Консолидированный бюджет российской федерации включает в себя. Консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет РФ – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующий год (федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ).

Консолидированный бюджет субъекта РФ – это совокупность регионального бюджета субъекта РФ и местных бюджетов на территории данного субъекта (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированный бюджет муниципального образования – это совокупность бюджета муниципального образования и свод бюджетов городских и сельских поселений входящих в состав муниципального образования (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами).

Консолидированные бюджеты РФ субъекта РФ и муниципальных образований:

Законодательно не утверждаются;

Являются статистическим сводом бюджетных показателей, сгруппированных по доходам и расходам, источникам поступления средств и направлениям их использования.

Консолидированный бюджет используется в бюджетном планировании и прогнозировании и разрабатывается одновременно с проектом бюджета соответствующего уровня. Его количественные характеристики служат для подтверждения реальности и обоснованности показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Свод бюджетов – расчетный документ, отражающий соединение всех показателей, характеризующих объединяемые бюджеты.

Чтобы не допустить ошибок в процессе консолидации, соблюдают определенные правила суммирования основных показателей бюджета – доходов, расходов, дефицита.

При определении итоговых показателей запрещается: сальдировать дефициты одних бюджетов с профицитами других; недопустим двойной счет трансфертов, поскольку они проходят в составе доходов одних бюджетов и одновременно как расход в составе вышестоящего бюджета.

Показатели консолидированного бюджета используются:

При прогнозах развития н/х и финансовой системы;

При анализе проблем экономики, эффективного распределения и использования бюджетных средств, в процессе формирования доходов и расходов бюджетов;

Для проведения анализа всей бюджетной системы РФ;

Для расчетов минимальных социальных и финансовых норм.

В международной практике используются понятия консолидированный расширенный бюджет, включающий свод бюджетов всех уровней и бюджеты внебюджетных фондов.

И расширенный бюджет правительства, включающий федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных фондов. Он используется для анализа влияния проводимой правительством федеральной политики, для оценки деятельности федеральных органов власти.

Ниже по оперативным данным Минфина РФ приведены данные о консолидированном бюджете РФ на 2001 г.

Министерство финансов РФ разрабатывает


Приказ Минфина России от 26 августа 2004 г. №70-н «об утверждении инструкции по бюджетному учету»

Постановление Правительства РФ от 16 июля 2005 г. № 440 «О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации».

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов.

Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации без бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нём находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

Доходы консолидированного бюджета

Доходы консолидированного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня). Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

  • налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
  • прочие налоги, пошлины, сборы.

Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

  • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
  • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
  • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
  • административные платежи и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба;
  • доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы.

Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

  • от нерезидентов;
  • от бюджетов других уровней;
  • от государственных внебюджетных фондов;
  • от государственных организаций;
  • от наднациональных организаций;
  • средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.

Доходы целевых бюджетных фондо в включают в себя следующие целевые бюджетные фонды:

  • дорожные фонды;
  • экологические фонды;
  • Федеральный фонд МНС и Федеральной службы налоговой полиции РФ;
  • Фонд развития таможенной системы РФ;
  • Государственный фонд борьбы с преступностью;
  • Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы;
  • Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
  • Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе;
  • Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов;
  • Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Расходы консолидированного бюджета

Расходы консолидированного бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых, происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

Через бюджетные расходы финансируются бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями бюджетных средств. Значит, расходы бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные. Текущие расходы бюджета - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Эти расходы являются преобладающей частью расходов во всех звеньях бюджета. За последние годы, в структуре расходов консолидированного бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на такие статьи расходов , как:

  • обслуживание государственного долга;
  • национальная оборона;
  • правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства;
  • финансовая помощь бюджетам других уровней;
  • международная деятельность.

Страница была полезной?

Что еще найдено о термине Консолидированный бюджет

1. Возможности снижения налоговой нагрузки для промышленных предприятий

схемы и методики обеспечивает прирост доходов в консолидированный бюджет РФ. Предложен механизм внедрения новой схемы в законодательство субъектов Федерации...

