Система обязательного пенсионного страхования. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Еще в начале 2000-х годов сложилась современная трехуровневая пенсионная система. Основным фактором формирования будущей пенсии становятся взносы работодателей , перечисляемые за своих работников и за себя в Пенсионный фонд РФ.

Главными участниками системы пенсионного страхования являются страхователи , застрахованные лица и страховщик (пенсионный фонд).

Последний в данном случае выступает в роли управляющего поступившими финансовыми средствами и является самостоятельной организацией, аккумулирующей денежные средства для выполнения пенсионных обязательств перед гражданами.

Что нужно знать о пенсии будущим пенсионерам?

Важно помнить, что минимальный размер пенсионной выплаты не может быть ниже прожиточного минимума , установленного в каждом конкретном регионе. В противном случае гражданин имеет право на из федерального или регионального бюджета.

Индексация пенсий в феврале и апреле

Специалисты ПФР на основании постановлений, которые принимаются правительством, ежегодно проводят на коэффициент, который должен быть равен уровню инфляции предыдущего года. Такое повышение выплат производится 1 февраля для страховых пенсий и 1 апреля для социальных пенсий.

  • С 1 февраля 2016 года повышение составило 4%, причем такая индексация была проведена только для , являющихся получателями .
  • Следующая индексация пенсионных выплат была проведена 1 апреля 2016 года и составила также 4%. Однако такое повышение коснулось всех получателей .

Во втором полугодии 2016 года должна была проводиться повторная индексация страховых пенсий. Однако такое решение правительство заменило другим - выплатить разово в виде компенсации повышения денежной суммы 5 тысяч рублей.

Такое решение принималось на основе результатов первого полугодия, то есть оценки нескольких факторов, а именно темпов роста экономики и ситуации в социальной сфере.

Порядок выплаты пенсий в РФ

Согласно действующему законодательству выплата пенсий осуществляется за текущий месяц территориальным органом ПФР по месту нахождения пенсионного дела. Причитающуюся ему сумму денег пенсионер может получить лично или через доверенное лицо. Выплату, установленную ребенку, получает один из родителей или опекун, при этом четырнадцатилетний ребенок может получать пенсию самостоятельно.

При написании заявления о назначении пенсии гражданин имеет право выбрать способ ее доставки:

  • через учреждения почтамта (на дому или в отделении почты);
  • через банк.

Впоследствии можно будет сменить способ доставки, обратившись лично с заявлением в территориальный орган ПФР по месту жительства, либо в многофункциональный центр, либо через личный кабинет на сайте ПФР.

Пенсионное обеспечение работающих пенсионеров

Изменение размера выплаты работающим пенсионерам осуществляется в том случае, если поступающие на лицевой счет гражданина страховые взносы от работодателя не были учтены при назначении или предыдущем перерасчете пенсии.

По сути данное изменение размера выплачиваемых денежных средств является корректировкой и устанавливается в индивидуальном порядке в отличие от февральской и апрельской индексации, когда пенсии увеличиваются на уровень инфляции.

Такой перерасчет осуществляется ежегодно 1 августа в беззаявительном порядке и зависит от заработной платы пенсионера.

С этого года августовская корректировка будет производиться по новым правилам: с учетом взносов за весь предыдущий год и расчетом в баллах. Причем правительством установлено максимальное значение индивидуального коэффициента, учитываемое при таком перерасчете:

  • не больше 3,0 - для граждан, у которых не формируются пенсионные накопления в данном году;
  • не больше 1,875 - для граждан, перечисляющих средства на .

Порядок перерасчета размера пенсии

Изменение размера пенсионной выплаты осуществляется в силу ряда причин, например, представление новых документов на рассмотрение или возникновение иных обстоятельств.

Осуществляется в двух вариантах : путем подачи заявления и в беззаявительном порядке.

  • В первом варианте осуществляется увеличение фиксированной суммы в случаях:
    • изменения числа иждивенцев;
    • приобретение необходимого «северного» стажа;
    • изменение категории получателя выплаты по утрате кормильца.
  • Во втором варианте может осуществляться как увеличение базовой суммы в случаях:
    • достижения возраста 80 лет;
    • изменения группы инвалидности.

Так и изменение суммы страховой пенсии в связи с увеличением количества индивидуальных коэффициентов, начисленных за предыдущий год трудовой деятельности.

Индексация пенсий работающим в 2017 году

Важным новшеством после внесения изменений в закон «О страховых пенсиях» является страховых выплат работающим пенсионерам (ст. 26.1). Впервые граждане преклонного возраста, продолжающие работать, стали получать пенсию и фиксированную сумму к ней без учета индексации с 2016 года.

Февральское повышение коснулось только тех пенсионеров, которые не работали по состоянию на 30 сентября 2015 года. Если гражданин прекратил трудовую деятельность в период с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года, ему было необходимо уведомить об этом органы ПФР, чтобы его пенсия была проиндексирована со следующего после рассмотрения заявления месяца. Причем в случае устройства на работу вновь выплата не подлежит уменьшению.

С 1 апреля 2016 года такой необходимости уведомления ПФР о прекращении работы нет. Это стало возможным с введением упрощенной системы отчетности для работодателей и автоматическим информированием о факте осуществления трудовой деятельности.

