Является ли верховный суд судом общей юрисдикции. Верховный суд предложил реформу судов общей юрисдикции

Верховный Суд РФ , согласно ст. 126 Конституции РФ,является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. В предусмот­ренных федеральным законом процессуальных формах он осуществляет судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 19 Федерального Конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» несколько конкретизировала функции Верховного Суда РФ, дополнительно указав, что Верховный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, - также и в качестве суда первой инстанции. Верховный Суд РФ является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, военным судам округов, флотов, видов и групп войск.

Согласно ч. 6 ст. 19 упомянутого Федерального конституционного закона полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда РФ устанавливается федеральным конституционным законом. В связи с тем, что такой закон до настоящего времени не принят, работа Верховного Суда РФ строится в соответствии с требованиями Конституции РФ, Закона «О судебной системе Российской Федерации», Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР», процессуального законодательства и других федеральных законов.

В настоящее время в состав Верховного Суда РФ входят более 100 судей, включая Председателя Верховного Суда РФ и его заместителей.

Структура ныне действующегоВерховного Суда РФ : Пленум, Президиум, Судебная коллегия по гражданским де­лам, Судебная коллегия по уголовным делам, Военная колле­гия, Кассационная коллегия. Более полное структурное представление даётся в конце учебного пособия (Приложение 3).

Председатель Верховного суда назначается на долж­ность Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации по представлению Президента РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту РФ указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда РФ, а в случае досрочного прекращения полномочий указанного лица – не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность сроком на шесть лет.

Президент РФ вносит в Совет Федерации Федерального Собрания российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда РФ не позднее чем за 14 дней до истечения срока его полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц – не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда РФ в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента РФ.

Заместители председателя Вер­ховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента РФ, основанному, в свою оче­редь, на представлении Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного зак­лючения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ст.102, 128 Конституции РФ и ст. 13 ФКЗ «О судебной системе РФ», ст. 6-1 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации»).

Порядок наделения полномочиями других судей верховного Суда РФ также урегулирован ст. 13 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в ред. Федерального конституционного закона от 04.07.2003 № 3-ФКЗ.

Верховный Суд РФ действует в составе: Пленума, Президиума, Кассационной коллегии, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, Военной коллегии.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе предсе­дателя, заместителей председателя, судей Верховного Суда РФ. Пленум обеспечивает единство судебной практики в Российской Федерации путем дачи разъяснений по вопросам, связанным с применением суда­ми законодательства. Таким разъяснениям предшествует большая и кропотливая работа судей и аппарата по изучению, обобщению и анализу судебной практики и судебной статистики.

Всего же у Пленума 7 полномочий:

1) Разъяснение по вопросам судебной практики судов общей юрисдикции;

2) дача заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступления в соответствии с ч. 1 ст. 93 Конституции РФ;

3) право законодательной инициативы в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ;

4) право запроса в Конституционный Суд РФ в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;

5) утверждение по представлению Председателя Верховного Суда РФ составов судебных коллегий, секретаря Пленума и Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ;

6) заслушивание сообщений о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчётов судебных коллегий;

7) другие полномочия, предоставленные законодательством.

Суды на первых порах совершенно не были готовы к тому, чтобы в своей правоприменительной практике руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Эти и многие другие обстоятельства существенно осложнили отправление правосудия и придали особую значимость постановлениям Пленума Верховного Суда РФ. 1

Верховный Суд РФ активно использует предоставленное ему право законодательной инициативы. Только за три года (1998 - 2000) постановлениями Пленума Верховного Суда РФ внесено более 30 законопроектов и проектов об изменении и дополнении действующего законодательства.

В состав Президиума Верховного Суда РФ входят председатель, заместители председателя по должности и несколько судей, общая численность Президиума - 13 судей. Судебные коллегии по гражданским и уголовным де­лам, а также Военная коллегия действуют в качестве судов первой и второй инстанции. Они вправе также рассматри­вать дела, по которым конкретные судебные постановления вступили в законную силу. Утверждается Президиум Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ (ст. 61 Закона «О судоустройстве РСФСР»). Президиум Верховного Суда РФ является высшим судебным органом, принимающим решения по конкретным делам в порядке надзора. Решения Президиума дальнейшему обжалованию не подлежат. Но они могут быть в исключительном порядке пересмотрены при появлении вновь открывшихся или новых обстоятельств (ч. 4 ст. 413 УПК РФ). Представление в Президиум в таком случае направляет Председатель Верховного Суда РФ.

Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, Военная коллегия и Кассационная коллегия рассматривают дела в составе трех судей.

Решения, принятые Верховным Судом РФ по первой инстанции, могут быть пересмотрены этим же судом в кас­сационном и в надзорном порядке.

Ежегодно в Верховном Суде РФ по среднестатистическим данным рассматривается свы­ше 6 тысяч дел по первой инстанции и в кассационном по­рядке, около 5 тысяч дел пересматриваются в порядке над­зора. Кроме того, в Верховном Суде РФ разрешается свыше 90 тыс. жалоб на вступившие в законную силу приговоры и решения судов Российской Федерации. 1

В качестве суда первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает в основном гражданские дела. Подсудность гражданских дел Верховному Суду РФ определена следующим образом:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ и иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений и приостановлении или прекращении полномочий судей либо прекращение их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ;

5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решения) Центральной избирательной комиссии РФ, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, переданных на рассмотрение в Верховный Суд РФ Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ (ст. 27 ГПК РФ). В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 93-ФЗ «О расформировании Центральной избирательной комиссии РФ» добавлен п. 7 ч. 1 ст. 27 ГПК РФ, расширивший подсудность гражданских дел, возникающих из правоотношений в связи с расформированием данной комиссии.

Статьей 452 УПК РФ, предусмотрено, что уголовное дело в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ. Такой порядок принятия дела к производству установлен ч. 1 ст. 447 УПК РФ, где речь идёт об особенностях производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц. В случае заявления указанного ходатайства оно в обязательном порядке подлежит удовлетворению.

В качестве суда первой инстанции по рассмотрению уголовных дел действуют только коллегии Верховного Суда РФ – Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия.

Приговоры и решения, вынесенные судебными коллегиями по первой инстанции , могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ. Кассационная коллегия Верховного Суда РФ состоит из председателя коллегии и 12 судей из числа судей Верховного Суда РФ.

Кассационная коллегия утверждается Советом Федерации на основе представления Председателя Верховного Суда РФ.

Кассационная коллегия рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, не вступившие в силу, вынесенные одной из трёх указанных выше коллегий Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции. В пределах своих полномочий она рассматривает дела ввиду или вновь открывшихся обстоятельств. Рассмотрение дел Кассационной коллегией Верховного Суда РФ осуществляется по правилам соответственно гражданского или уголовного судопроизводства.

Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением от 28 декабря 2001 г. № 22 создал ещё одно подразделение – Судебную коллегию из 18 судей , входящих в указанные выше коллегии. Она принимает решения по вопросам, отнесённым к её компетенции законом о статусе судей, даёт заключение по запросам Генерального прокурора РФ о законности возбуждения уголовного дела в отношении судей федеральных судов среднего и высшего звеньев, привлечения их в качестве обвиняемых или привлечения к административной ответственности, о допустимости производства оперативно-розыскных действий или действий, ограничивающих их права и свободы либо нарушающих судейскую неприкосновенность. Такие дела рассматриваются коллегиально в составе не менее трёх судей Верховного Суда РФ и под руководством Председателя Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ имеет полномочия по рассмотрению судебных дел, отнесённых к подсудности Верховного Суда РФ, и полномочия по организации работы Верховного Суда РФ. Организационную работу Председатель Верховного Суда РФ ведет, распределяя между заместителями Председателя Верховного Суда РФ обязанности.

Председатель Верховного Суда РФ при осуществлении судебных полномочий вправе:

1) принимать участие в разбирательстве любого судебного дела и вынесении по нему соответствующего решения, в любой судебной коллегии или в Президиуме Верховного Суда РФ;

2) приносить в пределах и в порядке, установленных законом, протесты на приговоры и иные судебные решения всех судов общей юрисдикции (гражданских и военных);

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостанавливать исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам.