2. Классификация формализованных методов оценки налогового потенциала

объема поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет региона с учетом сложившихся существенных внутренних и внешних факторов, а также качественной оценки уровня социально-финансово-экономического развития территорий применяется налоговый потенциал региона (территорий) ...

3. Что поможет спланировать работу компании в соответствии с МСФО

департаментов до управляющей компании и консолидированного бюджета по холдингу в целом. Все зависит от того, как глубоко проводится трансформация отчетности или ведется параллельный учет...

4. Формирование релевантной информации о дебиторской задолженности взаимосвязанных торговых организаций

подчеркивается, что наполнение доходной базы консолидированных бюджетных

5. Как повысить эффективность управления финансовыми потоками

организации планирования является формирование консолидированного бюджета движения денежных средств на основе планов структурных подразделений...

6. Амортизационные отчисления и их роль в формировании инвестиционного потенциала предприятия

бюджетные средства (средства консолидированного бюджета бюджета бюджетов бюджетных

7. Манипулировние финансовой отчетностью: схемы и способы выявления

по сегментам была взята действующая структура консолидированного бюджета доходов и расходов. Статьи доходов и расходов для сегментов полностью совпадают с консолидированным отчетом и отчетами по юридическим лицам для сопоставимости и унификации данных...

8. Аналитические возможности консолидированной отчетности для характеристики финансовой устойчивости

и неналоговых платежей и сборов предприятиями консолидированной группы (бюджет ). Кредиторам же будет интересен анализ обеспеченности запасов и затрат источниками их финансирования...

9. Анализ финансовых потоков предприятий черной металлургии

осуществляют свою деятельность на основе единого консолидированного бюджета , утверждаемого основным обществом; финансирование дочернего общества осуществляется на основе базовых нормативов...

10. Амортизационные отчисления и их роль в формировании инвестиционного потенциала предприятия

6,1 - бюджетные средства (средства консолидированного бюджета ) 21,8 22,0 20,4 20,2 21,5 20,9 21,9 19,5 В том числе: федерального бюджета 10,1 6,0 7,0 7,0 8,3 8,0 11,5 10,0 бюджетов субъектов РФ 10,3 14,3 12,3 11,7 11,7 11,3 9,2 8,2 средства внебюджетных фондов 11,5 4,8 0,5 0,5 0,5 0,4 0,3 0,3 - прочие...

11. Что поможет спланировать работу компании в соответствии с МСФО

и недостатки различных уровней трансформации бюджетов и отчетности Уровень трансформации Преимущества Недостатки Статьи консолидированной отчетности и бюджета Низкая стоимость и простота подготовки...

12. Возможности снижения налоговой нагрузки для промышленных предприятий

1 , H 1 и функцией ΔH, обеспечивающей бюджетную эффективность гибкой налоговой системы. Численные расчеты выполнены в практическом диапазоне изменения параметра ΔV 1 от 0 до 6%, параметра ΔVN от 0 до 20% при значении параметра H 1 = 33,08%. Из формулы (2) следует, что новая налоговая схема позволяет обеспечить увеличение доходов в консолидированный бюджет , если параметр ΔVN будет превышать значения параметра ΔV 1 ...

13. Классификация формализованных методов оценки налогового потенциала

2013 г. наблюдался рост численности регионов с бюджетным дефицитом (с 28 до 32 регионов), а у 16 регионов наблюдалось снижение доходов по номиналу. Сложившиеся тенденции привели к сокращению объемов налоговых поступлений в 35 регионах. Эти изменения отразились и на структуре налоговых поступлений, в частности на доле налога на прибыль в составе консолидированного регионального бюджета ряда территорий . Для исправления сложившейся негативной динамики планируется применить налоговые мероприятия, направленные на повышение налоговой нагрузки...

14. Формирование релевантной информации о дебиторской задолженности взаимосвязанных торговых организаций

лет более 60% налоговых платежей, поступающих в бюджет Российской Федерации, составляют платежи интегрированных компаний. А в отчете Счетной палаты РФ о результатах анализа проблем и перспектив доходной базы субъектов Российской Федерации подчеркивается, что наполнение доходной базы консолидированных бюджетных субъектов Российской Федерации во многом зависит от деятельности крупнейших налогоплательщиков и организаций, входящих в вертикально интегрированные компании...

