Пример административной ответственности за экологические правонарушения. Административные экологические правонарушения.

Это вид юридической ответственности, наиболее часто имеющий место в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение экологического правонарушения. Регулируется КоАП РФ и экологическим законодательством. Административным правонарушениям в области охраны окружающей природной среды и ответственности за их совершение посвящена специальная глава (гл. 7 ) Кодекса об административных правонарушениях.

Если дело не разрешается с помощью неофициальных средств, обвинения заслушиваются либо Администратором, либо Студенческой комиссией. Уведомление о дате, времени и месте проведения слушания предоставляется Респонденту не позднее, чем за пять рабочих дней до слушания.

Следующие стандарты будут применяться к любому такому слушанию, будь то до того, как Администратор или Студенческая группа поведения. Ответчик имеет право представить свидетелей и доказательств Администратору или коллегии по обучению студентов, а также представить вопросы, которые должны быть заданы для любых свидетелей. Этот опрос может проводиться путем подачи письменных вопросов группе или администратору поведения студентов для рассмотрения; однако советник сторон может активно консультировать и помогать в составлении этих вопросов. Администратор или коллегия по студенческому поведению задает вопросы в письменном виде и ограничивает вопросы только в том случае, если они не связаны с определением действительности обвинения, предъявленного против ответчика. В любом случае Администратор или панель администратора студента должны документировать причину не задавать какие-либо конкретные вопросы. В тех случаях, когда администратор или группа, участвующая в обучении, определяет, что сторона или свидетель недоступна и не может присутствовать из-за смягчающих обстоятельств, Администратор или панель для студентов могут создавать специальные процедуры для предоставления свидетельских показаний из отдельного места. При этом Администратор или панель администратора Студента должны определить, что существует действительная основа для недоступности, обеспечить надлежащую секвестру таким образом, чтобы свидетельские показания не были испорчены, и принять решение о том, что такая договоренность не будет несправедливо неблагоприятна для любой стороны. В решении должно быть указано, как подать апелляцию, как указано ниже. Кроме того, в письменном решении суммируются доказательства в поддержку санкции. Такая же форма будет завершена, независимо от того, выбирает ли ученик студенческую панель или административное слушание. Студенческая группа по проведению проверок после созыва слушания рекомендует дисциплинарное решение директору по честности студентов. После того, как дело направляется в Студенческую комиссию, Заявитель и Ответчик будут уведомлены о доступных датах и ​​времени для слушания. Ответчик может указывать предпочтения из числа доступных дат и времени. Это официальное уведомление будет предоставлено по крайней мере за пять рабочих дней до слушания и будет включать время, дату и место слушания. Кроме того, в уведомлении будут указаны Истец, Свидетели и характер предполагаемого неправомерного поведения. Обвиняемый может отказаться от сроков уведомления, чтобы ускорить процесс слушания. По запросу Респондент может встретиться с Администратором Студенческого Поведения, чтобы ознакомиться с информацией и процедурами слушания.

  • Решения и санкции.
  • Расписание слушаний по вопросам поведения студентов.
Слушатели и участники слушаний.

Административная ответственность, в отличие от дисциплинарной, наступает не только для должностных лиц и граждан, но и для юридических лиц.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает за совершение административных правонарушений следующие виды административных взысканий:

1. предупреждение;

Студенческие слушания обычно закрываются, за исключением ответчика, истца, советника и свидетелей. По усмотрению Председателя слушание может проводиться в отсутствие Студента, и вся информация о предполагаемом проступке должна быть представлена ​​и рассмотрена.

  • Исключения могут быть сделаны по усмотрению Председателя.
  • Свидетели допускаются по усмотрению Председателя.
  • Истец и ответчик имеют право на сопровождение советника и до двух членов семьи.
Процедуры слуха для студенческой группы.

Председатель осуществляет контроль за процессом, чтобы добиться упорядоченного завершения слушания. Любые рекомендательные письма, представленные Ответчиком, будут допущены к рассмотрению по усмотрению Председателя и, если они будут допущены, будут рассматриваться только во время обсуждения в Группе. Все процедурные вопросы, возникающие в ходе слушания, подлежат окончательному решению Председателя. Стандартом доказательства Студенческого Положения является Подтверждение Доказательства.

  • Консультанты ограничены частными сообщениями со своим консультантом.
  • Никакая другая запись не будет разрешена.
Санкции применяются только тогда, когда Ответчик признан ответственным за одно или несколько нарушений Кодекса поведения учащихся.