Участие работодателя в системе пенсионного страхования

Все страхователи для осуществления своей деятельности должны быть зарегистрированы в системе ПФР. Ежемесячно они на будущие пенсии своих сотрудников и на текущие выплаты действующим пенсионерам.

С начала 2014 года введена , утвержденная Постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 N 2п . В ней отсутствует разделение на страховую и накопительную составляющую, не указывается сумма уплаченных взносов, отображается уплата по дополнительным тарифам согласно аттестации до и после 2014 года. Все это позволяет сократить отчетность и устранить несоответствия по данным, предоставляемым страхователями о страховых взносах и по персонифицированному учету.

В организациях с численностью сотрудников более 25 человек отчетность предоставляется в электронном виде с электронно-цифровой подписью (ЭЦП).

Единая отчетность предоставляется ежеквартально не позднее 15 числа , следующего за отчетным периодом, для подачи в бумажном виде и не позднее 20 числа - для подачи в электронном виде.

Кроме того, с 1 апреля 2016 года введена дополнительная ежемесячная форма отчетности для выявления факта работы застрахованных лиц и проведения своевременного перерасчета их пенсии.

  • Общий тариф уплаты страховых взносов составляет 22% от годовой суммы заработной платы каждого сотрудника в пределах 796 000 рублей (+ 10% тарифа, если превышена предельная база для начисления) и 26% от годовой суммы МРОТ (умноженного на 12) за себя.
  • Стоит отметить, что с 2013 года введен дополнительный тариф для работодателей, имеющих льготные рабочие места. Размер тарифа зависит от итогов проведенной аттестации вредных условий труда.

Заключение

В нашей стране представляет собой тесное взаимодействие граждан, являющихся застрахованными лицами и перечисляемых страховые взносы на формирование своих пенсионных прав и текущую выплату пенсий, страхователей, непосредственно осуществляющих платежи в ПФР за себя и за своих работников, и Пенсионного фонда, управляющего поступившими денежными средствами на счета застрахованных лиц.

Среди множества задач пенсионной системы можно выделить основные, осуществляемые главным страховщиком - ПФР :

  • назначение и выплата пенсий;
  • проведение индексаций и перерасчетов пенсионных выплат;
  • сбор страховых взносов;
  • учет пенсионных прав и пенсионных накоплений.

Таким образом, созданная пенсионная система позволяет решать основные вопросы в сфере оказания государственных социальных услуг населению.

Всем пожилым людям, отработавшим полагающийся срок, предоставляется пенсия. В послетрудовой период жизни человек имеет полное право посвятить свое свободное время путешествиям, хобби и полноценному отдыху.

Чтобы обеспечить себе достойную и интересную старость, необходимо заблаговременно позаботиться о денежных средствах на этот период жизни. С проблемой поможет справиться пенсионное страхование.

Правовая основа

В Российской Федерации действует специальный закон, обуславливающий все права человека, особенности страхования, расчеты и выплаты. Законодательно регулируются все конфликты и возможные сложности, связанные с уплатой страховки и получением денежных средств.

Особенности

Согласно федеральному закону, единственным государственным пенсионным страховщиком является Пенсионный фонд РФ. Государственная организация ведет подсчеты и выдачи всех финансовых средств, связанных с пенсионными накоплениями. Правительство Российской Федерации на обязательной основе составляет подробный отчет, в котором указаны действия, происходящие с бюджетом.

Обязательные взносы, которые впоследствии будут выплачены трудящемуся в виде пенсии, осуществляет работодатель фирмы. Сумма выплаты зависит от месячной зарплаты работника, поэтому подсчитывается индивидуально. Перечисления в ПФ России производятся раз в месяц в безналичной форме.


Чтобы вносить денежные средства и в будущем получать пенсионные выплаты, необходимо получить специальный документ, представляющий собой пластиковую карту. Именно на ней содержатся личные данные человека, среди которых:

  • ФИО работника;
  • число, месяц, год, место рождения;
  • дата регистрации и дата получения карты.

Когда человек устраивается на работу, ответственное лицо подает заявку о начислениях в Пенсионный фонд. Перевод денег становится обязанностью бухгалтера, который каждый месяц подсчитывает положенную сумму.

Нередки случаи, когда люди трудятся на договорной основе, не числятся в рядах служащих официально, а зарплату получают нерегулярно. Поэтому граждане имеют право уплачивать взносы самостоятельно.

Базовая составляющая системы пенсионного страхования извлекается из государственного бюджета. Накопительная составляющая формируется из личных взносов, которые перечисляются посредством работодателя или лично.

Кроме стандартной пенсии, существуют и дополнительные уплаты, именуемые социальным пенсионным медицинским страхованием.

Право на него имеют лица:

  • мужчины старше 59 и женщины старше 54 лет;
  • государственные служащие;
  • военнослужащие, заключившие контракт;
  • изувеченные в авариях и катастрофах;
  • ветераны ВОВ.

Пенсионное страхование базируется на уплатах, произведенных в региональный бюджет.

