешается передавать ребенка в приемную семью? 5
Какие жилищные условия должны быть у приемной семьи? 5
Кто готовит заключение о возможности быть приемными родителями? 5
Из каких учреждений кандидаты в приемные родители могут подобрать ребенка в свою семью? 6
Какую подготовку проходят кандидаты в приемные родители? 6
Кто заключает договор с приемными родителями? 6
Как долго дети могут находиться в приемной семье? 6
Учитывается ли мнение ребенка при передаче его в приемную семью? 6
Для чего составляется индивидуальная программа реабилитации ребенка в приемной семье? 7
Какие права имеет ребенок в приемной семье? 7
Какие права имеют приемные родители? 7
Какие обязанности возлагаются на приемных родителей? 8
Допускается ли контакт кровных родителей и других родственников с приемным ребенком? 9
Какую финансовую помощь получают приемные родители? 9
Какую поддержку могут получить приемные родители? 9
Что делать, если придется вернуть приемного ребенка? 10
Какие существуют нормативные документы по организации приемных семей? 10
Каких детей лучше брать в приемную семью? 10
На что следует обратить внимание в первые две недели нахождения ребенка в приемной семье? 11
Как строить взаимоотношения приемного ребенка с родственниками? 12
Как строить взаимоотношения приемных и собственных детей? 13
Как относиться к воспоминаниям приемного ребенка о его кровных (биологических) родителях? 13
Отдавать ли приемного ребенка в детский сад? 13
Какие трудности могут возникнуть при поступлении приемного ребенка в школу? 14
Литература:
1. Краснитская Г.С. Усыновление: вопросы и ответы (специалистам органов опеки и попечительства). – М., 1997 г. – 96 с.
2. Постановление Совета Министров РБ №1678 от 28.10.1999 г. «Положение о приемной семье».
3. Приемная семья в вопросах и ответах. Самара, 2001 г.
страница 1
Сегодня в России, несмотря на все принимающиеся меры, много детей остаются без попечения своих родителей. Закон с целью решения данной проблемы предусматривает несколько видов устройства сирот, среди которых самой распространенной является приемная семья.
Социальная политика Российской Федерации в качестве одного из основных своих направлений рассматривает вопросы сокращения количества специальных учреждений для детей, оставшихся по каким-то причинам без родительского попечения и, соответственно, возрастания числа семейных форм их воспитания.
В чем суть приемной семьи?
Под понятием «приемная семья» подразумевается вид устройства в семью детей, по разным причинам оставшихся без родительского попечения, включая также детей-сирот. С этой целью подписывается специальный договор. Людей, решившихся взять ребенка на воспитание такой формы, называют приемными родителями.
Главная задача приемных родителей – воспитание и содержание детей, обеспечение их образования, а также защиты их интересов и прав. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, а от 14 и до совершеннолетия – попечительство. В отличие от усыновления, приемная семья не предусматривает наследственных и алиментных правоотношений.
Каких детей можно взять в приемную семью?
Взять в приемную семью можно такие категории детей до 18-летнего возраста:
- дети-сироты, чьи родители умерли;
- дети, родители которых отсутствуют длительное время, лишились своих родительских прав или ограничены в них.
Передача ребенка в приемную семью в обязательном порядке производится с учетом его мнения, а по достижению им 10-летнего возраста необходимо получение его согласия.
Если дети имеют родственные связи, их передают в одну приемную семью. Существуют исключения – если они вместе не могут воспитываться, либо когда раздельное воспитание соответствует интересам детей.
Как правило, число детей в приемной семье, как родных, так и усыновленных, не может быть больше восьми.
Какие требования выдвигаются к приемным родителям?
В приемную семью могут взять ребенка лишь совершеннолетние дееспособные граждане, не только супружеские пары, но и отдельные лица. Если женщина и мужчина не состоят в браке между собой, им не разрешается быть приемными родителями для одного и того же ребенка.
Перечень тех, кто не сможет стать приемными родителями:
- лица, которые были лишены родительских прав или ограничены в них;
- наркозависимые;
- страдающие хроническим алкоголизмом;
- лица, которые ранее были усыновителями, но усыновление отменили по их вине;
- те, кто был ранее отстранен от обязанностей попечителя или опекуна;
- лица, которым не под силу воспитывать ребенка из-за состояния здоровья;
- судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, если судимость не снята или не погашена;
- совершившие когда-либо преступления против свободы, здоровья, жизни, достоинства и чести личности, против несовершеннолетних, общественной безопасности и др.
Подбор, учет и подготовка граждан, которые приняли решение взять ребенка в приемную семью, осуществляют по специальным критериям органы опеки и попечительства. При этом учитывают такие характеристики, как нравственность, ответственность, отношение ребенка к будущим родителям и наоборот
Обращаем внимание на обязательность прохождения приемными родителями медицинского обследования в порядке, который установлен соответствующим Приказом Минздрава РФ. Список недугов, при наличии которых запрещено брать ребенка в приемную семью, включает туберкулез и онкологические заболевания.