Как высчитать коэффициент для пенсии. Что такое индивидуальный пенсионный коэффициент

В решении пенсионных вопросов регулярно проводятся реформы. В недалёком прошлом пенсия была величиной стабильной. Она рассчитывалась в зависимости от доходов, возраста, трудового стажа.

Новая система расчёта была предложена правительством России в 2015 году. Новые нормы расчёта отражены в ФЗ №№ , 424, 427. Начисления в большей мере стали обуславливаться индивидуальным пенсионным коэффициентом.

Для ознакомления с темой подробнее понадобится значение следующих аббревиатур:

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

(Москва)

(Санкт-Петербург)

(Регионы)

Это быстро и бесплатно !

Основы использования

Пенсия состоит из базовой государственной выплаты (фиксированная сумма) и выплаты по ИПК.

Иногда его называют пенсионными баллами, которые человек смог накопить в течение трудового периода.

Коэффициент подсчитывают за каждый выработанный год с учётом сумм отчислений в ПФР. Баллы отражаются на лицевом счёте лица, участвующего в уплате . От них зависит напрямую величина пенсии.

Применить их имеют право граждане , если они:

  1. Имеют минимально установленное количество лет рабочего стажа на текущий период.
  2. Осуществляют отчисления из зарплаты официально пенсионному фонду.

Накопленные при этом финансовые средства пересчитываются в баллы по автоматической системе.

Итак, индивидуальный пенсионный коэффициент предназначен для определения пенсии сверх фиксированных значений. Расчёт производится по созданной формуле. Правительство ежегодно устанавливает стоимость коэффициента. Размер пенсии растёт с увеличением количества баллов.

ИПК находится в прямой зависимости от стажа и величины официальной зарплаты. Молодое поколение уже сейчас должно задуматься о том, чтобы к 2024 году иметь в багаже 10 баллов, высокую заработную плату (официальную) и стаж 15 лет и более.

Об измененных правилах расчета пенсионных выплат смотрите в следующем видеосюжете:

В настоящее время действуют два порядка расчета (исчисления) пенсии: с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” (далее – Федеральный закон № 113-ФЗ) и без применения ИКП в соответствии с Законом РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” (далее – Закон о государственных пенсиях).

Если гражданин имеет право на оба порядка исчисления пенсии (а такое право может возникнуть только у неработающих пенсионеров, поскольку работающим пенсионерам пенсии с применением ИКП не выплачиваются), то он вправе выбрать любой из них.

Если у претендента на получение пенсии в период работы был неплохой заработок и имеется длительный трудовой стаж, то ему, как правило, более выгодно получать пенсию, рассчитанную с применением ИКП.

Рассмотрим, как рассчитывается такая пенсия.В соответствии с законодательством (ст. 1 Федерального закона № 113-ФЗ) ИКП определяется умножением размера пенсии в процентах, полагающегося в зависимости от продолжительности трудового стажа, на отношение среднемесячного заработка за установленный период, из которого исчисляется пенсия, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период.

1. Определить размер пенсии в процентах, полагающийся в зависимости от продолжительности общего трудового стажа. При наличии у мужчины 25 лет общего трудового стажа, а у женщины 20 лет размер пенсии составит 55 %.
При стаже большей продолжительности размер пенсии в процентах увеличивается за каждый полный год такого стажа (сверх 25 и 20 лет соответственно для мужчин и женщин) на 1 %, но не более чем на 20 %. Следовательно, размер пенсии в процентах может изменяться в диапазоне 55–75 %.

Общий трудовой стаж у С. составляет 45 лет. Размер его пенсии в процентах составит:
за 25 лет стажа – 55 %;
за 45 - 25 = 20 лет сверх установленного законом стажа – 20 х 1 % = 20 %.
Размер пенсии в процентах у С. составит 55 % + 20 % = 75 %.

Общий трудовой стаж А. – 30 лет. Размер ее пенсии в процентах составит:
за 20 лет стажа – 55 %;
за оставшиеся 10 лет – 10 х 1 % = 10 %.
Размер пенсии в процентах у А. составит:
55 % + 10 % = 65 %.

Следует иметь в виду, что на размер пенсии в процентах при исчислении пенсии по старости, в том числе назначенной в связи с работой во вредных и тяжелых условиях труда (например, за работу врачом-рентгенологом, в качестве среднего медицинского персонала в лепрозориях и т. д.), влияет только продолжительность общего трудового стажа. Специальный трудовой стаж при исчислении пенсии с ИКП в данном случае во внимание не принимается.

Возможность исчисления пенсии за выслугу лет с применением ИКП Федеральный закон № 113-ФЗ не оговаривает. Однако на практике органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, применяют и к пенсиям за выслугу лет вариант расчета с ИКП. При этом вместо общего трудового стажа учитывается специальный трудовой стаж (выслуга).

2. Определить отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране. В соответствии со ст. 102 Закона о государственных пенсиях по желанию обратившегося за пенсией среднемесячный заработок пенсионера определяется за 24 последних месяца работы перед обращением за пенсией либо за 60 месяцев его работы подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией.

В тех случаях, когда отсутствуют сведения о заработке за часть периода, предусмотренного ст. 102 Закона о государственных пенсиях (например, вместо заработка за 24 месяца работы представляется заработок за 22 месяца, а за 2 месяца сведения о заработке отсутствуют), и они не могут быть предоставлены в силу ряда объективных причин, по желанию пенсионера исчисление пенсии может быть произведено из заработка за имеющиеся месяцы путем его деления на 24 (на 60).