15. Как повысить эффективность управления финансовыми потоками

трудоемкость процесса подготовки и консолидации бюджетов по операционной и инвестиционной деятельности; склонность инициаторов платежей к завышению потребностей в финансировании; желание рассчитаться с контрагентами авансовыми платежами; неоправданный оптимизм при планировании сроков завершения работ по проектам и, соответственно, сдвиг плановых сроков оплаты на более ранние периоды по сравнению с фактическими. Эти недостатки ставят под сомнение достоверность консолидированного БДДС и ведут к снижению эффективности управления свободными денежными средствами, а также к дополнительным временным затратам сотрудников на корректировку планов по платежам по каждому месяцу...

16. Управленческий учет денежных потоков

с поставщиками за товар»; «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам»; «Расчеты по общехозяйственным расходам»; «Расчеты по управленческим расходам» и т.д. В таблице приведен пример ОДДС одного крупного фармацевтического холдинга. Таблица 1. Консолидированный отчет о движении денежных средств фармацевтического холдинга за 2015 г...

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе. Консолидированный бюджет РФ - это свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учёта бюджетов государственных внебюджетных фондов ГВБФ и межбюджетных трансфертов. Консолидированный бюджет субъекта РФ - представляют собой свод регионального бюджета, местных бюджетов территорий, административно входящих в субъект Федерации и бюджета государственного территориального фонда обязательного медицинского страхования ТФОМС.

Консолидированный (сводный) бюджет области выполняет функцию объединений бюджетных показателей территории. В нем находят отражение результаты разработки и реализации бюджетно-финансовой политики в регионе; условия сбалансированности доходов и расходов в целом по субъекту Федерации.

21 Основы планирования и финансирования расходов.

Планирование бюджетных расходов осуществляется на этапе составления проекта бюджета органами исполнительной власти. При рассмотрении законопроекта органом представительной власти в него вносятся корректировки. Исходным пунктом бюджетного планирования является определение объема доходов, который поступит в бюджет в очередном году. В краткосрочном периоде доходы более инерционны, чем расходы. Если расходы полностью подконтрольны государству, то большинство доходных статей зависит от внешних условий, на которые государство может влиять лишь опосредованно. К таким условиям относятся объем ВВП, темпы экономического роста, размер налоговой базы. В сфере прямого государственного регулирования находятся ставки налогов, порядок и условия их взимания. Однако, возможности их оперативного изменения также ограничены, поскольку это требует законодательной процедуры. Именно поэтому при рассмотрении проекта закона о бюджете в Государственной Думе на первом этапе рассматривается общий объем доходов и расходов бюджета, а затем - распределение расходов по отдельным статьям.

Для того, чтобы обеспечить реализацию стратегических целей государства, план бюджетных расходов на очередной год должен составляться как часть более долгосрочной программы и обязательно учитывать ее приоритеты. С этой целью одновременно с составлением проекта бюджета на очередной год Министерством финансов разрабатывается перспективный финансовый план - среднесрочный документ, содержащий данные о прогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечению государственных или муниципальных заимствований и финансированию основных расходов бюджета. Он составляется на три года, из которых первый год - это тот год, на который составляется бюджет; а два последующих года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты экономической политики правительства. Основой для формирования перспективного финансового плана является среднесрочный (на 3-5 лет) прогноз социально-экономического развития страны, региона или муниципального образования, а также бюджет на текущий год. В отличие от бюджета, финансовый план законодательно не утверждается. Его задача - быть ориентиром при выработке финансово-бюджетной политики, обеспечивать комплексность прогнозирования финансовых последствий реформ, программ и законов с учетом долгосрочных тенденций развития страны.

При планировании структуры бюджетных расходов на очередной год первым шагом является их распределение по статьям функциональной классификации . Напомним, что данная классификация отражает направление финансов на выполнение основных функций государства. С аналитической точки зрения она представляет наибольший интерес, поскольку определяет приоритеты государственной политики, отражает цели и потребности, которые должны обеспечить государственные расходы. Составление функциональной структуры расходов, в связи с особой значимостью, не может быть полностью передано исполнительной власти. В этом процессе обязательно участие представительных органов власти, которые обеспечивают учет общественных предпочтений при разработке бюджета. Утверждение функциональной классификации расходов является предметом второго и третьего чтения законопроекта в Государственной Думе. Это технически сложный и конфликтный процесс, связанный с внесением в закон большого числа поправок.