Раз в три месяца работодатель обязан публиковать личную информацию о своих служащих с помощью специальных форм. Однако таким способом все данные передать крайне проблематично, поэтому государственными органами был разработан и официально введен в действие новый расчетный план, именуемый персонифицированным учетом системы обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные взносы взимаются и с государственных, и с частных организаций.


Система пенсионного страхования не ограничивается обязательными ежемесячными выплатами. Бывают случаи, в которых человек желает обеспечить себе дополнительные удобства в старости. Для получения льгот в будущем необходимо пройти процедуру регистрации и составления контракта в одной из многочисленных страховых компаний. На сегодняшний день практически все страховые организации Российской Федерации предлагают услуги по добровольному пенсионному страхованию. О нюансах и особенностях такого вида услуги можно осведомиться онлайн: достаточно зайти на веб-сайт компании, на котором предоставлена вся необходимая информация.

Индивидуальное страхование – услуга, предоставляемая на добровольной основе. Она утверждена законодательством Российской Федерации официально и в некоторых случаях обеспечивает выплату пенсионных накоплений еще до наступления нетрудоспособного возраста.

Этот вид страхования был утвержден не так давно, однако уже успел приобрести популярность среди граждан. За границей добровольное пенсионное страхование – обычное дело. Большинство пенсионеров на западе имеют страховой полис такого типа и могут быть твердо уверены в завтрашнем дне.

Страховой контракт обговаривается с клиентом, сотрудники компании подробно объясняют ему все особенности и правила документа. Предоставляется возможность составить индивидуальный договор, в котором будут учитываться все пожелания застрахованного лица. В зависимости от личных предпочтений варьируется денежная сумма взносов, срок ее уплаты, а также длительность действия договора.

Добровольное пенсионное страхование считается частью накопительной системы. Застрахованный клиент обязан вовремя выплачивать средства, которые впоследствии инвестируются страховой компанией на условиях, выгодных всем участникам сделки. Когда клиент вступает в прописанный в договоре возраст, страховая организация начинает выплачивать ему оговоренную пенсию.

Такая система разработана, прежде всего, для обеспечения людям преклонного возраста беззаботной и надежной старости. К сожалению, многие относятся к добровольному пенсионному страхованию скептически. Государство пока не позволяет своим гражданам в послетрудовом периоде жить так же, как они жили во время рабочей деятельности. Хотя пенсионные выплаты постепенно увеличиваются, их уровень пока не поднимается выше уровня стандартной заработной платы.

Индивидуальное добровольное страхование – отличный и надежный способ получить бонусы к полагающейся пенсии и продолжать жизнь на привычной основе даже в нетрудоспособном возрасте.

Каждый работающий человек знает, что после достижения пенсионного возраста ему ежемесячно будет выплачиваться пенсия. Эта система неизменна на протяжении десятков лет. Но в последние годы она показала свою недостаточную эффективность. Ведь уровень жизни стариков очень низок, а демографический кризис все сильнее отражается на этой системе. С учетом этой ситуации в прошлом десятилетии была разработана совершенно обновленная структура пенсионного страхования. О том, как функционирует система обязательного пенсионного страхования в РФ и кто является ее сторонами, мы и расскажем в нашей статье.

На чем стоим

Базовым компонентом пенсионной системы РФ является обязательное страхование, гарантированное государством. Оно создано государством в 2002 году для финансовой помощи социально незащищенным членам российского общества. В этой системе четко указано, что пенсия состоит из двух частей: обязательной и накопительной.

Такая модель называется страховой, то есть пенсия напрямую зависит от размеров взносов, перечисляемых в пенсионный фонд работодателем. В дальнейшем учет этих взносов и составит основу вашей пенсии. В нынешней системе выплата пособий зависит от ряда факторов:

  • общего стажа, учтенного за весь период трудовой деятельности;
  • величина взносов, вносимых в бюджет;
  • прибыли, получаемых пенсионными структурами от инвестирования этих средств.

Реально повлиять на величину пенсии можно, но только на накопительную ее часть. Для этого нужно стать членом еще и негосударственного пенсионного фонда. Это реальная возможность повысить уровень своего благосостояния в будущем за счет значительной дополнительной прибавки к пенсии.

Принципы прежде всего

Такая система страхования работает на основании ряда принципов. Следование им делает систему более устойчивой и эффективной:

  • доступность для всех все граждан страны внес зависимости от социального статуса и положения;
  • государственные гарантии при соблюдении интересов участников системы;
  • постоянные контроль за работой ситсемы;
  • обязательность для застрахованных лиц уплаты взносов на регулярной основе;
  • ответственность за рациональное и целевое использование финансов системы обязательного социального страхования;
  • подчиненность системы интересам государства и населения;
  • формирование достойного уровня жизни пенсионеров;
  • равнозначность величины взносов и размера пенсий;
  • возвратность пенсионных накоплений;
  • индивидуальный учет вносимых страховых взносов.

Этот перечень принципов далеко не полный, но уже и из него видно, как государство относится к системе обязательного пенсионного страхования. На бумаге все выглядит довольно красиво, но в реальности уровень жизни пенсионеров не такой достойный, как хотелось бы.

Субъекты – кто они?