Согласно ст. 102 Закона о государственных пенсиях из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, по желанию обратившегося за пенсией могут быть исключены неполные месяцы работы в связи с ее началом или прекращением не с первого числа месяца и месяцы (в том числе неполные) отпуска, предоставляемого в связи с уходом за ребенком в возрасте до трех лет, а также время работы, в течение которого гражданин являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Указанная статья Закона содержит исчерпывающий перечень случаев, при наличии которых соответствующие периоды могут исключаться из подсчета среднемесячного заработка и заменяться другими. В связи с этим не могут заменяться другими месяцами месяцы, в которых, например, был отпуск без сохранения заработной платы.

Среднемесячный заработок за периоды, указанные в ст. 102 Закона о государственных пенсиях, подсчитывается путем деления общей суммы заработка за 24 месяца работы (службы) или за 60 месяцев работы (службы) соответственно на 24 или на 60.

Следует иметь в виду, что периоды, указанные в ст. 102 Закона о государственных пенсиях, за которые может быть исчислен заработок для назначения пенсии, применяются как при исчислении пенсии с ИКП, так и при исчислении пенсии без ИКП.

Среднемесячная заработная плата в стране за период до IV квартала 1997 г. определяется по официальным данным Госкомстата России, а после указанной даты – утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России.После вступления в действие Федерального закона № 113-ФЗ применяется следующая помесячная заработная плата:

Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране устанавливается путем деления среднемесячного заработка пенсионера за соответствующий период на среднемесячную заработную плату в стране за тот же период:

  • определяется общая сумма заработка пенсионера за 24 или 60 месяцев и делится соответственно на 24 или 60 (первый результат);
  • определяется общая сумма месячных данных о среднемесячной заработной плате в стране за те же самые 24 или 60 месяцев и также делится на 24 или 60 (второй результат);
  • первый результат делится на второй;
  • полученный итог округляется до трех знаков после запятой (по практике органов, осуществляющих пенсионное обеспечение).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 113-ФЗ отношение указанных среднемесячных заработков учитывается в размере не более 1,2. При этом в соответствии со ст. 4 этого Закона с 1 февраля 1998 г. отношение заработков учитывалось в размере не более 0,7.Читатели журнала, наверняка, знакомы с так называемым “делом о 0,7”, возникшим в связи с исчислением пенсии с ИКП. Вопрос о том, к чему применять величину 0,7 при исчислении пенсии, указанную в ст. 4 Закона, – к ИКП или к соотношению заработков, неоднократно поднимался на страницах печати и в других средствах массовой информации. В основном суть всех этих обсуждений сводилась к тому, что правительственные органы и Пенсионный фонд РФ обманывают пенсионеров и неправильно считают пенсии, в результате чего пенсионеры только с 1 февраля 1997 г. недополучают ежемесячно сумму в 133 руб. Особенно ситуация осложнилась после принятия Государственной Думой двух специальных постановлений по данному вопросу (от 17.03.99 № 3763-11 ГД “О реализации Федерального закона “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий” и от 29.10.99 № 4497-11 ГД “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к Верховному Суду Российской Федерации”), в которых было заявлено, что Правительство РФ неправильно исполняет Закон (в том числе Минтруд России и Пенсионный фонд РФ), и поэтому Дума обращается к Верховному Суду с просьбой рассмотреть данный вопрос и побудить Правительство принять “правильное решение”.

А вся эта ситуация вызвана неудачной формулировкой и схожестью терминов, применяемых в ст. 1 и 4 Федерального закона № 113-ФЗ.

В ст. 4 Федерального закона № 113-ФЗ записано:“Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 1998 года.

При этом индивидуальный коэффициент пенсионера, определенный частью четвертой статьи 1 настоящего Федерального закона, ограничивающий отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, устанавливается в размере 0,7.Размер указанного коэффициента на последующий период и сроки его действия устанавливаются федеральным законом, проект которого рассматривается одновременно с проектом федерального закона о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год”.

Возникает вопрос, к чему применять ограничение 0,7, указанное в части второй ст. 4?

У Минтруда России и Пенсионного фонда РФ, да и Государственной Думы (постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 21.01.98 № 2112-11 ГД “О действиях Правительства Российской Федерации по нормативному правовому регулированию реализации Федерального закона от 21.07.97 № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”) сразу после принятия Закона не вызвало никаких сомнений, что коэффициент 0,7 следует применять к соотношению заработков, в связи с чем максимальный ИКП может составить 52,5 % (75 % умножить на 0,7).

Как известно, в ст. 1 Закона указано, что отношение заработков не может превышать 1,2. Однако вместо 1,2 в связи с нехваткой ресурсов ст. 4 Закона временно ограничила это отношение 0,7.

Действительно, на первый взгляд, в ст. 4 Закона речь идет именно об ИКП, с применением которого рассчитывается пенсия, а не о соотношении заработков. Тем более что в этом случае размер пенсии получается больше. А кто не хочет получать большую пенсию?

На самом же деле в ст. 1 и 4 Федерального закона № 113-ФЗ говорится о разных индивидуальных коэффициентах пенсионера. Эти индивидуальные коэффициенты имеют между собой пять различий. Поскольку в настоящее время данный спор разрешен по существу, не будем рассматривать все эти различия, а только изложим хронологию событий.

В связи с нечеткой формулировкой Закона с целью установления единой практики при назначении пенсий Минтруд России издал разъяснение “О применении ограничений, установленных Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, утв. постановлением Минтруда России от 29.12.99 № 54. В этом документе Минтруд России разъяснял органам, осуществляющим пенсионное обеспечение, что при исчислении пенсии величину 0,7 необходимо применять к соотношению заработков, а не к ИКП.

Данное разъяснение Минтруда России было обжаловано рядом граждан и общественной организацией “Протвинский городской совет ветеранов войны, труда и Вооруженных Сил” в Верховный Суд РФ. Верховный Суд (в качестве суда первой инстанции на заседании 24 апреля 2000 г., в качестве суда второй инстанции на заседании Кассационной коллегии Верховного Суда РФ 25 мая 2000 г., на заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации 3 августа 2000 г.), рассмотрев жалобу, не нашел правовых оснований для признания разъяснения незаконным и не подлежащим применению со дня его принятия как по формальным основаниям, так и по существу.