Каждая статья функциональной классификации расходов должна иметь одного или нескольких исполнителей. Поэтому следующим этапом планирования расходов должно быть распределение ассигнований по прямым получателям бюджетных средств, или ведомственная структура. Структура расходов по ведомственной классификации является самым объемным приложением к закону о федеральном бюджете, в законе о федеральном бюджете на 2003 год она утверждена как приложение 7. Эта классификация является многоуровневой. Первый ее уровень - перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Второй уровень представляет классификацию целевых статей расходов, он отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации расходов. Третий уровень - классификация видов расходов; он детализирует направление финансирования по целевым статьям

Определение ведомственной структуры в большей степени, чем функциональная классификация, находится в ведении исполнительной власти. Задачей правительства является распределение средств между подчиненными ему министерствами, ведомствами и другими учреждениями, чтобы наиболее эффективно обеспечить выполнение тех приоритетов, которые закреплены в функциональной классификации. По представлению главных распорядителей средств бюджета правительство может вносить изменения в структуру расходов в ходе исполнения бюджета. Эти полномочия закрепляются за ним бюджетным законодательством, в том числе и законом о бюджете на очередной год.

Составленный прогноз предельных объемов бюджетного финансирования направляется Министерством финансов главным распорядителям средств федерального бюджета. На этой основе каждый бюджетополучатель составляет смету своих расходов. Смета является финансовым планом бюджетного учреждения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетные учреждения имеют право расходовать бюджетные средства исключительно на следующие цели:

оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Сведение смет всех бюджетополучателей в рамках одного бюджета, которое осуществляет Министерство финансов, дает экономическую структуру расходов. Экономическая классификация предусматривает деление расходов на две большие группы - текущие и капитальные.

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд.

В структуре расходов государственного бюджета могут предусматриваться так называемые защищенные статьи . Это статьи расходов, объем финансирования по которым не может быть сокращен в процессе утверждения или исполнения бюджета. Такие расходы возникают в результате принятия законодательных актов, предполагающих осуществление бюджетных расходов, таких как законы о предоставлении льгот или социальных пособий определенным категориям граждан. Наибольшую актуальность данная проблема имеет для федеративных государств, в которых на вышестоящем уровне могут приниматься законы, предполагающие дополнительные расходные обязательства нижестоящих бюджетов. Наличие защищенных статей бюджета ограничивает свободу действий органов власти при выработке государственной политики. Доля защищенных статей в структуре бюджета не должна быть высокой, принятие любого законодательного акта в этой области должно сопровождаться оценкой возникающих расходных обязательств, их целесообразности и соответствия имеющимся финансовым ресурсам.

В условиях федеративного государства важное значение имеет распределение расходов по уровням бюджетной системы. Исходным его пунктом является разграничение предметов ведения федерального центра и регионов, закрепленное в Конституции. Так, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов:

обеспечение деятельности Президента, Федерального Собрания, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти, другие расходы на общегосударственное управление;

функционирование федеральной судебной системы;

осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

национальная оборона и обеспечение безопасности государства, конверсия оборонных отраслей промышленности;

фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

государственная поддержка атомной энергетики;

ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

исследование и использование космического пространства;

формирование федеральной собственности;

обслуживание и погашение государственного долга РФ;

компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

федеральная инвестиционная программа;

обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

финансовая поддержка субъектов РФ;

официальный статистический учет; а также некоторые другие виды расходов.

Введение

Изучение бюджетной системы и бюджетного процесса обрело в настоящее время особую актуальность.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является бюджетная система. Именно посредством бюджетной системы государство образует централизованные фонды и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Целью настоящей работы является анализ консолидированного бюджета Российской Федерации как важнейшего элемента финансовой системы общества, изучение состава, структуры и функционирования консолидированного бюджета, а также выявления наиболее значительных проблем поступления доходов в консолидированный бюджет.

