Смотреть что такое "право законодательной инициативы" в других словарях. Федеральное собрание – парламент Российской Федерации.

Первым этапом законодательного процесса является внесение проекта закона в парламент . Разумеется, законодательный орган не должен, да и не может, рассматривать в качестве законопроектов предложения, поступающие от любых лиц. В связи с этим Конституция четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой, то есть правом официального внесения законопроектов на суд депутатов. Этому праву соответствует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии полученных таким образом документов к рассмотрению.

Согласно российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит только

  • Президенту Российской Федерации,
  • Совету Федерации,
  • членам Совета Федерации,
  • депутатам Государственной Думы,
  • Правительству Российской Федерации,
  • законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации.
    Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов.

    Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны - Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду . Но тут данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

    Интересно, что в сравнении с Конституцией России 1978 г. перечень субъектов законодательной инициативы сократился. Сегодня из него исключены постоянные комитеты и комиссии обеих палат парламента, Генеральный прокурор, а также общероссийские общественные организации. Тем не менее, и ныне наш перечень шире, чем в большинстве зарубежных конституций. За рубежом, как правило, правом законодательной инициативы наделены лишь депутаты парламента и правительство. Российская же Конституция предоставила реальную возможность участия в законодательной деятельности, как главе государства, так и трем ветвям государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной.

    Раздумывая о совершенствовании того или иного закона, субъект законодательной инициативы не может ограничиться лишь предложением о принятии соответствующего закона. Инициатива должна быть оформлена в виде законопроекта . Внесению законопроекта в парламент предшествует весьма кропотливая работа: нужно подготовить текст, отточив формулировки и вписав его в общий контекст действующих законов. По этой причине тут не обойтись без помощи различных специалистов и всевозможных профильных учреждений. Так, например, разработка законопроектов, вносимых Правительством, как правило, осуществляется министерствами или специальными рабочими группами.

    Президент России обладает преимуществом перед прочими субъектами законодательной инициативы - его законодательные предложения могут быть заявлены в качестве первоочередных. И хотя действующая Конституция, в отличие от прежней, не содержит соответствующей нормы, парламент, следуя сложившейся практике, обычно рассматривает их вне очереди.

    Президент, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы лично принимают решение о выступлении с законодательной инициативой. Все прочие структуры, обладающие таким правом, принимают данное решение коллегиально.

    Важно отметить, что законопроекты в порядке законодательной инициативы вносятся только в Государственную Думу. Это обусловлено тем, что, разграничивая компетенцию обеих палат, Конституция отнесла процесс принятия законов к ведению нижней палаты, предоставив верхней палате - Совету Федерации право одобрить или отклонить принятый Государственной Думой закон.

    Конституция и законодательство Российской Федерации не устанавливает, по каким конкретно вопросам законодательная инициатива осуществляется по преимуществу Президентом, а по каким - Правительством и парламентариями. Исключение составляет лишь проект закона о федеральном бюджете , представление которого является прерогативой Правительства. Теоретически возможна совместная законодательная инициатива Президента и Правительства, но на сегодняшний день на практике такое не применялось.

    Порядок внесения законопроектов определен Регламентом Государственной Думы в мельчайших деталях. К каждому документу прикладывается несколько сопутствующих бумаг: он должен сопровождаться обоснованием необходимости его принятия, включающим характеристику целей и основных положений законопроекта, а также определением места будущего закона в системе действующего законодательства. Кроме того, его сопровождает перечень законов и иных нормативных актов, которые в случае принятия закона нужно отменять или изменять, а также финансово-экономическое обоснование.

    При внесении так называемых финансовых законопроектов - налоговых, законопроектов, связанных с финансовыми обязательствами государства, а также иных, предусматривающих расходы из федерального бюджета, необходимо заключение Правительства. При этом отрицательное заключение отнюдь не означает, что законопроект нужно прятать под сукно - даже в этом случае он может быть вынесен на рассмотрение палаты.