Таким образом, Верховный Суд РФ подтвердил законность и обоснованность порядка применения ст. 4 Федерального закона от 21.07.97 № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, в соответствии с которым при исчислении пенсии с ИКП величина 0,7 применяется к отношению среднемесячного заработка пенсионера и среднемесячной заработной платы по стране, а не непосредственно к ИКП, указанному в ст. 1 этого Федерального закона .

Данную точку зрения всегда поддерживал и Президент РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.Президент РФ вправе впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона (когда тот или иной вопрос не урегулирован законом) принимать соответствующие указы.

Своим Указом от 15.04.2000 № 680 “Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера”, принятым в целях повышения уровня пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, Президент РФ установил, что с 1 мая 2000 г. при исчислении пенсий с применением ИКП отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране не должно превышать 0,8, а Указом от 10.07.2000 № 1272 “Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемом при определении индивидуального коэффициента пенсионера” с 1 августа 2000 г. предельное отношение заработков, применяемое при исчислении пенсий с ИКП, повышено до 0,95.

Таким образом, с 1 февраля 1998 г. до 1 мая 2000 г. отношение заработков учитывалось в размере не более 0,7; с 1 мая 2000 г. по 31 июля 2000 г. – 0,8; с 1 августа 2000 г. по 31 октября 2000 г. – 0,95.

Таким образом, максимальная величина ИКП, применяемая при исчислении пенсии, с 1 февраля 1998 г. по 30 апреля 2000 г. равнялась 52,5 % (75 % умножить на 0,7), с 1 мая по 31 июля 2000 г. – 60 % (75 % умножить на 0,8), с 1 августа по 31 октября 2000 г. – 71,25 % (75 % умножить на 0,95).

При исчислении пенсии с ИКП следует иметь в виду, что при подсчете трудового стажа учитываются не все периоды трудовой и иной общественно полезной деятельности, которые включаются в трудовой стаж при исчислении пенсии по старому порядку (т. е. без ИКП). Таким образом, при прочих равных условиях продолжительность трудового стажа при подсчете пенсии с ИКП, как правило, бывает меньше, чем при подсчете пенсии без ИКП.

При определении ИКП в общий трудовой стаж включаются только периоды работы, военной и приравненной к ней службы, предусмотренные ст. 89, 90 и п. “ж” ст. 92 Закона о государственных пенсиях, а также периоды, включаемые в трудовой стаж на основании пп. “а” и “е” ст. 92 этого Закона.

Таким образом, в общий трудовой стаж при исчислении пенсии с ИКП не включаются периоды:

  • учебы;
  • ухода за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом, престарелым, нуждающимся в постоянном уходе по заключению лечебного учреждения;
  • ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения;
  • ухода родителей и иных законных представителей за ВИЧ-инфицированными несовершеннолетними детьми;
  • проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства;
  • проживания за границей жен (мужей) работников советских и международных организаций;
  • проживание в г. Ленинграде в период его блокады (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1994 г.);
  • нахождения в фашистских концлагерях в период Великой Отечественной войны;
  • пребывания граждан, проживавших в районах, временно оккупированных неприятелем в период Великой Отечественной войны, в возрасте 16 лет и старше на оккупированной территории СССР или других государств, а также на территории государств, находившихся в состоянии войны с СССР.

Кроме того, все периоды трудовой и другой деятельности, которые включаются в стаж, учитываются календарно, т. е. без применения льготного исчисления , предусмотренного ст. 94 Закона о государственных пенсиях, в том числе календарно учитывается работа в районах Крайнего Севера (а не 1 месяц работы за 1,5 месяцев стажа), работа в годы Великой Отечественной войны, работа в лепрозориях и противочумных учреждениях и т. п.

При исчислении пенсии за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона о государственных пенсиях, как уже отмечалось выше, в расчет принимается не общий трудовой стаж, а специальный (выслуга).

Для исчисления размера пенсии с ИКП при подсчете выслуги не применяются положения о льготном исчислении специального трудового стажа отдельным категориям медицинских работников (работа в качестве врачей-хирургов всех наименований, врачей-анестезиологов-реаниматологов, врачей-паталогоанатомов и т. д.), перечисленным в абз. 3 п. 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 464 “Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет” и в Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев (приложение к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1066).

Таким образом, при исчислении пенсии с ИКП общая продолжительность выслуги может быть меньше, чем та, которая была учтена при назначении пенсии без ИКП.

Гражданин работал врачом-хирургом в отделении гнойной хирургии городской больницы с 1 марта 1972 г. по 31 декабря 1999 г. Ему для назначении пенсии за выслугу лет требуется 30 лет (360 месяцев) выслуги. С применением льгот (один год работы за один год и 6 месяцев выслуги) его выслуга составляет 41 год 7 месяцев 15 дней.
Однако для исчисления пенсии с ИКП в расчет примется 27 лет 9 месяцев 30 дней, или 334 месяца (о порядке расчета пенсии см. ниже).

В особом порядке определяется выслуга с учетом медицинской работы в сельской местности и поселках городского типа. Как известно, за работу в сельской местности для медицинских работников существует две льготы. Во-первых, для назначения пенсии таким работникам надо иметь не 30 лет выслуги, как в городах, а 25. Во-вторых, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитываются в выслугу из расчета 1 год работы в сельской местности – за 1 год и 3 месяца выслуги. Если работа протекала после 1 ноября 1999 г., то указанная льгота применяется лишь в том случае, если пенсия назначается при необходимой выслуге 30 лет.

Медицинская сестра отработала 20 лет в сельской больнице за период до 1 ноября 1999 г. Для назначения пенсии ей требуется 25 лет выслуги.