В этой системе страхования есть свои заинтересованные стороны, так называемые субъекты страхования:

  1. Застрахованные лица – это все те, у кого на руках имеется СНИЛС. Если конкретнее, то это:
  • выполняющие работу по трудовому или гражданско-правовому договору;
  • самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • работающие за рубежом, но выплачивающие взносы в пенсионный фонд России.
  1. Страхователи – это ключевые участники, которые выплачивают фонду страховые взносы за своих работников в счет будущей пенсии. То есть это работодатели: юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица.
  2. Страховщики – это административные участники, которые управляют средствами в госфонде. Это государственные и негосударственные пенсионные фонды.

Функции системы

Чтобы реализовать глобальные цели, поставленные перед системой пенсионного страхования Российской Федерации, система выполняет следующие функции:

  • формирование базы застрахованных лиц, вносимых плательщиками;
  • индивидуальный учет взносов, поступающий в пенсионный фонд;
  • анализ международного и межгосударственного опыта формирования пенсионного страхования;
  • назначение и контроль за выплатой пенсий и других социальных выплат;
  • выдача и учет материнских сертификатов;
  • упорядоченное взаимодействие с работодателями;
  • эффективное управление финансами фондов.

Теперь вы знаете, как выглядит работа система государственного пенсионного страхования изнутри. Но чтобы она действительно была эффективной, важно построить работу таким образом, чтобы нагрузка между плательщиками взносов и пенсионерами, получающими государственные пособия, была распределена равномерно. Только так система обязательного пенсионного страхования может работать действительно эффективно и продуктивно.

Пенсия – это заслуженный отдых человека, который завершил свою трудовую деятельность. В это время он может путешествовать, заниматься любимыми делами. Для того чтобы у него все получалось, было разработано пенсионное страхование в РФ. Что это за процедура, какими особенностями она обладает и какие разновидности имеет, вы узнаете далее.

Основные термины

Пенсионное страхование в РФ – это система различных мер (социальных, экономических, юридических), которые способствуют компенсации выплат, получаемых еще до установления обязательного страхования.

Рассчитывается оно по особой формуле, которая включает не только размер легальной заработной платы, но и общий рабочий стаж. При этом основная часть пенсии не должна быть меньше прожиточного минимума.

Ежемесячно определенный процент вашего заработка отсчитывается в Пенсионный фонд. Причем вы может пользоваться услугами как государственных, так и частных организаций. Однако эти накопления вы не сможете снять в любой момент. Естественно, из этого правила есть свои исключения.

Разновидности страховки


Существует несколько типов предоставленной процедуры:

  1. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Оно предусматривается государственным бюджетом. Благодаря такому страхованию делаются выплаты на похороны умершего пенсионера, а также ежемесячное положенное денежное вознаграждение за труд. Эти средства выделяются из бюджета страны и являются обязательными.
  2. Негосударственное. В этом случае за выплату отвечают частные организации, на счетах которых накапливались деньги, когда пенсионер работал.
  3. Дополнительное. В этом случае вы можете внести на счет определенную сумму денег. Она сохраняется и приумножается. Отчисления могут происходить периодически или же вы кладете всю сумму сразу. После выхода на пенсию вы начнете получать дополнительные средства.
  4. Добровольное. Тут уже инициативу проявляет будущий пенсионер.

Преимущества и особенности государственного страхования


Эта форма, наверное, самая распространенная. Государственное пенсионное страхование в РФ является обязательным. Только поэтому после достижения определенного возраста вы можете не работать, но получать деньги. При этом сумма устанавливается государственным бюджетом и выплачивается из него же.

Достоинством такой системы является то, что страна гарантирует соблюдение прав тех лиц, которые были застрахованы. То есть вы в любом случае получите пенсию. Государство регулирует такие отношения. При этом все субъекты обязаны осуществлять определенные взносы в бюджет страны. Кроме того, общественность может контролировать выполнение обязанностей Пенсионного фонда.

Учтите, что страховать в этом случае должен работодатель. Если он официально платит зарплату, то отчисления в государственный бюджет идут автоматически. Пенсионное страхование в РФ может осуществляться и негосударственными организациями, не привязанными к федеральному бюджету. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее.

Особенности негосударственного страхования


В этом случае бюджет страны не имеет к процедуре никакого отношения. То есть все накопления кладутся на счета частных организаций, которые впоследствии обязаны выплачивать вам пенсию. Негосударственное пенсионное страхование в РФ не очень популярно. Дело в том, что оно обладает определенными недостатками:

  • Высокий риск неисполнения своих обязанностей со стороны организации.
  • Возможность исчезновения вклада.
  • Интересы и права граждан недостаточно защищены.
  • Малое количество информации, которая позволила бы разобраться в работе негосударственных систем страхования.

Внебюджетные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Достоинством такой системы страхования является то, что вы сами выбираете наиболее выгодные для вас условия сотрудничества с фондом.

Особенности и преимущества добровольного страхования


Эта процедура очень проста и понятна. Добровольное пенсионное страхование в РФ предусматривает выбор компании и подходящей программы самим клиентом. При этом вы сами решаете, какой процент от заработка будет отчисляться. В соответствии с этим определяется ваша ежемесячная пенсия после завершения трудовой деятельности.