По организации работы Верховного Суда Председательобладает следующими полномочиями:

Организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

Созывает Президиум и Пленум Верховного Суда РФ, вносит материалы на их рассмотрение и председательствует на заседаниях этих органов; организует работу по осуществлению контроля за выполнением постановлений Пленума Верховного Суда РФ;

Распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ; руководит организацией работы Кассационной коллегии, судебных коллегий и аппарата ВС;

Осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Так, в соответствии со ст. 8 Закона «О Судебном департаменте» с согласия Совета судей РФ назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ; в соответствии со ст. 11 этого Закона утверждает членов коллегии; принимает участие в работе коллегии, утверждает Положение о коллегии.

Здесь не указан большой пласт кадровых полномочий Председателя Верховного Суда РФ и его полномочий по связям и взаимодействию с органами судейского сообщества, так как исчерпывающего перечня полномочий не существует из-за непринятия законов о Верховном Суде РФ и о судах общей юрисдикции, которые ждёт весь юридический мир – они внесут много существенных коррективов в законодательство о судебной системе Российской Федерации.

Заместители Председателя ВС РФ осуществляют судебную деятельность, участвуя в рассмотрении судебных дел, внося протесты в порядке надзора, организуют работу возглавляемых коллегий, анализируют результаты обобщений судебной практики и судебной статистики, принимают меры по повышению квалификации и специализации судей, представляют отчёты Пленуму Верховного Суда РФ, выполняют другую работу организационного характера.

Первый заместитель в случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ исполняет его обязанности.

Аппарат Верховного Суда РФ» состоит из консультантов, секретарей, инспекторов, помощников и других работников – специалистов, выполняющих различные виды вспомогательных работ. Работники аппарата являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, предусмотренные федеральным законодательством. Аппарат Верховного Суда РФ подчиняется Председателю Верховного Суда РФ. Аппарата ВС РФ обеспечивает деятельность Верховного Суда РФ.

Самой многочисленной группой сотрудников аппарата являются консультанты . Они занимаются изучением жалоб, представлений и истребованных по ним судебных дел, решения и приговоры по которым вступили в силу, готовят проекты протестов, заключения, справки, докладывают их Председателю ВС РФ или его заместителям.

Секретари , работающие в Верховном Суде РФ, выполняют работу, аналогичную работе секретарей областного, краевого и приравненных к ним судов, - это обязанности секретарей судебного заседания, секретарей судебного состава, секретаря Президиума, в частности, ведут подготовку дел к рассмотрению, обеспечивают явку сторон, ведение протокола судебного заседания.

Особое место среди должностных лиц Верховного Суда РФ занимает секретарь Пленума Верховного Суда РФ , который является судьёй Верховного Суда Российской Федерации и организует подготовку его заседаний, обеспечивает ведение протокола, участвует в разработке постановлений Пленума ВС РФ, находясь в контакте с председателями судебных коллегий, судьями, отделом обобщений судебной практики и другими подразделениями.

Верховный Суд РФ представляет российскую судебную систему во взаимоотношениях с международными организациями и судебными органами других стран. Он заключает соглашения о сотрудничестве и обмене опытом, участвует в заключении международных договоров. Судьи Верховного Суда РФ совместно с представителями других судов российской судебной системы принимают активное участие в работе различных международных семинаров, симпозиумов и конференций, проводимых в рамках Совета Европы, ОБСЕ, других международных организаций.

Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.

Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом “О судебной системе РФ” представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.

Среднее звено военных судов составляют суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Низшее звено образуют военные суды гарнизонов, флотилий, армий.

Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.

Верховные суды республик, краевые (областные) суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов являются федеральными судами общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции они занимают положение судов среднего звена, являясь одновременно высшими судебными органами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Закон о судебной системе РФ фиксирует указанное положение названных судов в иерархии судебных органов и называет лишь основные функции, выполняемые этими судами в пределах их компетенции. Они являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями для районных судов, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и нижестоящими по отношению к Верховному Суду РФ.

Суды среднего звена системы судов общей юрисдикции наделены равной компетенцией, имеют одинаковую структуру и в основном совпадающие полномочия. По количественному составу судей и аппарата суда они различаются между собой, что зависит от объема работы данного суда.

Являясь вышестоящими судами по отношению к районным судам, они призваны осуществлять функцию надзора за судебной деятельностью этого звена судебной системы. В свою очередь суды субъектов Федерации подлежат надзору со стороны Верховного Суда РФ как высшего судебного органа Российской Федерации. Таким образом, суды среднего звена находятся в функциональной связи с нижестоящими звеньями судебной системы общей юрисдикции и с возглавляющим ее вышестоящим судебным органом - Верховным Судом РФ.