С учетом льготного исчисления стажа ее выслуга составит 26 лет (20 лет умножить на 1,3). Однако для расчета пенсии с ИКП будет учтено только 25 лет, один год отбрасывается. Размер пенсии в процентах составит 55 %.

Гражданин работал врачом-терапевтом в сельской больнице 25 лет, а потом 10 лет – в городской поликлинике. Для назначения пенсии требуется 30 лет выслуги. Поскольку в календарном порядке (т. е. без применения льгот по исчислению выслуги) его выслуга составляет 35 лет, с учетом этой продолжительности и будет рассчитана пенсия с ИКП. Льготное исчисление выслуги за работу в сельской местности в данном случае не применяется. Размер пенсии в процентах составит 60 % (55 % за требуемую выслугу 30 лет + 5 % за 5 лет выслуги сверх этих 30 лет).

При исчислении выслуги для расчета пенсии с ИКП льготное исчисление специального трудового стажа применяется только в таких пределах, чтобы с его помощью гражданин приобрел стаж, необходимый для назначения пенсии. Остальной стаж не учитывается. Размер пенсии в рублях устанавливается исходя из среднемесячной заработной платы в стране за предшествующий квартал по ИКП: т. е. от соответствующей заработной платы находится соответствующий процент.

Квартал, за который подсчитывается среднемесячная заработная плата, определяется в зависимости от даты назначения или перерасчета пенсии по следующей схеме:

При назначении пенсии в июле 2000 г. для определения ее размера применяется среднемесячная заработная плата в стране за период с 1 января по 31 марта 2000 г. В данном случае размер пенсии в рублях с ИКП 60 % составит 754 руб. 20 коп. (60 % от 1257 руб.).

Размер среднемесячной заработной платы в стране в соответствии с законодательством за указанные периоды ежеквартально (не позднее 15 января, 15 апреля, 15 июля и 15 октября) утверждается Правительством РФ по представлению Госкомстата России.

Расчет среднемесячной заработной платы в стране в настоящее время осуществляется Госкомстатом России на основании Порядка расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”. Данный Порядок утвержден постановлением Минтруда России от 04.04.2000 № 27.

До принятия указанного документа использовалась Временная методика расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране путем применения ИКП в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, утв. Минтрудом России и Госкомстатом России 25.12.97.

Среднемесячная заработная плата в стране рассчитывается в соответствии с названными Порядком и Временной методикой на основе данных о фактически поступивших страховых пенсионных взносах в Пенсионный фонд РФ. Таким образом, в расчет принимается не начисленная зарплата, которая могла быть и не выплачена работнику, несмотря на то что числилась в ведомостях на заработную плату, например в связи с имеющимися задолженностями по заработной плате, а та, с которой были произведены удержания в Пенсионный фонд.Данный метод подсчета средней зарплаты в стране изучался Верховным Судом РФ 12 февраля 1998 г. при рассмотрении дела о признании недействительным постановления Правительства РФ от 30.12.97 № 1660 “Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 г.” и был признан не противоречащим законодательству.

Порядок расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”, утв. Минтрудом России, также был обжалован в Верховный Суд РФ на предмет его несоответствия законодательству, но и он не был отменен (решение Верховного Суда РФ от 24.07.2000 по жалобе Тюрина Е.П.) и соответственно применяется при расчете заработка.С момента вступления в силу Федерального закона № 113-ФЗ по настоящее время применяется следующая средняя заработная плата (в рублях) в стране за квартал, утвержденная соответствующими постановлениями Правительства РФ:

Таким образом, расчет пенсии с ИКП, на первый взгляд, довольно прост: находится соответствующий процент от среднемесячной заработной платы по стране.

Однако в некоторых случаях для определения размера пенсии необходимо осуществить и еще некоторые дополнительные действия.

Это связано с тем, что при подсчете стажа (выслуги), как уже отмечалось выше, отдельные периоды для исчисления пенсии с ИКП не включаются либо включаются в календарном порядке.

В связи с этим на практике может оказаться, что продолжительность стажа (выслуги) меньше необходимой, т. е. той, за которую полагается 55 %.

Подобная ситуация получилась в нашем примере с врачом-хирургом, у которого для исчисления пенсии с ИКП принято 334 месяца выслуги, а ему нужно иметь 360 месяцев (30 лет).

В таких случаях пенсия рассчитывается следующим образом:

  • определяется пенсия, которая полагалась бы при полной выслуге;
  • определяется размер пенсии пропорционально имеющейся выслуге.

Предположим, что соотношение зарплат пенсионера и средней по стране составило 0,65.
Пенсия назначается в июне 2000 г., когда среднемесячная заработная плата по стране за квартал, применяемая для исчисления пенсии, равнялась 1257 руб.
ИКП пенсионера составит: 55 % (размер пенсии в процентах при необходимой выслуге) умножить на 0,65 = 35,75 %.
Размер пенсии при полной выслуге из заработка 1257 руб. равен 449 руб. 38 коп.

449 руб. 38 коп.: 360 (количество требуемых месяцев выслуги) х 334 (количество имеющихся месяцев выслуги) = 416 руб. 92 коп.

Аналогичным образом рассчитывается и пенсия по старости.

Женщине назначена пенсия по возрасту по Списку № 1. Ее стаж складывался из следующих периодов:

  • учеба в медицинском институте – 6 лет;
  • работа врачом-рентгенологом – 10 лет (Список № 1);
  • работа в районном управлении здравоохранения в районах Крайнего Севера – 2 года (обычная работа).

Для исчисления пенсии без ИКП продолжительность ее трудового стажа составит: общий трудовой стаж – 19 лет (6 лет + 10 лет + 3 года (2 года х 1,5 – льгота за работу на Крайнем Севере)); специальный трудовой стаж по Списку № 1 – 10 лет.