Вносить средства вы можете ежегодно или раз в квартал. Все зависит от условия подписанного договора, который может заключаться на срок до 99 лет. Выплачиваться деньги пенсионеру тоже могут раз в месяц, квартал или полугодие. Учтите, что перед заключением договора следует проверить всю информацию о той организации, которой вы собираетесь доверить свои средства. Такая пенсия может выплачиваться параллельно с государственной.

Какие документы необходимо собрать для оформления добровольного страхования?

Нужно сказать, что для осуществления этой процедуры требуется присутствие того человека, который будет впоследствии получать выплаты. Государственное страхование производится работодателем, поэтому и волноваться сотрудникам практически не о чем. Для того чтобы составить договор в частной фирме, вам придется собрать такой пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Справка о доходах.

В принципе, этих документов достаточно для заключения договора. Однако все зависит от особенностей работы той или иной организации. В результате вы подписываете документ, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. К его составлению нужно подойти очень ответственно.

Как видите, целью пенсионного страхования является обеспечение достойной жизни человека после завершения трудовой деятельности. Какой тип процедуры выбрать, решать вам. Просто нужно определиться со своими потребностями и целями. Дополнительное пенсионное страхование в РФ - это возможность быть уверенным в завтрашнем дне.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Государственная пенсионная политика рассматривается как базовая и одна из самых важных социальных государственных гарантии стабильного развития общества, поскольку затрагивает непосредственно интересы нетрудоспособного населения, составляющего, как правило, свыше 25-30% жителей любой страны, и косвенно всего трудоспособного населения. Особенно важное значение оно приобретает в период радикальной экономической перестройки, происходящей в России, где в настоящее время численность престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, составляет свыше 26,3% общей численности населения.

В современных условиях нашей страны, а также ее сложности из-за особенностей накопленных за советский период пенсионных обязательств современное пенсионное страхование России играет огромную роль не только в социальной и общественно-политической жизни всего государства, но и в его финансово-бюджетной сфере, оказывая значительное влияние на формирование и перераспределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах, на стабильность и сбалансированность финансовой системы государства.

В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех., кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.

Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме.

1. Основные положения о пенсионном страховании в России

Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. Увеличение продолжительности жизни населения и снижение рождаемости только добавляют актуальности проблеме. Поэтому совершенного законодательства по пенсионному страхованию не найти, пожалуй, ни в одном государстве. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех., кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.

Законодательство РФ об обязательном пенсионном страховании состоит: из Конституции РФ; законодательства РФ о налогах и сборах; Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О трудовых пенсиях в РФ", "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в РФ" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов РФ.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов. Лица, подпадающие под действие обязательного пенсионного страхования, считаются застрахованными.

Обязательное пенсионное обеспечение представляет собой способ реализации конституционных прав граждан на материальное обеспечение в старости, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца.

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи и застрахованные лица.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;

индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные лица и лица без гражданства:

работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также авторскому и лицензионному договору;

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

являющиеся членами крестьянских хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации, в случае уплаты страховых взносов, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, если иное не предусмотрено международным договором РФ;

являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В качестве страховщика выступает Пенсионный фонд Российской Федерации, который вместе с его территориальными органами действует на основании Федеральных законов «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется с 1 января 2010 за счет сумм страховых взносов, а финансирование выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Суммы страховых взносов, поступившие в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном счете.

В качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию деятельность негосударственного пенсионного фонда (НПФ) включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам, назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам и регулируется федеральным законом.

Фонды осуществляют деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию независимо от осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и по профессиональному пенсионному страхованию.

В целях защиты прав и интересов вкладчиков и участников деятельности НПФ подлежит обязательному лицензированию государственным уполномоченным органом - Инспекцией негосударственных пенсионных фондов - в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед участниками фонд формирует пенсионные резервы. Пенсионные резервы - совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами. Участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и пенсионным договором должны производиться выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Пенсионные резервы включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв, и формируется за счет:

пенсионных взносов;

дохода фонда от размещения пенсионных резервов;

целевых поступлений.

Для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами фонд формирует пенсионные накопления. Пенсионные накопления - совокупность средств, находящихся в собственности фонда, предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и договорами о создании профессиональной пенсионной системы. Пенсионные накопления формируются за счет:

досрочно выплаченных из Пенсионного фонда Российской Федерации в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации для последующей передачи в фонд и еще не переданные управляющей компании;

средств, переданных фондом в доверительное управление управляющей компанией в соответствии с настоящим Федеральным законом, включая чистый финансовый результат от реализации активов, изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля за счет переоценки на отчетную дату;

средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемника и еще не направленных на выплату накопительной части трудовой пенсии;

средств, переданных в фонд предыдущим страховщиком (фондом) в связи с заключением застрахованным лицом с фондом договора об обязательном пенсионном страховании в установленном настоящим Федеральным законом порядке;

средств, поступивших в фонд от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд Российской Федерации или другой фонд в соответствии с настоящим Федеральным законом и еще не переданных в Пенсионный фонд Российской Федерации или другие фонды.

НПФ делятся на корпоративные и открытые.

Корпоративные считаются НПФ, созданные одной крупной компанией организацией (или группой связанных организаций) для обслуживания только или преимущественно сотрудников этой организации. Вкладчиками корпоративных фондов являются главным образом его учредители или подконтрольные им фирмы.