В компетенцию судов среднего звена входит осуществление всех инстанционных полномочий судов общей юрисдикции: рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

В качестве суда первой инстанции областной и равные ему суды рассматривают гражданские дела, принятые ими к своему производству, и уголовные дела о наиболее опасных преступлениях.

К подсудности судов рассматриваемого звена относятся также все дела, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.

Одним из полномочий вышестоящих судов, является право принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое уголовное дело, подсудное нижестоящему суду, при наличии ходатайства обвиняемого.

Для рассмотрения дел по первой инстанции в судебных коллегиях областного и равного ему суда образуются судебные составы. В судебный состав для рассмотрения дела по первой инстанции входят член суда и народные заседатели. Для рассмотрения уголовных дел в судебной коллегии по уголовным делам образуется также альтернативный состав из трех профессиональных судей. В некоторых судах рассматриваемого звена в состав суда входят присяжные заседатели.

В качестве кассационной инстанции в вышестоящем суде среднего звена действует судебная коллегия в составе трех членов суда. Кассационное производство возникает при наличии кассационной жалобы, принесенной участниками процесса (сторонами) и другими лицами, участвующими в процессе, либо протеста прокурора.

Являясь по отношению к районным судам кассационной инстанцией, Верховный суд республики, областной и равные им суды проверяют (по кассационной жалобе участников процесса или по кассационному протесту прокурора, а также по частным жалобам и протестам) законность и обоснованность приговоров, решений, определений и постановлений районных судов, не вступивших в законную силу. Эта деятельность представляет собой одно из ведущих полномочий судов среднего звена, она позволяет исправлять допущенные судами первой инстанции ошибки и оказывает направляющее влияние на судебную практику судов первой инстанции.

В качестве надзорной инстанции в областном и равном ему суде действует президиум соответствующего суда. В состав президиума входит председатель суда, его заместители и члены суда. Состав президиума утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ.

На президиум возлагается рассмотрение дел по протестам на вступившие в законную силу приговоры, решения и постановления судей районных судов, а также на кассационные определения, вынесенные этим судом. Заседания президиума считаются правомочными при участии в нем более половины членов президиума. Постановления принимаются простым большинством голосов членов президиума, присутствующих на заседании, и могут быть опротестованы в порядке надзора в судебную коллегию по гражданским или уголовным делам Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного суда республики, областного суда и равного им суда рассматривает уголовные дела по вновь открывшимся обстоятельствам по представлению соответствующего прокурора в тех случаях, когда дело уже было рассмотрено в судебной коллегии по уголовным делам этого суда в кассационном порядке или в президиуме в порядке надзора.

Гражданские дела президиум рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам, когда дело уже рассматривалось в президиуме данного суда и решение было изменено. Рассмотрение происходит по представлению прокурора или по жалобе стороны.

Президиум областного и равного ему суда осуществляет следующие полномочия: утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебных коллегий по гражданским и уголовным делам; рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики; заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы, связанные с работой аппарата суда, и осуществляет иные полномочия, предоставленные ему законодательством.

Так, в соответствии со ст. 23 и 25 Конституции РФ областные и равные им суды осуществляют контроль за деятельностью органов предварительного следствия и дознания, когда их действия связаны с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также на неприкосновенность жилища. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении "О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации" от 24 декабря 1993 г. рекомендовал областным и равным им судам общей юрисдикции принимать к своему рассмотрению материалы, подтверждающие необходимость ограничения права конкретного гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

Верховный суд республики является высшим судебным органом республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных судов республики. В пределах своих полномочий Верховный суд республики обеспечивает единообразное понимание и применение судами законодательства, охрану прав и свобод граждан. Верховный суд республики наделен правом законодательной инициативы в представительном органе республики и может вносить предложения о принятии новых законов, об изменении либо отмене действующих законов республики в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ и конституцией соответствующей республики.

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа избирается соответствующим Советом народных депутатов в составе председателя, заместителей председателя, членов суда и народных заседателей сроком на пять лет.