Для назначения пенсии по старости на льготных условиях женщине требуется 15 лет общего трудового стажа и 7,5 лет специального трудового стажа.

Пенсия без ИКП составит 61 % заработка (55 % за 15 лет требуемого общего трудового стажа + 4 % за 4 года общего трудового стажа сверх 15 лет + 2 % за 2 полных года специального трудового стажа сверх требуемого).Однако для исчисления пенсии с ИКП в общий трудовой стаж не будет включена учеба, а, кроме того, работа на Крайнем Севере засчитывается в стаж в календарном порядке. Таким образом, продолжительность общего трудового стажа для пенсии с применением ИКП составит 12 лет. Специальный трудовой стаж на расчет ИКП пенсий по старости, как уже отмечалось выше, не влияет.Рассчитаем пенсию с ИКП (по состоянию на 1 августа 2000 г.).

Предположим, что отношение среднего заработка пенсионера к среднему заработку по стране равняется 0,8.
ИКП пенсионера составит: 55 % (размер пенсии в процентах при необходимом общем трудовом стаже 15 лет) умножить на 0,8 = 44 %.
Размер пенсии при полной выслуге из заработка 1257 руб. равен 553 руб. 08 коп. (44 % от 1257 руб.).
Размер пенсии, который полагается к выплате, составит:
553 руб. 08 коп.: 180 (количество требуемых месяцев общего стажа: 15 лет умножить на 12) х 144 (количество имеющихся месяцев общего стажа: 12 лет умножить на 12) = 442 руб. 46 коп.

Пенсии, исчисленные с применением ИКП, нормативно установленного максимального размера не имеют. Но фактически они ограничиваются соответствующей предельной суммой исходя из предельно возможной величины ИКП и среднемесячного заработка, применяемых в определенном периоде. Так, с 1 августа 2000 г. по 31 октября 2000 г. предельная величина ИКП – 71,25 % (75 % х 0,95). Среднемесячная заработная плата в стране для исчисления и увеличения государственных пенсий в этом периоде согласно постановлению Правительства РФ от 14.07.2000 № 517 – 1257 руб. Следовательно, предельный размер пенсии с ИКП составляет 895 руб. 61 коп. (71,25 % от 1 257 руб.).

Сверх этой суммы, так же как и к пенсиям без ИКП, могут начисляться надбавки и повышения.

К пенсии по старости устанавливаются следующие надбавки (ст. 21 Закона о государственных пенсиях):

1. На уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы либо нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения или достиг 80 лет.

Размер надбавки на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или достиг возраста 80 лет, равен размеру минимальной пенсии по старости. Так, с 1 мая по 31 октября 2000 г. надбавка на уход данной категории пенсионеров составит 139 руб. 23 коп.Размер надбавки на уход за пенсионером, если он не достиг возраста 80 лет и нуждается в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) по заключению лечебного учреждения, равен 2/3 минимальной пенсии по старости.

2. На нетрудоспособных иждивенцев, если сами иждивенцы не получают какой-либо пенсии. Надбавка на нетрудоспособных иждивенцев выплачивается неработающим пенсионерам.

Размер надбавки на каждого нетрудоспособного иждивенца пенсионера равен 2/3 минимальной пенсии по старости, а на нетрудоспособного иждивенца-инвалида III группы – 1/2 минимальной пенсии по старости.Круг нетрудоспособных иждивенцев, на которых полагается начисление надбавки, определяется в соответствии со ст. 50–53 Закона о государственных пенсиях. К ним относятся:

  • дети, братья, сестры и внуки, не достигшие 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, при этом братья, сестры и внуки – при условии, если они не имеют трудоспособных родителей;
  • отец, мать, супруг (муж, жена), если они достигли 60 или 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами и т. д.

Если нетрудоспособный иждивенец относится одновременно к нескольким категориям (например, 55-летняя жена пенсионера, имеющая инвалидность III группы), то на него устанавливается надбавка в большем размере.

Если нетрудоспособный иждивенец сам получает какую-либо пенсию, надбавка за него не может быть назначена.

3. Участникам Великой Отечественной войны (подп. “а”–”ж” подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона “О ветеранах”), не получающим одновременно с пенсией по старости пенсию по инвалидности. Надбавка участникам Великой Отечественной войны устанавливается в следующих размерах:

  • достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I и II групп – две минимальные пенсии по старости;
  • остальным участникам Великой Отечественной войны – одна минимальная пенсия по старости.
Пенсионер имеет право получать все виды надбавок одновременно.

К пенсии за выслугу лет начисляется только надбавка, предусмотренная для участников Великой Отечественной войны (если пенсионер не получает одновременно две пенсии).

Другие виды надбавок (на уход, на нетрудоспособных иждивенцев) к пенсии за выслугу лет не начисляются.К пенсии по старости и за выслугу лет устанавливаются повышения, предусмотренные ст. 110 Закона о государственных пенсиях.

В соответствии с указанной статьей пенсии повышаются:

а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, – на 50 %, но не менее чем на 100 % минимального размера пенсии по старости. При этом гражданам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;

б) чемпионам Олимпийских игр – на 50 %, но не менее чем на 100 % минимального размера пенсии по старости;

в) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом “За службу Родине в Вооруженных Силах СССР” трех степеней, – на 15 %;

г) участникам Великой Отечественной войны (подп. “а”–”ж” подп. 1 п. 1 ст. 2 Федерального закона “О ветеранах”) – на 100 % минимального размера пенсии по старости;

д) гражданам – бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, – на 100 % минимального размера пенсии по старости;

е) гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. (за исключением граждан, указанных в п. “г”), – на 50 % минимального размера пенсии по старости;

ж) гражданам (кроме указанных в п. “е”), проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г.), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, – на 50 % минимального размера пенсии по старости;

з) гражданам, награжденным медалью “За оборону Ленинграда” или знаком “Жителю блокадного Ленинграда” (за исключением граждан, указанных в пп. “е”, “ж”), – на 100 % минимального размера пенсии по старости;

и) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, – на 50 % минимального размера пенсии по старости;

к) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающим пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, – на 100 % минимального размера пенсии по старости.