3. возмездное изъятие предмета, явившего орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4. конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты );

Все санкции официально зарегистрированы. Ответчик может также подпадать под действие одного или нескольких дополнительных требований. Нет требования, чтобы студент получал менее строгие санкции перед более суровыми санкциями; некоторые действия могут потребовать немедленной высылки. Панель рекомендаций студента может порекомендовать, или Администратор поведения Студента определит, санкционирует и выдаст уведомление об этом, как указано выше.

Дисциплинарное предупреждение Дисциплинарное предупреждение означает, что Студент был признан ответственным за нарушение Кодекса поведения Института. Дисциплинарное пробативное дисциплинарное пробация означает, что ученик был признан ответственным за нарушение Кодекса поведения Института. Приостановка - это отделение Студента от Института в течение определенного периода времени, после чего Студент имеет право на возвращение. Отстраненный ученик должен немедленно покинуть университетский городок и не может повторно посещать университетский городок без предварительного разрешения Вице-президента по студенческой жизни и декана студентов. Студентам, участвующим в отстранении, не разрешается записаться на занятия в Институте во время их отстранения. Высылка изгнания означает, что Студент был признан ответственным за нарушение Кодекса Института. поведения. Высылка - это постоянное разделение и прекращение статуса Респондента в качестве студента из Грузии, а также исключение из Помещений Института, привилегий и видов деятельности. Степень удержания: Институт может отказаться от присуждения степени, полученной иным образом до завершения процесса, изложенного в этом Кодексе поведения Студента, включая завершение всех санкций и дополнительных требований, если таковые имеются. час Другие требования: Другие требования могут быть наложены. Дисциплинарное пробация проводится в течение определенного периода времени. . В определенных обстоятельствах вице-президент по студенческой жизни и декан студентов может наложить приостановление до начала расследования и разрешения.

6. исправительные работы;

7. административный арест.

При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса ), что возмездное изъятие и конфискация предметов, имеющих важное значение в сфере охраны окружающей природной среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных и дополнительных административных взысканий, тогда как другие административные взыскания могут применяться только в качестве основных.
За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание. При наложении административного взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
В Законе «Об охране окружающей среды» предусмотрены следующие виды экологических правонарушений, влекущих административную ответственность:

Вице-президент по студенческой жизни и декан студентов определит, требуется ли временная приостановка. Временные приостановки, т.е. приостановки в процессе расследования и судебного разбирательства, должны происходить только там, где это необходимо для поддержания безопасности, и должны ограничиваться ситуациями, когда Ответчик представляет серьезную и непосредственную опасность или угрозу для лиц или имущества. При проведении такой оценки вице-президент по студенческой жизни и декан студентов должен рассмотреть вопрос о существовании значительного риска для здоровья или безопасности сообщества кампуса; характер, продолжительность и тяжесть риска; вероятность потенциальной травмы; и могут ли использоваться менее ограничительные средства для значительного снижения риска.

1. несоблюдение стандартов, норм и иных нормативов качества окружающей природной среды;

2. невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, а также в предоставлении заведомо неправильных и необоснованных экспертных заключений;

Прежде чем будет выпущена временная приостановка, учреждение должно предпринять разумные усилия, чтобы дать ответчику возможность быть услышанным о том, представляет ли его или ее присутствие на территории кампуса опасность. Если производится временная приостановка, условия приостановления вступают в силу немедленно. По просьбе ответчика слушание, чтобы определить, будет ли промежуточная приостановка продолжаться, будет проводиться в течение трех рабочих дней с момента запроса.

Во время временной приостановки студенту может быть отказано в доступе к классам, объектам кампуса и всем другим мероприятиям или привилегиям Института. Случаи временной приостановки должны быть приоритетными и ускоряться в процессе проведения. В тех случаях, когда введенная санкция предусматривает приостановление или высылку, существуют апелляционные процедуры, предоставляемые Ответчику и Заявителю на всех уровнях.

3. нарушение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений, технологических линий и иных объектов;

4. загрязнение окружающей природной среды и причинение вследствие этого вреда здоровью человека, растительному и животному миру, имуществу граждан и юридических лиц;

Любая сторона может оспорить участие любого должностного лица Института или сотрудника в процессе на основании личной предвзятости, представив письменное заявление назначаемому Институту, излагая основу для вызова. Письменная жалоба должна быть представлена ​​в разумные сроки после того, как сторона разумно должна была знать о существовании предвзятости. Уполномоченный Института будет определять, следует ли выдержать или опровергнуть вызов и, если это будет устойчивой, замену, которую необходимо назначить.

