Постановление об административном наказании. Порядок вступления в силу законов, постановлений правительства, указов президента рф. Сроки давности, применяемые для исполнения постановлений об административных взысканиях.

Принцип презумпции невиновности предполагает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, вступившим в законную силу постановлением, при этом наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. На современном этапе развития российского общества представление о принципе презумпции невиновности в административном праве, а также понимание порядка его реализации - не однозначно.
Так, на основании части 2 статьи 31.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. При этом обращение постановления к исполнению, в соответствии с частью 1 статьи 31.3 КоАП РФ, возлагается на должностное лицо, его вынесшее, то есть сотрудника подразделения Госавтоинспекции. Для исполнения принятого по делу постановления сотруднику Госавтоинспекции необходимо установить дату вступления постановления в законную силу.
Понимая всю серьезность реализации принципа презумпции невиновности, сотрудник Госавтоинспекции, перед тем как направить постановление на принудительное исполнение в службу судебных приставов и составить протокол об административном правонарушении, за неуплату штрафа по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, должен выяснить, уведомлено ли лицо о вынесенном в отношении его постановлении.
Представляется заслуживающим внимания вопрос о дате вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу для его исполнения.
Для более детального исследования этой проблемы обратимся к принципу неотвратимости наказания, который предполагает, что за каждое противоправное деяние виновное лицо будет подвергнуто ответственности и понесет соответствующее наказание. Принцип неотвратимости наказания в административном праве хотя и просматривается через призму норм КоАП РФ, но отдельной нормой не предусмотрен.
В то же время, с одной стороны, закрепленный в административном законодательстве принцип презумпции невиновности предусматривает, что пока вина не будет доказана и не будет установлена вступившим в законную силу постановлением, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным. С другой стороны, на основании статей 31.1 и 30.3 КоАП РФ административное законодательство устанавливает, что пока постановление по делу об административном правонарушении не получено лицом, в отношении которого оно вынесено, срок на обжалование не исчисляется, а соответственно, не вступает в законную силу постановление.
Действительно, в силу части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ предусмотрено, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Приведенный текст двух норм КоАП РФ указывает на то, что лицо признается виновным в совершении административного правонарушения и обязано исполнить вынесенное в отношении его постановление после истечения десятидневного срока на его обжалование с момента получения или вручения копии постановления по делу об административном правонарушении.
При глубоком изучении сущности вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении как стадии производства по делу, на наш взгляд, становится очень важным остановиться на вопросе, с какого момента лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, а также с какого момента возникает обязанность у судьи, должностного лица его исполнить?
Из пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях" следует, что порядок обжалования и вступления в законную силу постановлений и (или) решений по делам об административных правонарушениях зависит от того, каким органом рассматривалось дело. При этом Верховный Суд России указывает, что если дело рассматривалось органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, то его постановление может быть обжаловано в районный суд, а военнослужащими - в гарнизонный военный суд (пункты 2 и 3 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ). Соответственно, в соответствии с частями 1 и 2 статьи 30.9 КоАП РФ, решение судьи районного суда или гарнизонного военного суда, принятое по жалобе на такое постановление, может быть обжаловано в вышестоящий суд.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, вынесенное судьей суда общей юрисдикции, может быть обжаловано в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30.1 КоАП РФ в вышестоящий суд общей юрисдикции.
Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП РФ может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации".
Возможность обжалования в таком же порядке решения судьи вышестоящего суда статья 30.9 КоАП РФ не предусматривает, в связи с чем оно вступает в законную силу немедленно после вынесения (пункт 3 статьи 31.1 КоАП РФ). В дальнейшем возможен только пересмотр вступивших в законную силу постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.19 КоАП РФ.
Тогда как в соответствии с частью 1 статьи 180 АПК РФ решение арбитражного суда первой инстанции, за исключением решений, указанных в частях 2 и 3 данной статьи, вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. Ссылаясь на части 2 и 3 статьи 180 АПК РФ, арбитражное процессуальное законодательство предусматривает, что решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях вступают в законную силу в сроки и в порядке, которые установлены АПК РФ или иным федеральным законом.
Из приведенной нормы АПК РФ следует, что вступление решения арбитражного суда по делам об административных правонарушениях в законную силу имеет разный порядок. С одной стороны, решение вступает в законную силу по истечении одного месяца со дня его принятия, с другой стороны, порядок вступления в законную силу решения может быть регламентирован иным федеральным законом, в частности КоАП РФ.
Пункт 35 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации также разъясняет, что обращение Постановления по делу об административном правонарушении к исполнению возлагается на судью, вынесшего Постановление (часть 1 статьи 31.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (статья 31.1 КоАП РФ), за исключением постановления об административном аресте, которое подлежит немедленному исполнению (часть 1 статьи 32.8 КоАП РФ). Исполнение постановления о назначении наказания в виде предупреждения осуществляется судьей, вынесшим постановление (статья 32.1 КоАП РФ). В остальных случаях постановление направляется судьей для исполнения управомоченному органу в порядке части 1 статьи 31.4 КоАП РФ. Если постановление о наложении административного наказания не было обжаловано, то есть вступило в законную силу, оно направляется судьей управомоченному органу в трехдневный срок, а если обжаловано - в течение трех дней со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда, вынесшего решение.
Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации не дает однозначного ответа на вопрос, когда вступает в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и должно быть направлено на исполнение. В Постановлении Пленума он указывает, что постановление подлежит исполнению после его вступления в законную силу. Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении в течение трех дней направляется для исполнения. На основании части 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти суток со дня вручения или получения копии постановления лицу, в отношении которого оно вынесено.
Позиция же Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по поводу даты вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении несколько отличается. Так, в силу пункта 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", исчисляя установленные частью 4 статьи 206 и частью 5 статьи 211 АПК РФ сроки на подачу апелляционной жалобы, судам необходимо учитывать, что датой принятия решения является дата его изготовления в полном объеме. Срок доставки решения не исключается из срока на обжалование. Пропущенный по причине позднего получения обжалуемого решения срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен судом на основании ходатайства обратившегося с жалобой лица в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, разъясняя порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, указывает, что датой принятия решения является дата его изготовления, при этом сроки пересылки лицу, в отношении которого оно вынесено, включаются в сроки на обжалование. Порядок вступления в законную силу постановления может определяться как административным законодательством, так и арбитражным процессуальным.
Для лучшего осознания проблемы обратимся к другим отраслям права, таким как уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.
В соответствии с частью 1 статьи 389.4 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - УПК РФ) апелляционные жалоба, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции могут быть поданы в течение 10 суток со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда. Часть 1 статьи 390 УПК РФ предусматривает, что приговор суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении срока его обжалования в апелляционном порядке, если он не был обжалован сторонами.
На основании части 1 статьи 209 Гражданского процессуального кодекс Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. Частью 2 статьи 321 ГПК РФ апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что при определении даты начала течения срока на подачу апелляционной жалобы необходимо учитывать, что решения судов первой инстанции вступают в законную силу по правилам, установленным статьями 209 и 237 ГПК РФ.
Из приведенных норм УПК РФ и ГПК РФ видно, что приговор или иное решение суда первой инстанции вступает в законную силу после истечения срока на обжалование со дня постановления приговора или вынесения иного решения суда.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: принцип неотвратимости наказания, а точнее основание для исполнения постановления по делу об административном правонарушении, никаким образом не должно быть связано со временем получения или вручения его копии лицу, в отношении которого оно вынесено. Постановление должно вступать в законную силу по истечении срока на обжалование со дня его вынесения. По ходатайству лица срок на обжалование постановления может быть восстановлен.
На наш взгляд, административное законодательство Российской Федерации необходимо привести в соответствие с аналогичными нормами уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального права, а именно: внести изменения в часть 1 статьи 30.3 КоАП РФ, определив, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу по истечении десяти дней на обжалование со дня его вынесения. Особое внимание, при этом необходимо уделить на день вынесения постановления по делу об административном правонарушении, а также на порядок и сроки исполнения данного постановления.
Соответственно, сотрудником Госавтоинспекции, при исчислении срока для добровольного исполнения постановления по делу об административном правонарушении необходимо будет выяснить, приостановлено ли его исполнение поданной жалобой или протестом прокурора. В случае отсутствия определения о приостановлении исполнения постановления по делу об административном правонарушении, в связи с поданной жалобой или принесенным протестом прокурора, должностное лицо Госавтоинспекции принимает меры для принудительного исполнения постановления.