    Следует отметить, что законодательная инициатива предполагает внесение не только новых законов. В соответствии с Регламентом она осуществляется также в форме внесения в Государственную Думу поправок к законопроектам , находящимся на рассмотрении палаты. Круг субъектов права законодательной инициативы в этом случае тот же, что и при внесении законопроектов. При этом Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд могут вносить поправки только к законопроектам, регулирующим вопросы их ведения. Процедура предусматривает, что поправки вносятся к законопроекту, принятому в первом чтении. Они представляются непосредственно в тот комитет Государственной Думы, который назначен ответственным по данному законопроекту.

  • В рамках стадии законодательной инициативы происходит реализация уполномоченным субъектом своего права законодательной инициативы, то есть право возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании нового нормативного акта.

    В юридической литературе нет единого мнения о законодательной инициативе как первой стадии законодательного процесса. И даже среди тех, кто признает стадию законодательной инициативы начальной стадией законодательного процесса, имеются разногласия по вопросам содержания и пределов этой стадии: следует ли считать, что она начинается внесением законопроекта или она включает этап предварительного обсуждения проекта, предшествующий внесению.

    А.М. Мицкевич предлагает разграничение понятий: «создание нормативного акта» и «законодательная деятельность». Процесс создания акта подразделяется на подготовку проекта, рассмотрение и принятие его правотворческим органом, опубликование нормативного акта. Законодательная деятельность является более узким понятием. Она состоит из законодательной инициативы, обсуждения законопроекта, утверждения или принятия закона, опубликования закона.

    Принимая во внимание самоценность и значимость процессуальной стороны законотворчества, а также место закона в системе нормативных актов, следует определять содержание данной стадии только деятельностью органов и должностных лиц по реализации права законодательной инициативы. С формально-юридической точки зрения такая реализация начинается с внесения законопроекта в законодательный орган, поскольку именно с этого момента возникает обязанность последнего принять его к рассмотрению.

    Итак, первым этапом интересующего нас процесса является внесение проекта закона в законодательный орган. Разумеется, законодательный орган не должен, да и не может, рассматривать в качестве законопроектов предложения, поступающие от любых лиц. В связи с этим Конституция четко определила круг субъектов, которые наделяются законодательной инициативой, то есть правом официального внесения законопроектов на суд депутатов. Этому праву соответствует обязанность законодательного органа обсудить вопрос о принятии полученных таким образом документов к рассмотрению.

    Согласно Российской Конституции, право законодательной инициативы далеко не беспредельно. Оно принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, А также к совместному ведению Федерации и её субъектов. Кроме того, право законодательной инициативы предоставлено также и самым главным судам страны – Конституционному Суду, Верховному Суду и Высшему Арбитражному Суду. Но данное право имеет ограничения, поскольку использовать его названные судебные органы могут только по вопросам своей компетенции.

    Мотивы наделения правом законодательной инициативы именно этих, а не каких-то иных, лиц и органов государственной власти обусловлены вполне очевидным обстоятельствам: они имеют самое непосредственное отношение к решению важнейших общегосударственных задач. Что же касается общественных структур, а также отдельных граждан, лишенных данного права, то они могут вносить свои инициативные законопроекты и предложения по совершенствованию законодательство только через посредников, уполномоченных на то субъектов. Другими словами, документ приобретает официальный статус законопроекта в единственном случае – если он внесен в Государственную Думу (статья 94 Регламента Государственной Думы) исключительно перечисленными субъектами законодательной инициативы, но это вовсе не означает, что такие законопроекты должны разрабатываться в обязательном порядке только самими этими субъектами. По сути, это и служит нормативной базой для реализации гражданами и их объединениями возможностей по инициированию законопроектов. Фактически, данное положение Регламента Государственной Думы принято во исполнение наиболее общих конституционных постановлений, гарантирующих право граждан на участие в управлении делами Российского государства. В частности, ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации гласит: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и местного самоуправления». А в ч. 1 ст. 32 Конституции РФ говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей».

    Возможности реализовать свою инициативу в сфере законотворчества через депутатов и некоторые другие государственные органы имеются у российских граждан и их объединений как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Наряду с этим, в ряде субъектов Российской Федерации законодательство позволяет гражданам, хотя и не поодиночке, а сообща, непосредственно осуществлять законодательную инициативу, причем такая региональная народная инициатива может иметь значение для выдвижения законопроектов на федеральном уровне.