Процесс апелляции не предназначен для предоставления нового слушания на более высоком уровне. Ограничивается обзором записи начального слушания, подтверждающих документов и письменного обращения ответчика. Ответчик должен четко указать, почему он или она считает, что апелляция оправдана. Апелляции будут рассматриваться только по следующим причинам.

5. порча, повреждение природных объектов, в том числе памятников природы, истощение и разрушение природно-заповедных комплексов и естественных экологических систем;

6. нарушение установленного порядка или правил добывания, сбора, заготовки, продажи, скупки, приобретения, обмена, пересылки, ввоза и вывоза за границу объектов растительного и животного мира, их продуктов, а также ботанических, зоологических и минералогических коллекций;

Если дело обжаловано, санкции не налагаются, пока апелляция находится на рассмотрении, если не будет обеспечено благосостояние человека или общины. Санкции будут применяться, если апелляция не будет подана, срок подачи апелляции или когда решение об апелляции будет завершено. Обращение к вице-президенту по студенческой жизни и декану студентов.

Апелляция должна быть подана в письменной форме и должна содержать одну или несколько оснований, указанных выше, и должна быть представлена ​​в течение пяти рабочих дней с даты окончательного письменного решения. Апелляция должна быть проверена только для записи, и никакая новая встреча с Ответчиком или любой предполагаемой жертвой не состоится. Обращение к Президенту должно быть сделано в письменной форме, должно изложить одну или несколько оснований, указанных выше, и должно быть представлено в течение пяти рабочих дней с даты окончательного письменного решения Вице-президента по студенческой жизни и декана студентов, Апелляция должна быть проверена только для записи, и никакая новая встреча с Ответчиком или любой предполагаемой жертвой не состоится. Президент может подтвердить первоначальный вывод и санкцию; Подтвердить первоначальный вывод, но выдать новое разрешение большей или меньшей степени серьезности, вернуть дело обратно лицу, принимающему решение, для исправления процессуального или фактического дефекта; или отменить или отклонить дело, если возникли процессуальные или фактические дефекты, которые не могут быть устранены путем предварительного заключения. Решение Президента выдается в письменной форме Ответчику в течение разумного периода времени, обычно в течение десяти рабочих дней. Если Респондент желает обжаловать решение президента, он может подать апелляцию в Совет регентов в соответствии с Регламентом Правления. Решение Президента является окончательным решением Института. . Апелляционные решения Решения Апелляционного директора вступают в силу немедленно.

7. невыполнение обязательных мер по восстановлению нарушенной окружающей природной среды и воспроизводству природных ресурсов;

8. неподчинение предписаниям органов, осуществляющих государственный экологический контроль;

9. нарушение экологических требований по обезвреживанию, переработке, утилизации, складированию или захоронению производственных и бытовых отходов;

10. несоблюдение экологических требований при использовании в народном хозяйстве и захоронении радиоактивных материалов, химических и иных вредных веществ;

11. превышение установленных уровней радиационного воздействия и др.

Одной из наиболее распространенных мер административной ответственности за экологические правонарушения является штраф. Конкретный размер полагаемого штрафа зависит не только от характера и вида совершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненного вреда, но определяется также полномочиями, предоставленными соответствующему органу, налагающему штраф.

Штрафы за административные экологические правонарушения налагаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, регулирования использования природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. Правом применения этих мер наделены специальные комиссии при исполнительных органах власти, органы внутренних дел, должностные лица контрольно- надзорных органов. Меры административной ответственности применяются без обращения в суд и по упрещенной процедуре. Штрафные санкции наиболее четко и активно применяются за нарушение водного законодательства

Суммы взыскиваемых штрафов перечисляются на специальные счета государственных экологических фондов. Как обычно, постановление о наложении штрафа в административном порядке может быть обжаловано в суд или арбитражный суд. Уплата штрафа не освобождает виновных от обязанности возмещения причиненного правонарушением вреда.

Привлечение к ответственности в виде штрафа, независимо от его суммы, не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного вреда. Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещения вреда ; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с Законом на специальные счета внебюджетных экологических фондов.