Я считаю выбранную тему актуальной, так как на основе анализа консолидированного бюджета можно судить о финансовой ситуации в стране в целом.

1. Консолидированный бюджет РФ

1. 1. Понятие консолидированного бюджета и его использование.

Понятие "консолидированный бюджет" впервые введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 10 октября 1991г. №1734-1 "Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР". В ст. 8 этого Закона было ска-зано, что единство бюджетной системы обеспечивается не только единой правовой базой, единством бюджетной клас-сификации и документации, но и представлением необходи-мой статистической и бюджетной информации для составле-ния консолидированных бюджетов.

В современных условиях правовой основой консолидиро-ванного бюджета является БК РФ.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей террито-рии (консолидированный бюджет субъекта Федерации, кон-солидированный бюджет Российской Федерации, консолиди-рованный бюджет муниципального района). 1

Рис. 1. Консолидированный бюджет РФ 2

Составление консолидированного бюджета Российской Федерации, а также разработку его прогноза осуществляет Министерство финансов РФ.

Консолидированные бюджеты Российской Федерации и субъектов Федерации и муниципальных районов не подле-жат утверждению. Они являются в первую очередь статисти-ческим сводом бюджетных показателей, характеризующих агрегированные показатели по доходам и расходам бюдже-тов бюджетной системы.

Показатели консолидированных бюджетов используют:

● для анализа формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов;

● при разработке прогнозов экономического и социаль-ного развития государства, регионов, субъектов Федерации;

● при финансовом планировании, состоянии балансов при разработке планов доходов и расходов бюджетов;

● при разработке нормативов отчислений от регулирую-щих налогов в бюджеты субъектов Федерации;

● для определения степени централизации финансовых ресурсов, отражаемых в федеральном бюджете государства. 3

      1.2. Состав и структура консолидированного бюджета РФ

Консолидированный бюджет Российской Федерации состоит из трех уровней:

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ:

Федеральный бюджет РФ

Бюджеты государственных внебюджетных фондов

ВТОРОЙ УРОВЕНЬ

Бюджеты субъектов РФ (региональных бюджетов)

Региональных внебюджетных фондов

ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ

Местные бюджеты

Муниципальные внебюджетные фонды

В настоящее время консолидированный бюджет Российской Федерации включает: федеральный бюджет, 21 республиканский бюджет рес-публик в составе РФ, 55 краевых и областных бюджетов и бюд-жетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, один областной бюд-жет автономной области, 10 окружных бюджетов, автономных ок-ругов и около 29 тыс. местных бюджетов (районные, городские, поселковые и сельские бюджеты);

Следует отметить, что в состав федерального и территориаль-ных бюджетов (бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) вхо-дят целевые бюджетные фонды, формирующиеся за счет целевых источников и имеющие целевое расходование средств. В числе таких фондов - дорожный, экологический, воспроизводства ми-нерально-сырьевой базы, восстановления и охраны водных ресур-сов и др.

Бюджеты, входящие в консолидированный бюджет Российской Феде-рации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюд-жеты субъектов Российской Федерации не включаются в феде-ральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональ-ные бюджеты.

Рассмотрим каждый из трех уровней консолидированного бюджета в отдельности. 4

1.2.1 Федеральный бюджет

Федеральный бюджет - ведущее звено консолидированного бюджета, в котором объединены основ-ные финансовые категории (налоги, государственный кре-дит, государственные расходы). Федеральный бюджет явля-ется основным финансовым планом государства на финансо-вый год, имеющий силу закона после его утверждения Фе-деральным Собранием (парламентом) Российской Федерации.

По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования цен-трализованного фонда денежных средств Российской Феде-рации.

Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления оборонос-пособности государства. На долю федерального бюджета при-ходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств меж-ду отраслями народного хозяйства, производственной и не-производственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизвод-ственной сфер.

Средства федерального бюджета выступают важным фи-нансовым источником капитальных вложений в основные фон-ды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления оборо-носпособности. Усиливается экономическое воздействие феде-рального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финан-сируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.

В последние годы роль и значение государства возрас-тают, увеличиваются и затраты на содержание государствен-ных органов управления. Это связано с изменением содер-жания и расширением функций государства и органов управ-ления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конститу-ционного Суда и др.).