Структура суда субъекта Российской Федерации представляется следующей схемой:

Президиум суда

Судебные коллегии:

по гражданским делам

по уголовным делам

Канцелярия Суда:

по гражданским делам

по уголовным делам

Отдел кодификации законодательных и нормативных актов

Архив суда

Краевой, областной, городской суд, суд автономной области и суд автономного округа действует в составе:

1) президиума суда;

2) судебной коллегии по гражданским делам;

3) судебной коллегии по уголовным делам.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа образуется в составе председателя, заместителя председателя, входящих в состав президиума по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом Российской Федерации.

Состав президиума суда утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации. Утверждение состава президиума суда производится при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт - Петербурга.

Президиум краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) утверждает по представлению председателя суда из числа судей составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам;

3) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и анализа судебной статистики;

4) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий; рассматривает вопросы работы аппарата суда;

5) оказывает помощь районным (городским) народным судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с соответствующим отделом юстиции исполнительного комитета краевого, областного, городского Совета народных депутатов;

6) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Порядок работы президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа

Заседания президиума краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа проводятся не реже двух раз в месяц.

Заседание президиума правомочно при наличии большинства членов президиума.

Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума, участвующих в голосовании.

Постановления президиума подписываются председателем суда.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа утверждаются президиумом суда из числа судей соответствующего суда.

Председатели судебных коллегий утверждаются исполнительным комитетом соответствующего Совета народных депутатов по представлению председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа из числа заместителей председателя или членов суда.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе другой коллегии.

Судебная коллегия по гражданским делам и судебная коллегия по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебные коллегии изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Председатель краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) может председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;

3) в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить исполнение решений и определений по гражданским делам;

4) руководит организацией работы судебных коллегий; руководит работой аппарата суда;

5) созывает президиум суда и председательствует на его заседаниях;

6) представляет отчеты о деятельности суда и докладывает о ней соответствующему Совету народных депутатов;

7) распределяет обязанности между заместителями председателя;

8) организует работу по повышению квалификации членов суда и работников аппарата суда;

9) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

10) ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

11) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

Заместители председателя краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий;

2) осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебных коллегий и аппарата суда;

3) ведут личный прием граждан;

4) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

В случае отсутствия председателя суда права и обязанности председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам краевого, областного, городского суда, суда автономной области и суда автономного округа:

1) председательствуют в судебных заседаниях коллегий или назначают для этого членов суда;

2) осуществляют руководство работой соответствующих коллегий;

3) образуют составы суда для рассмотрения дел в судебных заседаниях коллегий;

4) представляют президиуму суда отчеты о деятельности коллегий;

5) вправе истребовать из районных (городских) народных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики;

6) осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.

Построение эффективной структуры судов общей юрисдикции с разделением инстанций по примеру системы арбитражных судов - позитивное начинание, но это лишь первый шаг

Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».

Согласно пояснительной записке к законопроекту , «в настоящее время возникла объективная необходимость создания в Российской Федерации структурно самостоятельных кассационных судов общей юрисдикции (далее по тексту - СОЮ) и апелляционных СОЮ, которая обусловливается потребностью в функционировании отдельных судебных уровней в целях формирования независимых и самостоятельных судебных инстанций для рассмотрения как апелляционных, так и кассационных жалоб и представлений на судебные постановления, деятельность которых не будет осуществляться в том же субъекте Российской Федерации и тем более в том же суде, которым дело рассматривалось по первой инстанции. Структурное выделение звена кассационных и апелляционных СОЮ в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, позволит усовершенствовать иерархию построения судебной системы Российской Федерации и оптимизировать судебную нагрузку, при этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов в Российской Федерации можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов».

Можно изложить позицию Верховного Суда РФ и короче.
1. В целях обеспечения независимости и самостоятельности судов в настоящее время возникла необходимость разделения апелляционной и кассационной инстанций, находящихся в одном суде.
2. Для достижения тех же целей следует структурировать судебные инстанции таким образом, чтобы их юрисдикция не совпадала с административно-территориальным делением субъектов Российской Федерации.
3. Положительный опыт существования такой иерархии в системе арбитражных судов является актуальным для СОЮ.