Под открытыми фондами понимаются НПФ, ориентированные на самостоятельный поиск клиентов и привлечение их к сотрудничеству на рыночных принципах. Такие фонды могут концентрировать свою деятельность либо на работе с частными лицами - будущими пенсионерами, либо на работе с предприятиями - работодателями, намеренными обеспечить пенсии своим сотрудникам в будущем, но по отношению к НПФ выступающими лишь клиентами, а не учредителями.

В основе деятельности негосударственных пенсионных фондов лежат пенсионные схемы, которые обычно определены правилами пенсионного фонда. Пенсионная схема - совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий. Пенсионный взнос - денежные средства, уплачиваемые вкладчиком в пользу участника в соответствии с условиями пенсионного договора.

Вкладчиком может быть физическое лицо или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд. Вкладчики имеют право:

требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

требовать от фонда выплаты выкупных сумм или их перевода в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором. Выкупная сумма - денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику или участнику либо переводимые в другой фонд при расторжении пенсионного договора.

Участник - физическое лицо, которому в соответствии с заключенным между вкладчиком и фондом пенсионным договором должны производиться или проводятся выплаты негосударственной пенсии. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу.

Пенсионная схема является основным элементом организации негосударственного пенсионного обеспечения. Перечень видов пенсионных схем и их основные характеристики должны содержаться в правилах фонда. Требования к пенсионным схемам, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения, определяются Правительством Российской Федерации.

Добровольное пенсионное страхование по сути, - один из видов накопительного страхования жизни, механизм действия которого не так уж сложен. Гражданин, согласно договора, перечисляет определенную денежную сумму страховой компании, и последняя инвестирует эти средства с целью увеличения их объема. По достижении клиентом пенсионной возрастной планки, компании выплачивает ему дополнительную пенсию.

На сегодняшний день разработана масса программ дополнительного пенсионного страхования, и право клиента - выбрать ту, что ему больше по душе. Взносы в пенсионный фонд могут быть единовременными или накопительными, платежи - ежегодными, ежеквартальными или ежемесячными (в зависимости от договора). А сам договор может быть заключен на срок до 99 лет. Выплата денег пенсионеру в случае дополнительного пенсионного страхования может также производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или же до конца жизни. Благодаря принятию Федерального Закона о негосударственных пенсионных фондах, получили толчок к развитию как пенсионное страхование на предприятиях и в крупных корпорациях, так и пенсионные программы для отдельных граждан, желающих накопить средства к достижению нетрудоспособного возраста.

Основная цель пенсионного страхования - гарантировать пожилым и престарелым гражданам достойный уровень жизни. В идеале - не хуже, чем тот, которого они достигли до момента выхода на заслуженный отдых. Действительно, если пронаблюдать в динамике средний размер пенсии россиян, то можно отметить, что соотношение средней пенсии к месячному доходу медленно, но все же подрастает, и уже готово приблизиться к 50%. И в то же время, нам в этом смысле далеко до развитых европейских стран, где эта пропорция составляет 75-80% (Германия).

Дополнительное пенсионное страхование призвано выправить эту ситуацию. На самом деле, дополнительная пенсия намного эффективнее банковского вклада, где деньги кладутся под небольшой процент. Просто должно, видимо, пройти время, чтобы россияне окончательно поняли: с помощью страховой компании или негосударственного пенсионного фонда можно гарантировать себе достойную старость. Весь мировой опыт свидетельствует о том, что дополнительное пенсионное страхование успешно решает эту задачу. Каждый из нас имеет возможность обеспечить себя пожизненной дополнительной пенсией, - причем, размер ее можно определить с учетом собственных возможностей.

Дополнительное пенсионное страхование позволяет гражданину и не дожидаться наступления критического возраста. В зависимости от конкретной программы, начало выплат может наступить задолго до перехода в официальный статус пенсионера. Также, иногда дополнительное пенсионное страхование позволяет сразу получить всю накопленную сумму.

2. Изменения в пенсионном страховании в России

пенсионный взнос уплата государство

В 2010 году совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды остается на уровне ЕСН - 26%, из них: в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20% от базы для начисления страховых взносов.

С 2010 года страховые взносы будут уплачиваться работодателями по единой ставке с суммы выплат и иных вознаграждений, не превышающей 415 000 рублей в год в пользу одного работника. Свыше этой суммы выплаты и иные вознаграждения облагаться не будут и, соответственно, страховые взносы не уплачиваются. Если работник осуществлял деятельность в двух и более организациях, ограничение выплат применяется по каждой организации отдельно. Размер предельного годового заработка будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы.

В течение календарного года (квартала) работодатель исчисляет обязательные платежи по страховым взносам по итогам каждого календарного месяца исходя из величины выплат и других вознаграждений в пользу работников.

Ежемесячные обязательные платежи подлежат уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными платежными документами, направляемыми в Пенсионный фонд на соответствующие счета Федерального казначейства.

Ежеквартально, до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, страхователь должен представить в территориальный орган Пенсионного фонда отчетность в виде Расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Форму расчета можно получить в территориальном органе Пенсионного фонда по месту регистрации страхователя в электронном виде.