Право Российской Федерации на самостоятельный фе-деральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.

Законодательно дано право устанавливать налоги, сбо-ры, зачисляемые в доходы федерального бюджета. При этом установление общих принципов налогообложения, согласно ст. 72 Конституции РФ, относится к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правитель-ство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы испол-нительной власти (министерства, государственные комите-ты, ведомства и др.).

Для финансового обеспечения общегосударственных ме-роприятий в Российской Федерации формируется централи-зованный финансовый(денежный) фонд - федеральный бюд-жет РФ, что закреплено в Конституции Российской Феде-рации.

В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: "В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития".

Через федеральный бюджет осуществляется распреде-ление и перераспределение внутреннего валового продукта п созданного национального дохода страны между отрасля-ми народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, об-разования, обороноспособности и т. д.

Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уро-вень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются Фе-деральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год. 5

1.2.2. Бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

Региональными бюджетами являются бюджеты нацио-нально-государственных и административно-территориальных образований - республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований и городов Москвы и Санкт-Петербурга. В БК РФ бюджеты республик, краев, областей и автономных образований именуются бюджетами субъектов Российской Федерации.

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - это форма образования и расходования фонда де-нежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ. Бюджетный фонд субъекта Федерации является государственной собственностью.

Региональные бюджеты - составная часть финансовой системы Российской Федерации. К региональным бюджетам относятся бюджеты 21 республики в составе Российской Фе-дерации, 55 краев, областей и городов Москвы и Санкт-Пе-тербурга; бюджеты 10 автономных округов.

В последние годы роль региональных и местных бюдже-тов возрастает, расширяется сфера их применения в связи с расширением прав региональных и местных органов власти в соответствии с законодательством РФ.

Роль региональных бюджетов субъектов Российской Фе-дерации в экономическом и социальном развитии заключает-ся в следующем.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюд-жетах регионов Российской Федерации позволяет органам представительной и исполнительной власти регионов иметь финансовую базудля реализации своих полномочий в соответствии с Конституцией РФ, в чем и заключается главная рель региональных бюджетов. Посредством бюджетов обра-зуются денежные фонды административно-территориаль-ного образования, которые обеспечивают выполнение за-дач общего для них назначения, создают финансовую базу для осуществления функций органов власти субъектов Фе-дерации.

Во-вторых, формирование региональных бюджетов, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность регионам в полной мере проявлять финансово-хозяйствен-ную самостоятельностьв расходовании средств на социаль-но-экономическое развитие региона. Региональные бюджеты позволяют органам власти в регионах обеспечить планомер-ное развитие образовательных, медицинских учреждений, организаций культуры и искусства, жилищного фонда и до-рожного хозяйства.

В-третьих, с помощью региональных бюджетов осуще-ствляется выравнивание уровнейэкономического и социаль-ного развития территорий. С этой целью формируются и ре-ализуются региональные программы экономического и соци-ального развития регионов по благоустройству сел и горо-дов, развитию сети дорог, содержанию исторических учреж-дений культуры и др.

Консолидированный бюджет – это общий свод бюджетных средств, выделяемых для всех территориальных уровней в пределах одного государства. Активно применяется для анализа, расчетов и прогнозирования на государственном уровне. В Российской Федерации консолидированный бюджет – это объединение двух видов бюджета – консолидированного и федерального (территориальные и национальные внебюджетные фонды в расчет не берутся).

Сущность консолидированного бюджета

Определение «консолидированный бюджет» появилось еще в 1991 году. Оно стало частью Закона РСФСР, рассматривающего основы бюджетного устройства в Российской Федерации. Необходимость появления нового вида появилась после соответствующего упразднения бюджета и его оптимизации.

Суть консолидированного бюджета заключается в объединении бюджетов самых различных уровней. В него входят консолидированные бюджеты субъектов страны, а также общий федеральный бюджет. При этом первый включает в себя региональные и местные бюджеты.

Особенность консолидированных бюджетов РФ заключаются в том, что они не подлежат утверждению или рассмотрению со стороны органов власти. Такие показатели по своей сути являются объединением различных бюджетных параметров, которые отражают сводную информацию по расходам и доходам страны. Кроме этого, в консолидированном бюджете РФ обязательно учитываются источники поступления средств и особенности их применения.