Граждане имеют право получать одновременно все виды повышений (за исключением случаев, прямо предусмотренных в ст. 110 Закона о государственных пенсиях).

Следует иметь в виду, что вначале к пенсии начисляются соответствующие повышения, предусмотренные ст. 110 Закона о государственных пенсиях, а затем – надбавки.Общая сумма пенсии с учетом надбавок и повышений никаким предельным размером не ограничивается.

Нормативная база:
  • Федеральный закон от 12.01.95 № 5-ФЗ “О ветеранах” (ред. от 02.01.2000)
  • Федеральный закон от 21.07.97 № 113-ФЗ “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”
  • Указ Президента Российской Федерации от 15.04.2000 № 680 “Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемой при определении индивидуального коэффициента пенсионера”
  • Указ Президента Российской Федерации от 10.07.2000 № 1272 “Об отношении среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате в стране, применяемой при определении индивидуального коэффициента пенсионера”
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.97 № 1660 “Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1997 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 1998 г.”
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.99 № 1066 “Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения”
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 № 517 “Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за II квартал 2000 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 августа 2000 г.”
  • Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 464 “Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет” (ред. от 22.09.93)
  • Постановление Министерства труда Российской Федерации от 29.12.99 № 54 “Об утверждении разъяснения “О применении ограничений, установленных Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”
  • Постановление Министерства труда Российской Федерации от 04.04.2000 № 27 “Об утверждении порядка расчета среднемесячной заработной платы в стране за квартал для исчисления и увеличения государственных пенсий в связи с ростом заработной платы в стране в соответствии с Федеральным законом “О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий”

С 2015 года в Российской Федерации используется новая формула расчета пенсии. Появилось множество новых факторов, непосредственно влияющих на страховое содержание отечественных граждан, достигших пенсионного возраста. Среди них – ИПК для расчета пенсий. Индивидуальный пенсионный коэффициент является основой для определения суммы пенсионного обеспечения.

Особенности пенсионной реформы

Система обязательного пенсионного страхования является обязательной для регистрации каждого гражданина. ОПС обуславливает тот факт, что работодатель ежемесячно отчисляет определенную сумму денег в пенсионный фонд, которая поступает на личный счет сотрудника. Это будет являться его гарантией начисления пенсии в будущем.

Как рассчитать индивидуальный пенсионный коэффициент? Суть проведенной реформы заключается в том, что был изменен принцип расчета обеспечения. Если раньше это зависело от размера пенсионного капитала, то теперь – от индивидуального пенсионного коэффициента. То есть, каждому гражданину можно будет рассчитать размер пенсионного обеспечения в индивидуальном порядке, согласно его выслуге и особенностями прежней работы.

Все пенсионные права гражданина трансформируются в баллы. Эти баллы накапливаются, и от их количества зависит размер пенсии. Сумма начисляемых баллов напрямую зависит от внесенных страховых взносов, то есть играет размер заработной платы. Каждый балл имеет собственную стоимость. Она индексируется каждый год.

Такое понятие, как трудовая пенсия, после реформы фактически прекратило свое существование. Рассчитать размер пенсии по старости теперь можно на основе баллов ИПК. Две части трудовой выплаты – страховая и накопительная, отныне считаются отдельными видами пенсий. Для каждого из них существует собственная правовая база. Согласно статьи 8 закона №400-Ф3, расчет пенсии по ИПК доступен гражданам, которые достигли 55-летнего (для женщин) и 60-летнего возраста (для мужчин), имеют не менее чем 15 лет трудового белого стажа, а также располагают как минимум 30 баллами.

Пенсионная формула новой реформы

Как рассчитать пенсионное обеспечение?

Как уже говорилось выше, после реформы вместо пенсионного капитала используются накопленный индивидуальный пенсионный коэффициент. Существует специальная формула, с помощью которой можно провести точный расчет будущей пенсии, используя незначительное количество вносимых параметров.

Изначально нужно разобраться в терминологии:

  • СП – страховая пенсия. Рассчитывается на основе страховых взносов, которые и добавляют баллы ИПК;
  • ИПК – баллы, которые зарабатываются гражданином во время трудовой деятельности;
  • СИПК – стоимость одного балла;
  • ФВ – фиксированная выплата.

Формула выглядит следующим образом: СП = ИПК х СИПК + ФВ. Существует специальный калькулятор, который позволяет без особых затруднений самостоятельно провести все необходимые расчеты.

Граждане должны понимать, что размер страховой пенсии после реформы 2015 года напрямую связан с их зарплатой. Чем она выше, тем больше страховые взносы и тем больше начисляется баллов. Соответственно, растет и размер будущей пенсии. Но это касается только белых зарплат, выплачиваемых при официальном трудоустройстве, и облагаемых налогами.

Величина коэффициента

Индивидуальный пенсионный коэффициент имеет нижний и верхний предел. Существуют определенные различия между показателями коэффициента, который учитывает накопительную часть, и, соответственно, не учитывает. Предполагается, что он будет меняться вплоть до 2021 года. Без отчисления накоплений коэффициент вырастет до 10 единиц, а с отчислениями снизится до 6,25. Изначальный показатель, установленный сразу после реформы, был общим и составлял 7,39.

Стоимость балла и, соответственно, фиксированная выплата, подлежат ежегодной индексации. Это задача государства. В 2017 году стоимость одного балла составляет 78 рублей 58 копеек. Что касается фиксированной выплаты, то в прошлом году она была установлена на отметке 4558, 93 руб.