Если среднесписочная численность работников организации за предшествующий год (2009) превысила 100 человек, то страхователь обязан представлять расчеты в электронном виде по установленным Пенсионным фондом форматам с электронно-цифровой подписью. С 2011 года аналогичная обязанность будет у страхователей со среднесписочной численностью 50 и более работников.

Страховые взносы обязаны уплачивать все работодатели - юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, - адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Если страхователь - плательщик страховых взносов относится одновременно к двум категориям плательщиков страховых взносов (является работодателем и ведет индивидуальную предпринимательскую деятельность), он регистрируется и уплачивает страховой взнос по каждому основанию.

Если организация-работодатель прекращает свою деятельность, то до конца квартала необходимо представить до дня подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в территориальный орган Пенсионного фонда Расчет по страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления расчета включительно. Кроме того, работодатель должен в течение пятнадцати календарных дней со дня подачи расчета уплатить страховые взносы. Прекращение деятельности регистрируется регистрирующим органом только после представления справки об отсутствии задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд.

В случае реорганизации организации-работодателя представление расчетов по страховым взносам, а также уплата страховых взносов осуществляется организацией-правопреемником.

Таблица 1 Тарифы страховых взносов в 2010 году в государственные внебюджетные фонды

Таблица 2 Тарифы страховых взносов с 2011 года в государственные внебюджетные фонды

Определены коды бюджетной классификации, на которые с 1 января 2010 года будут уплачиваться страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Поправки в российское законодательство, утверждающие эти коды, приняты Государственной Думой Российской Федерации в первом чтении. В случае изменения представленных ниже кодов бюджетной классификации, Пенсионный фонд Российской Федерации уведомит об этом дополнительно.

В связи с вступившим в силу Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование будет осуществлять ПФР и его территориальные органы.

Плательщикам страховых взносов следует учитывать, что страховые взносы за 2010 год следует уплачивать на коды бюджетной классификации, где администратором доходов будет являться ПФР, то есть на коды бюджетной классификации, где первые три цифры - 392.

Если у плательщика имеется недоимка по страховым взносам за прошлые периоды, а также страховые взносы за 2009 год следует уплачивать на коды бюджетной классификации, где администратором доходов является Федеральная налоговая служба, то есть на коды бюджетной классификации, где первые три цифры - 182.

Декларацию по страховым взносам за 2009 год следует направлять в налоговые органы, поскольку в 2009 году контроль за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов осуществляли налоговые органы.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы и другие категории лиц, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплачивать страховые взносы за 2009 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Поскольку с 1 января 2010 года понятие «страховых взносов в виде фиксированного платежа» в законодательстве будет отсутствовать, страховые взносы уплачиваются за 2010 год на коды бюджетной классификации, на которых учитываются страховые взносы, уплачиваемые исходя из стоимости страхового года.

С 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", ПФР и его территориальные органы принимают на себя контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, а взносов, поступающих в систему социального страхования - Фонд социального страхования.

Пенсионный фонд также будет осуществлять зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов, взыскание задолженности по платежам.

Обнаружив факт излишней уплаты страховых взносов, территориальный орган Пенсионного фонда, обязан сообщить об этом страхователю в течение 10 дней. В свою очередь, страхователь может написать заявление в орган Пенсионного фонда, чтобы зачесть эти излишне уплаченные суммы в счет предстоящих платежей. Однако Пенсионный фонд вправе принять решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет погашения пеней или штрафов. Возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов при наличии у страхователя задолженности осуществляется только после зачета суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности. Заявление о зачете или возврате этой суммы страхователь может подать в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Органами Пенсионного фонда будут проводиться камеральные и выездные проверки плательщика страховых взносов. Камеральная проверка проводится по месту нахождения территориального органа Пенсионного фонда в течение трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по страховым взносам.

Выездная проверка проводится территориальным органом ПФР по месту нахождения организации. Выездная проверка проводится не чаще одного раза в три года и длится не более двух месяцев.

К плательщику страховых взносов применяются следующие финансовые санкции:

За непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам - штраф в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основании этого расчета за каждый месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей;

За непредставление расчета по страховым взносам в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока его представления - штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основании этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1000 рублей;

За неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов - штраф в размере 20 % неуплаченной суммы страховых взносов, в случае умысла - штраф в размере 40 % неуплаченной суммы страховых взносов;

За непредставление в установленный срок документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Заключение

Пенсионное страхование, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует во всех развитых странах. В России пенсионное обеспечение традиционно базируется на добровольной ответственности младших поколений перед старшими. Работающая молодежь содержит тех., кто ушел на заслуженный отдых. Падение рождаемости делает такую схему весьма шаткой.

В РФ пенсионное страхование основывается на двух видах пенсий: государственной и негосударственной (дополнительной). Если первый вид гарантируется государством, а порядок получения четко регулируется законом, то второй вид пенсии может существовать в различных вариантах, нюансы которых зависят от конкретного договора.

Обязательное пенсионное страхование осуществляется Пенсионным фондом России, который выполняет функции страховщика. Роль страхователя отводится организациям или гражданам, осуществляющим прием на работу и производящим начисление и уплату взносов.

В качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию деятельность негосударственного пенсионного фонда включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений.

Кроме обязательной формы пенсионного страхования, существует добровольная форма. Добровольное пенсионное страхование предназначено для расширения возможностей обязательного пенсионного страхования как по размерам пенсий, так и по условиям их получения.

С 1 января 2010 г. в связи с отменой ЕСН, произошли изменения в пенсионной системе. В настоящее время происходит уплата страховых взносов. Ставка по ним в 2010 году останется на уровне 26%, далее же произойдет ее рост. Данные действия направлены на повышения уровня пенсий граждан России.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" // Собрание законодательства РФ. - 2009. - №30. - Ст. 3738.

2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. - 2001. - №51. - Ст. 4832.

3. Авдеев В. В. Обязательное пенсионное страхование / В. В. Авдеев / / Налоги. - 19/ 5/2009. - N 19. - С. 8-12.

4. Борисенко Н. Ю. Пенсионное обеспечение: учебник для вузов / Н. Ю. Борисенко. - М. : Дашков и К" , 2009. - 572 с.

5. Вольхина О. Л. Расчет ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с выплат в пользу инвалидов / О. Л. Вольхина / / Бухгалтерский учет. - 2009. - N 1. - С. 43-46.

6. Деркач Н. О. Профессиональное пенсионное страхование в системе социальной защиты населения и пенсионной системе государства / Н. О. Деркач / / Страховое дело. - 2007. - N 5. - С. 55-60.

7. Иванов А. Н. Пенсионное страхование как фактор трудовой мотивации / А. Н. Иванов / / Финансы и кредит. - 2008. - N 44. - С. 54-61.

8. Корякин С. Шаг к достойному будущему: [негосударственное пенсионное страхование] / С. Корякин / / Консультант. - 2008. - N 9. - С. 70-72.

9. Лебедев В. В. Особенности взыскания страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в делах о банкротстве / В. В. Лебедев / / Налоговые споры. Теория и практика. - 2008. - N 12. - С. 18-20.

10. Левадная Т. Ю. Негосударственное пенсионное страхование: [порядок исчисления НДС] / Т. Ю. Левадная / / Российский налоговый курьер. - 2007. - N 21. - С. 26-33.

11. Петрова А. В. Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе России / А. В. Петрова; О. В. Шишуева; Л. М. Исаева / / Молодежь и кооперация - 2008: тезисы докладов XXXII итоговой межрегиональной студенческой научной конференции, посвященной 95-летию Российского университета кооперации. - Чебоксары, 2008 . - С. 374-375.

12. Убоженко М. В. Вопросы пенсионного страхования в РФ / М. В. Убоженко / / Совершенствование подготовки кадров для системы потребительской кооперации на основе развития инноваций и качества: материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 45-летию Чебоксарского кооперативного института Российского университета кооперации, 25-26 января 2007 г. - Чебоксары, 2007 . - С. 649-651.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов, их роль и значение в современной пенсионной системе России. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Цели и задачи развития системы негосударственного пенсионного обеспечения.

    контрольная работа , добавлен 24.11.2010

    Отличия пенсий от других выплат социального характера. Сущность негосударственных пенсионных фондов, механизм их функционирования и перспективы развития деятельности. Статистический анализ деятельности НПФ по обязательному пенсионному страхованию.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2015

    Теоретические основы организации пенсионных фондов и их роль в пенсионном обеспечении. Характеристика действующей системы пенсионного обеспечения пенсионными фондами в России. Пути укрепления доходной базы пенсионных фондов в условиях пенсионной реформы.

    дипломная работа , добавлен 26.03.2010

    Становление системы негосударственных пенсионных фондов, их роль и место на рынке финансовых институтов в России. Анализ отечественного и зарубежного опыта функционирования негосударственных пенсионных фондов. Совершенствование деятельности НПФ в России.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2012

    Понятие и сущность негосударственных пенсионных фондов, их роль в современной пенсионной системе. Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах". Состав участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в Кемеровской области.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    курсовая работа , добавлен 25.11.2011

    Уровни функционирования пенсионной системы в Латвии. Два вида частных пенсионных фондов. Право на государственную пенсию социального страхования. Исследование степени информированности населения об изменениях пенсионной системы в 2012-2013 годах.

    реферат , добавлен 03.03.2014

    Составные части трудовой пенсии. Схема распределений пенсионных отчислений. Негосударственное пенсионное обеспечение. Государственный контроль за рисками. Четыре негосударственных пенсионных фонда в Республике Башкортостан, данные о деятельности.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2009

    Место и роль негосударственных пенсионных фондов в современном российском обществе, история их зарождения и развития, динамика и оценка дальнейших перспектив. Экономико-правовое обеспечение фондов, порядок заключения договора, права и обязанности сторон.

    дипломная работа , добавлен 19.01.2010

    Характеристика пенсионной сферы Республики Казахстан. Обзор действующих пенсионных систем, оценка и анализ эффективности их работы. Особенности динамики пенсионных накоплений вкладчиков. Факторы, воздействующие на устойчивость разных пенсионных систем.


Top