    Однако, следует отметить, что законодательной деятельностью, в том числе на стадии реализации права законодательной инициативы, должны заниматься лица, обладающие качествами, позволяющими им, оценивая перспективы развития государства, выявить необходимость в урегулировании общественных отношений с помощью законодательных механизмов, адекватно и своевременно отреагировать на потребности общества. Нормативное закрепление закрытого перечня субъектов права законодательной инициативы дает возможность тщательно отобрать и подготовить наиболее важные и актуальные предложения для внесения их в качестве законопроектов. Неопределенный или чересчур широкий круг лиц, обладающих таким правом, отрицательным образом сказался бы на законодательной работе парламента, затруднил бы работу депутатов.

    Субъективное право является гарантируемой государством мерой возможного (дозволенного) поведения лица, обладающего данным правом. В учебной литературе содержание права законодательной инициативы рассматривается как совокупность трех элементов:

    1. Возможность управомоченного лица – субъекта права законодательной инициативы – внести в законодательный орган законопроект или законодательное предложение.

    2. Возможность субъекта права законодательной инициативы требовать от парламента включения законопроекта или законодательного предложения в повестку дня или представления мотивированного отказа, основанного на соответствующих нормах.

    3. Возможность субъекта права законодательной инициативы обратиться к уполномоченным органам за защитой своих нарушенных прав.

    Праву субъекта законодательной инициативы корреспондирует обязанность парламента рассмотреть поступившее предложение. Однако последний не «связан» внесенным предложением по существу, т.е. не обязан принять предлагаемый закон.

    Очевидно, что обязанность законодательного органа:

    1) является гарантией реализации права законодательной инициативы.

    2) определяет статус субъекта законодательной инициативы, выделяя его таким образом из круга иных участников законодательной деятельности.

    3) с формально-юридической точки зрения служит основой для реализации механизма судебной защиты в случаях нарушения парламентом права субъекта законодательной инициативы.

    Право законодательной инициативы может быть реализовано в форме законодательного предложения или готового законопроекта. Теоретически, разница между этими двумя формами следует из буквального смысла терминов: первое имеет в виду идею, концепцию будущего закона, второе – предполагает наличие текста со всеми атрибутами закона (преамбулой, статьями, параграфами, точными формулировками и т.д.), то есть законодательное предложение отличается более облегченной формой реализации.

    Конституция РФ (ч.2 ст. 104) предусматривает внесение в Государственную Думу только законопроектов. Однако Регламент Государственной Думы содержит указания на осуществление законодательной инициативы и в других формах.

    Согласно ст. 104 Регламента Государственной Думы законодательная инициатива осуществляется в форме внесения в Государственную Думу:

    а) проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов (далее – законопроекты);

    б) законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории Российской Федерации актов законодательства Союза ССР;

    в) поправок к законопроектам.

    Непосредственно в Конституции Российской Федерации термины «законодательное предложение» и «поправки к законопроектам» используются только в статье 134: «предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации». Таким образом, форма законодательного предложения может быть использована субъектом законодательной инициативы только для внесения изменений в Конституцию Российской Федерации.

    Внося законодательное предложение, депутат не «связан» формальными рамками, что позволяет оперативно реагировать на возникающие потребности общества в нормативном регулировании. С другой стороны, запрет устной формы для внесения законодательного предложения может способствовать повышению ответственности депутата, а также законодательного органа. Такой запрет уменьшит число необоснованных идей, выдвигаемых в процессе реализации законодательной инициативы, и поможет «не потерять» ценные предложения, например, в ходе сессионных выступлений.

    Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

    Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

    Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

    45. Референдум, понятие и виды.

    Референдум - одна из высших форм непосредственного народовластия в РФ.Референдум РФ - голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного и местного значения, основанное на всеобщем, равном и тайном голосовании.В зависимости от содержания законопроекта,вынесенного на обсуждение в порядке референдума, выделяют референдумы: 1) конституционный; 2) обыкновенный.