«Верховенство закона» относится к некоторым фундаментальным принципам права, которые регулируют то, как власть осуществляется в Гонконге. Верховенство закона имеет несколько разных значений и следствий. Его основное значение заключается в том, что власть правительства и всех его служащих вытекает из закона, выраженного в законодательстве и судебных решениях, принимаемых независимыми судами. В основе системы правления Гонконга лежит принцип, согласно которому никто, включая главного исполнительного директора, не может совершать действия, которые в противном случае представляли бы юридическую ошибку или затрагивали бы свободу человека, если он не может указать на юридическое обоснование для это действие.

Распечатать

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

1) после истечения срока , установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано;

2) после истечения срока , установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление;

Если он не может этого сделать, пострадавшее лицо может обратиться в суд, который может постановить, что этот акт является недействительным и не имеет юридической силы. Компенсация может быть заказана в пользу пострадавшего. Этот аспект верховенства права называется принципом законности.

Одно из следствий принципа законности можно обобщить как равенство перед законом. Кроме того, верховенство закона требует, чтобы суды были независимы от исполнительной власти. Эта независимость имеет решающее значение, если должны быть даны беспристрастные решения, когда решается вопрос о законности действий правительства. Законность и равенство перед законом являются двумя основными аспектами верховенства закона. Но принцип требует чего-то большего, иначе он будет удовлетворен предоставлением правительству неограниченных дискреционных полномочий.

3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление.

Содержание главы

Публикации в прессе:

22 октября 2013

К вопросу о возможности отмены арбитражными судами постановлений по делам об административных правонарушениях только в части назначенного наказания

19 ноября 2012

Несвоевременное представление деклараций: штраф для бухгалтера

31 октября 2011

О последствиях дисквалификации руководителя

13 ноября 2010

Некоторые вопросы применения общих положений КОАП РФ В практике федерального Арбитражного суда Северо-Западного округа

10 октября 2007

Исполнение постановлений об административных правонарушениях (по материалам судебной практики)

Таким образом, дальнейшее значение верховенства закона заключается в системе правил, которые ограничивают дискреционную власть. С этой целью суды разработали набор руководящих принципов, направленных на обеспечение того, чтобы установленные законом полномочия не использовались способами, которые законодательный орган не собирался делать. Эти руководящие принципы касаются как существа, так и процедур, связанных с осуществлением исполнительной власти. Примером первого является то, что суд приходит к выводу, что решение, которое должно быть санкционировано уставной властью, явно необоснованно и не может быть предусмотрено законодательным органом.


Top