Из этого можно понять, что для получения пенсии выше фиксированного значения, гражданин должен иметь в запасе как минимум 8 лет трудового стажа и 11 баллов. В следующем году эти показатели вырастут – 9 лет стажа и 13,8 ИПК.

Расчет пенсионного балла – формула для вашей будущей пенсии

Какой должен быть коэффициент для начисления пенсии, зависит от многих факторов. Ряд граждан сталкиваются с проблемой подсчета собственных баллов, так как слабо понимают, как работает система. Государство предоставляет возможность конвертировать весь пенсионный капитал, накопленный до реформы 2015 года, именно в ИПК. Это первое. Второе – при определенных условиях баллы могут насчитываться и за тот период, когда человек не работал, но обязательно имел на то уважительные причины, например:

  • проходил срочную воинскую службу;
  • ухаживал за ребенком, возраст которого менее 1,5 года;
  • являлся официальным содержателем недееспособного гражданина, не обязательно родственника.

То есть, новая система будет учитывать все баллы, накопленные до достижения гражданином пенсионного возраста. Специальная формула для расчета пенсий описана в статье 15, пункт 9 все того же Закона №400-Ф3. Она выглядит следующим образом: ИПК = (ИПК(с) + ИПК(н)) х К(в)СП. Расшифровка крайне проста:

  1. 1. ИПК – общая сумма всех заработанных пенсионером баллов.
  2. 2. ИПК(с) – баллы, начисленные до реформы 2015 года.
  3. 3. ИПК(н) – баллы, начисленные уже после реформы.
  4. 4. К(в)СП – предполагаемое повышение индивидуального пенсионного коэффициента. Такое возможно, к примеру, если человек обратился за расчетом выплат позже установленного срока.

Сколько баллов нужно?

Страховая пенсия по старости устанавливается только в том случае, если индивидуальный пенсионный коэффициент гражданина имеет достаточный уровень. В текущем году нижний порог составляет 9 баллов. Разработанная система предполагает, что с каждым годом этот показатель будет увеличиваться на 2,4 единицы. То есть, придется зарабатывать больше, чтобы рассчитывать на достойную пенсию.

Подобное увеличение будет длиться по 2025 год включительно. После этого необходимое количество баллов стабилизируется и составит 30 единиц. Причем будут учитываться как страховые, так и не страховые периоды в жизни граждан.

Другими словами, если ваше количество индивидуальных пенсионных коэффициентов будет ниже допустимого уровня, вы сможете рассчитывать максимум на социальные выплаты после выхода на пенсию.

Как получить больше баллов?

Многих пугает необходимость иметь к 2030 году ИПК на уровне 30. На самом деле, добиться такого показателя несложно. Например, зарплата на уровне 30 тысяч рублей в месяц и отчисления от нее в пенсионный фонд помогут насчитать сразу шесть баллов. То есть, 30 ИПК можно будет получить уже через пять лет.

Существующее законодательство не запрещает гражданину одновременно работать на нескольких предприятиях. Работа по совместительству – это отличная возможность нарастить пенсионный коэффициент законным путем. Единственное требование – заработная плата на другой работе тоже должна быть официальной.

Но это сугубо индивидуальный выбор. Человек может воспользоваться возможностью заработать себе на достойную пенсию или же положиться на государство.

Как вариант дополнительного обеспечения – работа после достижения пенсионного возраста. Выход на заслуженный отдых не означает, что гражданин обязан ничего не делать. Законом не запрещена подобная трудовая деятельность. Это называется добровольной отсрочкой пенсии. Взять ее можно максимум на пять лет. Все баллы, которые будут заработаны на протяжении этого времени, впоследствии будут умножены на коэффициент 1,34 – хорошая прибавка к пенсии и гарантия безбедной старости.

Стараясь заработать как можно больше баллов и, таким образом, оформить себе хорошую пенсию, нужно помнить, что максимальный ИПК ограничивается законодательством. То есть, больше определенного показателя в год вы не заработаете. Многое зависит от того, какой вид пенсии выбрал гражданин – накопительную и страховую или только страховую. Первый вариант отличается тем, что все выплаты в пенсионный фонд, осуществляемые работодателем, разделяются между двумя типами пенсионных вложений. Во втором случае они идут только на страховую пенсию.

Согласно действующему законодательству, максимальный размер баллов ИПК, которые может заработать гражданин в течение одного года, увеличивается согласно ранее установленным положениям. Так, к 2021 году, человеку может быть начислено до 10 баллов, если он выбрал только страховую пенсию, и максимум 6,25 единиц, если оба доступных вида пенсионных накоплений.

Индексация и стоимость

Порядок начисления пенсии по старости обязательно включает в себя процедуру индексации индивидуального пенсионного коэффициента. Данная процедура позволяет нивелировать показатели инфляции, роста цен, потребительских товаров и т.д. Задача – сохранить актуальность накопленных баллов и не допустить их обесценивание.

Следует отметить, что с этим в стране есть определенные сложности. Например, в прошлом году индексация пенсионных выплат остановилась на отметке 4 процента, тогда как изначально планировалось, что этот показатель составит почти 13%. Работающие пенсионеры вообще остались без индексации.

Проблема была решена, но другим путем. Вместо индексации пенсионерам была выплачена единовременная выплата, что-то наподобие компенсации. Размер помощи составил 5 тысяч рублей, она была выплачена в начале текущего года, в счет второго полугодия 2016 года.

Что касается 2017 года, то Правительство Российской Федерации гарантирует индексацию пенсионных выплат, а также индивидуального пенсионного коэффициента. Размер будет зависеть от уровня инфляции в прошлом году.