Эффективность разделения доказана
Бичом современной системы СОЮ является существование апелляционной и кассационной инстанций в рамках одного областного и ему равного суда. При таком положении вещей механизм обжалования судебных актов неэффективен, особенно в суд кассационной инстанции - президиум соответствующего суда.

Для борьбы с этим недугом Верховным Судом РФ предложено создать федеральные кассационные СОЮ и федеральные апелляционные СОЮ, после чего система федеральных СОЮ будет выглядеть следующим образом:

При этом, согласно предложению Верховного Суда РФ, апелляционные СОЮ будут размещаться в городах: Воронеже/Иваново, Санкт-Петербурге, Краснодаре/Сочи, Нижнем Новгороде и Томске, а кассационные - в Калуге, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Казани, Перми, Кемерово и Владивостоке. Именоваться апелляционные и кассационные СОЮ будут по номерам, например Первый федеральный апелляционный СОЮ и Первый федеральный кассационный СОЮ.

Предложение разбить областной и ему равный суд, объединяющий сегодня две инстанции, на два самостоятельных суда представляется обоснованным. Тем более что эффективность такого разделения доказана арбитражными судами.

В настоящее время в состав президиумов областных и им равных судов, т.е. в кассационную инстанцию, входят судьи апелляционной инстанции, что ставит под сомнение соблюдение принципа независимости и самостоятельности апелляционной инстанции.

Создание обособленных судебных инстанций апелляционного и кассационного уровней будет способствовать более свободному усмотрению суда при принятии судебных актов.

Кассационные и апелляционные СОЮ станут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий: гражданской, по административным делам, уголовной и по делам военнослужащих. Президиумы кассационных и апелляционных СОЮ будут выполнять административную функцию, а также изучать и обобщать судебную практику. Таким образом, президиумы не будут принимать непосредственного участия в отправлении правосудия.

При такой системе все равно остается открытым вопрос о возможном воздействии председателя суда на конкретного судью соответствующего суда через стандартные полномочия организационного характера, однако ликвидация системы, при которой апелляционная и кассационная инстанции существовали под одной крышей, снизит степень возможного влияния кассационной инстанции на апелляционную при осуществлении правосудия, а качественное изменение полномочий председателей судов - тема для дальнейшего этапа реформы.

Судебную систему ждет ротация
При определении численности федеральных СОЮ Верховный Суд РФ предлагает учитывать количество рассматриваемых в каждой инстанции дел. Так, по словам Виктора Момотова, из областных и равных им судов планируют уволить в общей сложности 823 судьи, а численный состав апелляционных и кассационных СОЮ составит в среднем по 36-37 и по 60-110 судей соответственно. Вместе с тем планируется формировать апелляционные и кассационные СОЮ из числа судей с опытом, а потому судебную систему ждет ротация.

Так, согласно предложению о штатной численности девяти кассационных СОЮ численность судей составит в общей сложности 723, а помощников - 1219 человек. В пяти федеральных апелляционных СОЮ будут трудиться в качестве судей 181 человек и такое же количество помощников.

Представляется, что создание такой системы позволит повысить качество правосудия в СОЮ. Однако в этом вопросе не стоит уповать лишь на формальное разделение кассационной и апелляционной инстанций. Для того чтобы механизм реально заработал, мало изменить структуру. Необходимо принятие сопутствующих изменений, которые не превратят внесенный проект в реставрацию фасада.

Единоличный судейский фильтр должен быть отменен
Насущным вопросом всех практикующих юристов и их клиентов остается вопрос о том, будет ли ликвидирован единоличный судейский фильтр для передачи дела в суд кассационной инстанции. Представляется необходимым убрать стадию изучения кассационной жалобы судьей кассационной инстанции для единоличного решения вопроса о передаче дела на рассмотрение суда так называемой первой кассации. Если уж Верховный Суд РФ исходит из положительной практики и опыта системы арбитражных судов, то было бы оправданным и логичным внести изменения в процессуальное законодательство, отменяющие единоличный судейский фильтр для первой кассации. Все поданные кассационные жалобы должны попадать на рассмотрение судебной коллегии федерального кассационного СОЮ, только тогда будет иметь смысл такое разделение. С учетом количества судей кассационных СОЮ, планируемых для формирования кассации, создание такой системы вполне возможно.