Как уже упоминалось, одной из составляющих консолидированного бюджета являются бюджеты муниципальных образований. При этом задача местного самоуправления – решение основных вопросов в отношении владения муниципальной собственностью, а также распоряжение имуществом. Кроме этого, органы местного самоуправления имеют право:

Устанавливать налоги и сборы на местном уровне;
- формировать свой и утверждать его;
- осуществлять управление муниципальной собственностью;
- обеспечивать охрану общественного порядка;
- решать прочие вопросы на местном уровне.

При этом может определять размер бюджета с учетом расходования фонда бюджетных средств и формы образования.

Характеристики показателей консолидированного бюджета

К основным характеристикам показателей консолидированного бюджета можно отнести :

1. Параметры такого бюджета активно используются при бюджетном планировании на уровне государства. К примеру, данные консолидированного бюджета необходимы при расчете объемов нормативных налоговых отчислений в бюджет субъектов РФ различного уровня. Кроме этого, полученной информации будет достаточно для вычисления объема дотаций. При этом в расчет принимаются общие объемы бюджетов различных административно-территориальных районов РФ.

2. Расчет параметров консолидированного бюджета просто необходим для дальнейшего финансового планирования. Это вызвано тем, что большая часть общих параметров финансового баланса страны и территориальных балансов берется именно из консолидированного бюджета.

К примеру, в доходной части активно применяются следующие бюджетные параметры – НДС и акцизы, налоги на имущество и внешнюю торговлю, (взимается с физических лиц), от внешнеэкономической деятельности, бюджетных целевых фондов и так далее. В расходную часть включены следующие показатели – на проведение социально-культурных мероприятий, предоставление государственных дотаций, расходы на науку и обороту, затраты на содержание подконтрольных государству органов, правоохранительных структур, судов, внешнеэкономическую деятельность, формирование резервных фондов и так далее.

3. Показатели консолидированного бюджета зачастую необходимы при проведении анализа и применении центрального финансового плана. При этом учитываются все средства, которые поступают в бюджет страны. К примеру, с помощью некоторых параметров консолидированного бюджета можно определить эффективность распределения (степень централизации) денежных активов, отображаемых в общем балансе Российской Федерации.

4. Данные, указанные в консолидированном бюджете, очень пригодятся при долгосрочном и краткосрочном финансовом планировании. Кроме этого, показатели такого бюджета будут весьма полезны для прогнозирования социального и экономического развития страны и определенных территорий. Более того, вопросы разработки экономико-математических моделей также решаются с помощью информации в консолидированном бюджете. К примеру, для проверки перспектив финансовых ресурсов в будущем логично применять корреляционную взаимосвязь между основными переменными экономики страны (ВВП промышленности и сельского хозяйства, национальный доход и так далее), а также прибылью консолидированных бюджетов.

5. Не обходятся без «помощи» упомянутых выше параметров и расчеты обеспеченности граждан РФ. К примеру, с помощью данных из консолидированного бюджета можно подсчитать объем бюджетных затрат на одного человека (по отдельности на образование, медицинское обслуживание, бюджетную прибыль и так далее). При этом средние расчетные параметры можно использовать в качестве критериев для проведения сравнительного анализа тенденций на отдельных территориях страны.


Из таблицы можно увидеть, что наибольшая часть доходов Российской Федерации формируется за счет налогов – больше 80%. При этом "львиная доля" выпадает на налоги с физических лиц (более 43%). На втором месте (около 25%) - прочие налоговые выплаты, в которые входят безвозмездные поступления. Третье место - налоги на (представители бизнеса) - всего 10,7%. В развитых странах этот показатель, как правило, намного выше.

Большая проблема - это низкий уровень косвеных налогов (акцизы, НДС) - около 7,7%. Основная причина такого явления – снижение производства и, соответственно, резкое уменьшение прибыли. С другой стороны растущий уровень государственных расходов требует существенного увеличения объемов косвенногод дохода, а для этого необходима определенная работы со стороны государственных структур.


Top