Индексация – это процедура, которая позволяет определить реальную стоимость пенсионного бала. Цена ИПК напрямую зависит от вышеупомянутой инфляции за прошедший год. Ежегодно стоимость баллов растет. Она неразрывно связана с индексацией. В прошлом году данный показатель увеличился на 4 процента. В текущем – еще примерно на столько же. Соответственно, при расчете пенсионного обеспечения гражданам принимается во внимание значение балла, установленное на уровне 78,58 рублей.

Что нужно помнить?

Ранее размер пенсии зависел от множества факторов:

  • трудовой стаж;
  • уровень доходов;
  • наличие страховых взносов;
  • достижение установленного законом пенсионного возраста.

Проведенная в 2015 году пенсионная реформа существенно изменила существующий расклад вещей. Теперь гражданам придется ежемесячно отчислять определенную сумму на счета пенсионного фонда, тем самым формируя себе пенсионные накопления. Данные сбережения конвертируются в баллы.

Работа новой системы имеет много противоречивых отзывов. Обычные люди не слишком довольны реформой, поскольку она, по их мнению, сложная. Возможно, это оставляет лазейки для нечистых на руку чиновников, которые могут проворачивать различные махинации со страховыми взносами граждан, искусственно занижая ИПК.

Власти, в свою очередь, утверждают, что это невозможно. Схема полностью прозрачная, а рассчитать ИПК можно с помощью онлайн-калькулятора, присутствующего на сайте Пенсионного фонда. Суть накопления баллов заключается в следующем:

  • по достижению пенсионного возраста подсчитывается общее количество баллов, заработанных человеком во время трудовой деятельности;
  • индивидуальный пенсионный коэффициент конвертируется в реальные деньги, согласно текущему курсу (сейчас он составляет 1 балл – 78,58 руб.);
  • полученная сумма добавляется к фиксированной выплате;
  • все вместе будет являться вашей окончательной пенсией.


Преимущества ИПК

Новая система соответствует современным требованиям и призвана работать более сбалансировано, не провоцируя дефицит Пенсионного фонда, как это часто бывало до реформы, где на протяжении многих лет использовалась система, придуманная еще в Советском Союзе и подвергавшаяся незначительным модификациям.

Главное преимущество, которое предоставляет индивидуальный пенсионный коэффициент – это возможность самостоятельно зарабатывать себе на пенсию. С помощью реформы была достигнута социальная справедливость: чем больше человек зарабатывает своим трудом, тем выше у него будет пенсия. Кроме того, есть возможность взять добровольную отсрочку пенсии и работать еще, тем самым увеличивая собственный ИПК.

Рассчитать ИПК не составит особого труда – существуют специальные формулы, а также калькулятор, которым может воспользоваться каждый. Еще одно преимущество – мощная законодательная база. Это одна из тех реформ современной России, где правовой части было уделено особое внимание.

Недостатки реформы – больше плюсов или минусов?

Многие специалисты полагают, что реформа, которая ввела в обиход такое понятие, как индивидуальный пенсионный коэффициент, была проведена, в первую очередь, в интересах государства, а не граждан. Главный аргумент в пользу данной теории – это тот факт, что стоимость баллов напрямую зависит от планируемых доходов Пенсионного фонда. Таким образом, ПФР защищает себя от дефицита.

Другими словами, сколько вам платить, будет решать Пенсионный фонд, а не ваш стаж и размер заработанной платы. Вызывает сомнение и то, что порядок расчета стоимости индивидуального пенсионного коэффициента не закреплено на правовом уровне, что, опять же, оставляет за ПФР право изменять существующий порядок в собственных интересах.

Из прочих недостатков стоит отметить:

  • россияне плохо воспринимают новую инициативу властей. Многие граждане ничего не понимают в ИПК и, тем более, как его нужно рассчитывать. А некоторые люди даже не слышали о том, что в стране была проведена пенсионная реформа. Все дело в том, что государство уделяет очень мало времени и средств на детальное информирование населения по поводу данной реформы. В развитых странах такого нет. В этом плане есть над чем работать;
  • будет расти минимальный трудовой стаж, необходимый для оформления пенсии. Каждый год – на 12 месяцев, вплоть до 2024 года, когда он составит 15 лет. Справедливости ради нужно отметить, что подобный трудовой стаж имеется у большинства работающего населения страны;
  • новая система не отвечает требованиям людей, у которых недостаточно трудового стажа. Таким гражданам предусмотрена только социальная пенсия, размер которой не слишком большой, соответственно, она не может удовлетворить потребности среднестатистического российского пенсионера.

Дифференциация расчетов

Вопрос повышения пенсионного возраста в Российской Федерации поднимается постоянно. Сторонники подобного решения утверждают, что это позволит снизить нагрузку на Пенсионный фонд, благодаря чему его дефицит уменьшится. Противники сетуют, что для существующего в стране уровня жизни и социального обеспечения граждан увеличение пенсионного фонда является недопустимым.

Пенсионная реформа призвана сбалансировать систему и одновременно простимулировать граждан. Она предполагает:

  • повышение коэффициентов фиксированной выплаты;
  • приемлемую стоимость индивидуального пенсионного коэффициента;
  • пересмотр списка профессий, для которых будет доступна опция досрочной пенсии;
  • определение списка профессий с тяжелыми условиями труда. Для них предусмотрены повышенные ИПК, улучшенные тарифы страховых взносов и прочие преимущества.

Все это позволит в конечном итоге сбалансировать пенсионную систему и подвести людей к необходимости постепенного увеличения пенсионного возраста.

Что нужно для того, чтобы самостоятельно рассчитать собственную пенсию? Вам потребуется только размер заработной платы и трудовой стаж. Использовать эти параметры можно на сайте Пенсионного фонда, где есть соответствующий онлайн-калькулятор. Но сделать требуемые вычисления можно и на обычном листе бумаги. Специальная формула, описанная в статье, проста и интуитивно понятна даже для людей старшего возраста.


Top