Юридический нонсенс
Немаловажен для обеспечения эффективности судопроизводства в СОЮ и вопрос о механизме восстановления пропущенного процессуального срока. Существующее положение, при котором восстановлением пропущенного процессуального срока, например, на обжалование судебного акта занимается суд, принявший обжалуемый судебный акт, - юридический нонсенс, лишенный всякой логики. Здесь опять же полезно перенять позитивный опыт арбитражной системы, в том числе арбитражного процессуального законодательства.

Ввести видеосъемку судебного разбирательства
Построение эффективной системы правосудия невозможно без современных технологий. Так, изготовление протокола судебного заседания на бумажном носителе секретарем судебного заседания с учетом того, что современные технические средства аудио- и видеозаписи позволяют недорого и качественно со стопроцентной аутентичностью произвести фиксацию обстоятельств судебного заседания, уже не отвечает потребностям современного судебного разбирательства и не способствует реализации целей и задач судопроизводства в Российской Федерации. Я помню, когда в первый раз, будучи еще стажером адвоката, читал протокол судебного заседания перед удалением суда в совещательную комнату. Мой адвокат-куратор выступал в прениях очень долго, аргументировал позицию своего клиента, приводил доводы со ссылкой на нормы права и доказательства по делу, а в протоколе потом было написано, что в прениях «представитель истца поддержал исковые требования и просил удовлетворить их в полном объеме». Все. Одно предложение. Так, может, реализуя принципы гласности и открытости, следует ввести видеосъемку судебного разбирательства? Кстати, это позволит существенно дисциплинировать лиц, участвующих в деле, их представителей и суд, сделает невозможными споры по поводу содержания оглашенного судебного акта и позднее написанного, подтвердит или опровергнет факты заявления лицом, участвующим в деле, определенных ходатайств и т.д.

Создать новую электронную систему
Еще один важный технический момент, обеспечивающий качественное правосудие, - создание простой, но в то же время полной картотеки дел, рассматриваемых в СОЮ. Сравнение ГАС «Правосудие» и Картотеки арбитражных дел явно не в пользу первой. Неудобная, постоянно дающая сбои, ГАС «Правосудие» не позволяет использовать ее эффективно. Кроме того, трудно себе представить ситуацию, когда в Картотеке не был бы опубликован какой-либо судебный акт, а вот СОЮ тотально этим грешат. Недавно мне пришлось дойти до Судебного департамента при Верховном Суде РФ, чтобы добиться опубликования в ГАС «Правосудие» текста решения Магасского районного суда Республики Ингушетия и другой информации по делу. И дело здесь не в технической возможности электронной системы, а в контроле и воле Верховного Суда РФ. Если мы говорим, что пример надо брать с лучшего, то надо раз и навсегда похоронить ГАС «Правосудие» и создать новую электронную систему, взяв за основу Картотеку арбитражных дел.

Лучше поздно, чем никогда
Верховным Судом РФ наконец-то затеяна жизненно необходимая реформа, которая призвана создать базис для последующих изменений, направленных на укрепление судебной системы Российской Федерации. Внесенный проект федерального конституционного закона непростительно запоздал, но лучше поздно, чем никогда. Построение эффективной структуры с разделением инстанций по примеру системы арбитражных судов - позитивное начинание, но это лишь первый шаг. Реформа забуксует и заглохнет, если не будут предприняты меры, направленные на ее доведение до логического завершения. Имеет ли значение, какой путь прошел канатоходец, если он не сделал последний шаг с каната на платформу? Правильно - не имеет. Создание независимого и эффективного суда может встретить серьезное сопротивление со стороны некоторых представителей как судейского сообщества, так и иных ветвей власти. Единственное, что спасет эту реформу, - понимание ее значимости и необходимости теми лицами, которые имеют юридические полномочия и политическую волю на привнесение позитивных изменений в жизнь России.

Пленум Верховного суда предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции по экстерриториальному принципу - в федеральных округах. Сейчас такие жалобы рассматриваются в стенах одного и того же суда, что не может не влиять на беспристрастность решений. Об основных чертах реформы, которую предлагает ВС, рассказали на Пленуме и после него.