Экологические правонарушения влекут за собой привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность наступает за экологические правонарушения, совершенные в связи с исполнением трудовых, служебных обязанностей. Она регламентируется Трудовым кодексом РФ. В силу ст. 192 Трудового кодекса РФ могут применяться следующие меры дисциплинарного взыскания: замечание, выговор, увольнение с работы в случае систематического неисполнения требований экологического законодательства.

Трудовые отношения лиц, работающих на предприятиях транспорта, атомной промышленности и иных организациях, деятельность которых представляет повышенную опасность, регламентируются Уставами о дисциплине и другими актами. За совершенные экологические правонарушения работники таких предприятий привлекаются к специальной дисциплинарной ответственности. Так, в соответствии с п.10 Устава о дисциплине работников организаций с особо опасными производствами в области использования атомной энергии, утвержденного постановление Правительства РФ от 10 июля 1998г. № 744 применяются следующие виды дисциплинарных взысканий: предупреждение о неполном служебном соответствии; перевод с согласия работника на другую, нижеоплачиваемую работу или другую, низшую должность на срок до трех месяцев; перевод с согласия работника на работу, не связанную с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с учетом профессии (специальности) на срок до одного года; освобождение от занимаемой должности, связанной с проведением работ в особо опасном производстве в области использования атомной энергии, с предоставлением с согласия работника иной работы с учетом профессии (специальности); увольнение за однократное нарушение законодательства РФ в области использования атомной энергии из числа правонарушений, предусмотренных ст. 61 Федерального закона «Об использовании атомной энергии», если последствия этого нарушения создают угрозу для безопасности работы организации и представляют опасность для жизни и здоровья людей.

Если в результате совершения экологического правонарушения был причинен вред предприятию (организации) работник может привлекаться также к материальной ответственности в порядке, предусмотренном статьями 232, 233, 238-248 Трудового кодекса РФ.

Административная ответственность наступает в случае совершения экологического проступка и регламентируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Предусмотрена административная ответственность за:

Правонарушения в области охраны собственности на природные ресурсы: самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1. КоАП РФ), пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требоывавний утверждения в установленном порядке технических условий (ст. 7.3. КоАП РФ); самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4. КоАП РФ), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5. КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользованием им с нарушением установленных условий (ст. 7.6. КоАП РФ); самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.9. КоАП РФ); самовольная уступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда; участком леса не входящим в лесной фонд или водным объектом (ст. 7.10. КоАП РФ); пользование объектами животного мира без разрешения (ст. 7.11. КоАП РФ); повреждения гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.7. КоАП РФ); уничтожение специальных знаков – межевых и иных информационных знаков, наблюдательных режимных скважин, объектов наблюдательной сети и т.д. (ст. 7.2. КоАП РФ);

Правонарушения в области регулирования экологических отношений: нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4. КоАП РФ); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5. КоАП РФ), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12. КоАП РФ), нарушение порядка отвода лесосек, освидетельствования мест рубок в лесах, не входящих в лесной фонд (ст. 8.24. КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4. КоАП РФ), невыполнение в срок законного предписания (постановление, представления органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)) (ст. 19.5. КоАП РФ), непринятие мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (ст. 19.6. КоАП РФ), непредоставление сведений (информации), в т.ч. экологической (ст. 19.7. КоАП РФ), нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9. КоАП РФ); нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих (ст. 19.14. КоАП РФ), несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, в т.ч. в отношении природных ресурсов (ст. 19.21. КоАП РФ);

Правонарушения в области охраны окружающей среды и отдельных природных ресурсов; несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 8.1. КоАП РФ); несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления и иными опасными веществами (ст. 8.2. КоАП РФ), нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3. КоАП РФ), порча земель (ст. 8.6. КоАП РФ); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7. КоАП РФ); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение правил охраны полосы отвода автомобильных дорог (ст. 11.21. КоАП РФ), нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9. КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений, устройств (ст. 8.15. КоАП РФ); нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.19. КоАП РФ), нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21. КоАП РФ), выпуск в эксплуатацию механических транспортных средств с превышением установленных нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.22. КоАП РФ), эксплуатация механических транспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах либо нормативов уровня шума (ст. 8.23. КоАП РФ), незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28. КоАП РФ); уничтожение лесной инфрастуктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30. КоАП РФ); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31. КоАП РФ), нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32. КоАП РФ), нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33. КоАП РФ), нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.