    В зависимости от времени проведения референдумы делятся на: 1) превентивный (дозаконо- дательный); 2) утверждающий (послезаконодатель- ный).По порядку проведения могут быть референ- -*- думы: 1) обязательные; 2) факультативные. СЛ Виды референдума в зависимости от территории: 1) всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ); 2) референдум субъекта РФ (он проводится по вопросам ведения соответствующего субъекта РФ или совместного ведения РФ и субъектов РФ, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией РФ и федеральным законом); 3) местный референдум (он проводится по вопросам местного значения, находящимся в ведении органов местного самоуправления).

    Особенностью референдума РФ является то, что он проводится по особо важным вопросам для государства (принятие новой Конституции).Порядок проведения всероссийского референдума устанавливается ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» (с изменениями от 27 сентября 2002 г.).

    46. Основания и порядок роспуска Государственной Думы.

    Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской ФедерацииВ частности, после трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ст.111 Конституции РФ)Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ст.117 Конституции РФ)Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

    право внесения законопроектов в парламент государства.

    Согласно ст. 104 Конституции РФ, П. з. и. (в Федеральном Собрании РФ) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации (СФ), членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы (ГД), Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

    По Регламенту ГД 1998 г. П. з. и. осуществляется в форме внесения в ГД:

    проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов; законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР, федеральные конституционные законы и федеральные законы, либо о признании этих законов утратившими силу, либо о неприменении на территории РФ актов законодательства Союза ССР; поправок к законопроектам.

    В соответствии с Конституцией РФ законопроект вносится в ГД. Это значит, что законодательный процесс начался и закон принимается сначала в этой палате. Совет Федерации не вправе рассматривать и принимать закон первым.

    При внесении законопроекта в ГД субъектом П. з. и. должны быть представлены: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта П. з. и., внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;

    г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

    Конституция РФ (ч. 3 ст. 104) говорит о том, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства; другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

    По Регламенту ГД законопроекты не отклоняются по мотивам отсутствия заключения Правительства. Установлено, что законопроекты направляются на заключение Правительства РФ Советом ГД. Правительство в месячный срок с момента получения законопроекта подготавливает письменное заключение и направляет его в Совет ГД.

    В практике прежнего Верховного Совета РФ имели место два вида актов - собственно закон и постановление Верховного Совета о порядке его введения в действие. ГД решила от этого отказаться. Теперь непосредственно в текст законопроекта должны быть включены следующие положения: о сроках и порядке вступления закона в силу; об отмене, изменениях и дополнениях ранее принятых законов и других нормативных правовых актов в связи с принятием данного закона; предложение Президенту РФ и поручение Правительству РФ о приведении в соответствие их правовых актов с вновь принятым законом.

    Законопроекты, внесенные в ГД, подлежат регистрации.

    Если представленный законопроект не отвечает требованиям, касающимся порядка подготовки законопроектов, или не представлены необходимые материалы, он может быть возвращен Советом ГД его инициатору для выполнения им установленных требований.

    Законопроект направляется Советом ГД в депутатские объединения и соответствующий комитет палаты, назначенный ответственным по законопроекту.

    Так начинается законодательный процесс в Государственной Думе.(С. А.)


    Конституционное право. Энциклопедический словарь. - М.: Норма . С.А. Авакьян . 2001 .

    Смотреть что такое "ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ" в других словарях:

      ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ Юридический словарь

      Право законодательной инициативы - см. Законодательная инициатива … Энциклопедия права

      ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА … Юридическая энциклопедия

      ПРАВО ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ - – право внесения законопроектов (см.) на рассмотрение законодательного органа. В СССР П. з. и. принадлежит обеим палатам Верховного Совета СССР, постоянным комиссиям палат (законодательных предположений, бюджетной и по иностранным делам),… … Советский юридический словарь

    Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

    Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

    Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь следующее: 1) пояснительную записку к законопроекту, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта; 2) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; 3) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; 4) финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта); 5) заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

    Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

    Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

    Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы.

    Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, обязательно должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

    Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ: 1) Президент РФ; 2) Совет Федерации и его члены; 3) депутаты Государственной Думы РФ; 4) Правительство РФ; 5) законодательные (представительные) органы субъектов РФ; 6) Конституционный Суд РФ; 7) Верховный Суд РФ; 8) Высший Арбитражный Суд РФ.

    Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

    Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

    
    Top