Сегодня, 13 июля 2017 года, Пленум Верховного суда принял постановление, которое станет началом масштабной реформы судов общей юрисдикции. ВС предлагает создать отдельные апелляционные и кассационные суды, чтобы обеспечить объективность и независимость судопроизводства на экстерриториальной основе. Сейчас рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке происходит в рамках одного субъекта и одного и того же суда (районного, областного, республиканского и т. д.). То же самое касается и промежуточных решений, что сказывается на беспристрастности правосудия, посетовал замгенпрокурора Леонид Коржинек . Такое объединение полномочий внутри одного суда недопустимо, согласился секретарь Пленума, судья ВС Виктор Момотов.

Решить проблему Верховный суд предлагает с помощью 5 апелляционных и 9 кассационных судов по аналогии с арбитражной моделью, которая действует уже много лет и хорошо себя зарекомендовала. Новые суды будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих. Они необязательно будут расположены в центрах федеральных округов - исходить будут скорее из судебной нагрузки и доступности правосудия. Последняя проблема беспокоит замгенпрокурора Коржинека. Участники дел могут столкнуться с транспортными сложностями, если захотят поучаствовать в заседании лично, предупредил он. Сделать правосудие доступнее могут постоянные судебные присутствия, считает замгенпрокурора. Впрочем, Председатель ВС Вячеслав Лебедев призвал не забывать о возможностях видео-конференц-связи.

Областные и аналогичные суды в основном останутся пересматривать дела в апелляционном порядке. Вновь создаваемые апелляционные суды получат лишь часть их полномочий - например, будут рассматривать частные жалобы на определения судов субъектов. Более значительные перемены ждут кассацию. Президиумы областных, районных и т. п. судов окажутся здесь полностью заменены новыми кассационными судами, которые станут единой инстанцией на этом уровне для мировых судей и районных судов. Председатели создаваемых судов будут иметь примерно те же полномочия, что и главы районных судов, время их работы хотят ограничить максимум двумя сроками.

Кадры и унификация практики

"Сегодня большой день, - воодушевленно заявил Момотов журналистам после окончания заседания. - Начало большой реформы, и важно, что ее предложил именно Верховный суд". Судя по тексту постановления, поправки в законы вступят в силу через год, 1 июля 2018 года, но сроки могут отодвинуться, пояснил судья ВС. Он призвал относиться к предложениям как к концепции, которая может поменяться после того, как проект внесут в Госдуму. Предстоит еще много работы: например, согласовать и утвердить бюджет расходов. Их еще уточнят в зависимости от многих нюансов, в том числе процессуального порядка рассмотрения, например, того, сколько судей будут изучать кассационную жалобу - один или трое, сообщил Момотов.

По его словам, в создаваемые суды в основном пойдут те, кто уже трудится в судах субъектов, потому что важен опыт, хотя, «конечно, придут и новые люди». По подсчетам Верховного суда, в апелляционных судах будет работать 181 судей и 362 работника аппарата, а в кассационных - 723 и 1236 соответственно. Те судьи, кто захочет остаться в районном суде, там и продолжат трудиться, а тот, кто желает перейти, - должен будет пройти через горнило переназначения, рассказал Момотов. Кроме того, он поделился, что часть задач по пересмотру судебных решений новым судам «достанется» от Верховного суда, который сосредоточится на своей главной цели - формировании судебной практики. «Давать обязательные толкования должен только он», - заявил Момотов. Кроме того, планируется переходить в новых судах на автоматическую систему распределения дел.

Судья ВС прокомментировал также другие идеи по изменению правил судопроизводства. По его убеждению, необходимо «плавно переходить» к профессиональному представлению интересов в апелляции и кассации, поскольку это требует больше знаний и навыков, чем участие в рассмотрении спора по существу (это уже реализовано в Кодексе административного судопроизводства). Еще Момотову нравится идея постепенно повышать госпошлину за подачу апелляционной и кассационной жалоб (сейчас она фиксированная и составляет 150 руб. для физлиц и 3000 руб. для компаний). Ее можно привязать, например, к цене иска для состоятельных участников споров. Для обычных граждан сумма должна оставаться подъемной, и к тому же суд сможет снизить пошлину исходя из обстоятельств, пояснил Момотов.

Верховный суд предложил реформу судов общей юрисдикции

Пленум Верховного суда предложил создать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции по образцу арбитражной системы. Это должно сделать решения более беспристрастными.

Читать полностью →


Top