8.34. КоАП РФ), уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35. КоАП РФ), нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38. КоАП РФ), нарушение правил охраны и использование природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39. КоАП РФ), невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6. КоАП РФ);

Нарушения в области природопользования: использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8. КоАП РФ), нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10. КоАП РФ), нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11. КоАП РФ), нарушение правил водопользование (ст. 8.14. КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ стандартов (норм, правил) или условий лицензии (ст. 8.17. КоАП РФ), нарушение правил проведения ресурсных или морских научных исследований во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ (ст. 8.18. КоАП РФ), нарушение правил использования лесов (ст. 8.25. КоАП РФ), самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26. КоАП РФ), нарушение правил пользования объектами животного мира (ст. 8.37. КоАП РФ), нарушение требований при осуществлении работ в области гидрометеорологии, мониторинга загрязнения окружающей среды и активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы (ст. 8.40. КоАП РФ); нарушение правил пользования воздушного пространства (ст. 11.4. КоАП РФ); нарушение правил плавания (ст. 11.7. КоАП РФ);

Нарушения в области преобразования, мелиорации природных ресурсов: проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9. КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 10.10. КоАП РФ), нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27. КоАП РФ).

Меры административного наказания применяют должностные лица органов государственного экологического контроля, санитарно-эпидемиологического надзора и органов, осуществляющих контроль в сфере использования и охраны отдельных природных ресурсов: государственного земельного контроля, геологического контроля, лесной охраны, государственного охотничьего надзора и других.

К правонарушителям применяются следующие меры административного наказания:

· предупреждение;

· конфискация орудий охоты, рыболовства и других орудий совершения экологического правонарушения, в том числе транспортных средств, используемых при совершении правонарушения;

· конфискация незаконно добытой продукции;

· лишение права на охоту;

· приостановление действия и аннулирование лицензии на осуществление лицензируемых видов экологической деятельности, лицензий на пользование природными ресурсами;

· приостановка, прекращение работ, деятельности предприятий (организаций), отдельных цехов, агрегатов и иных объектов;

· прекращение природопользования, изъятие природных ресурсов у пользователей.

Субъектами административной ответственности являются граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, должностные лица предприятий (организаций), органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Уголовная ответственность регламентируется Уголовным кодексом РФ 1996г. В УК РФ имеется глава 26 Экологические преступления, в которой содержатся статьи, предусматривающие уголовную ответственность:

· Статья 246 за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ;

· Статья 247 – нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов;

· Статья 248 – нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо иными биологическими агентами или токсинами;

· Статья 249 – нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;

· Статья 250 – загрязнение воды;

· Статья 251 – загрязнение атмосферы;

· Статья 252 – загрязнение морской среды;

· Статья 253 – нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экологической зоне РФ;

· Статья 254 – порча земли;

· Статья 255 – нарушение правил охраны и использования недр;

· Статья 256 – незаконная добыча (вылов) водных экологических ресурсов;

· Статья 257 – нарушение правил охраны водных биологических ресурсов;

· Статья 258 – незаконная охота;

· Статья 259 - уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ;

· Статья 260 – незаконная рубка лесных насаждений;

· Статья 261 – уничтожение или повреждение лесных насаждений;

· Статья 262 – нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Кроме того, статьей 358 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за экоцид – массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Предусмотрена уголовная ответственность за нарушение экологических прав граждан, общественных объединений. Так, по статье 140 УК РФ наступает уголовная ответственность за неправомерный отказ в предоставлении гражданам экологической информации, за предоставление неполной или заведомо ложной экологической информации, по статье 149 УК РФ – за незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, шествия, пикетирования или участию в них, либо принуждение к участию в них, по статье 141 УК РФ - за воспрепятствование осуществлению права участвовать в референдумах по экологическим вопросам и статье 142 УК РФ - за фальсификацию документов таких референдумов, заведомо неправильное установление их результатов, нарушение тайны голосования.

Экологическое значение имеют преступления, не относящиеся напрямую к экологическим, квалифицируемые по ст. 215 УК РФ - за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики, если это могло повлечь радиоактивное загрязнение окружающей среды, ст. 220 УК РФ – незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными отходами, ст. 236 УК РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических правил, ст. 237 УК РФ – сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для окружающей среды, ст. 243 – уничтожение или повреждение природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства.

К уголовной ответственности за экологические преступления могут привлекаться граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства, должностные лица и работники предприятий (организаций) всех форм собственности и подчиненности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Экологические преступления влекут за собой применение различных мер уголовного наказания:

· исправительные работы,

· лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью,

· лишение свободы.


Top