Какие налоги и сборы признаются местными. Местные налоги и сборы вводятся какими органами? Местные налоги и сборы в Российской Федерации

Официальный текст :

Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.

Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.

7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.

Комментарий юриста :

Данная статья закрепляет финансово-юридические основы разделения властей "по вертикали", предусмотренного Конституцией РФ. Разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ, а также наличие собственной компетенции у органов местного самоуправления предполагает наличие у каждого уровня управления собственных финансовых ресурсов, необходимых для решения задач каждого такого уровня. Налоги и сборы в современных условиях являются наиболее удобным способом изыскания финансовых средств, и в силу этого разделение налогов и сборов на федеральные, региональные и местные является безусловно необходимым. В соответствии в части 3 статьи 75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом. Таким законом и является Налоговый кодекс. Поэтому разделение налогов и сборов по видам уровня управления, определение того, какие налоги и сборы отнести к федеральным, какие - к региональным, а какие - к местным, находится в компетенции федеральных органов государственной власти РФ.

К федеральным налогам и сборам относятся те, установление и введение которых находится в исключительном ведении Российской Федерации. Под установлением налога понимается придание налогу наименования и определение всех элементов его юридического состава. Под установлением сбора понимается определение тех элементов сбора, которые составляют его юридическую конструкцию. Введение налога или сбора - это утверждение, придание обязательной силы соответствующему описанию элементов налогообложения. Понятием "введение" охватывается и сам факт принятия уполномоченным региональным или местным органом решения о взимании налога или сбора, об обязательности его уплаты на данной территории. В отношении федеральных налогов и сборов Налоговый Кодекс закрепляет правило, согласно которому они устанавливаются только Налоговым кодексом. Из этого правила следуют два важных вывода.

Во-первых, все федеральные налоги и сборы должны быть перечислены, непосредственно названы именно в Налоговом Кодексе, а ни в каком-либо другом законе или ином правовом акте. Во-вторых, учитывая, что под установлением налога понимается определение всех элементов налогообложения, все они также должны быть закреплены в Налоговом Кодексе, и только в нем. Закрепление в Кодексе данного правила значительно упрощает ориентирование в налоговом законодательстве, так как для уяснения всей системы налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, вполне достаточно обратиться к единому кодифицированному правовому акту. Основным формальным признаком, лежащим в основе разделения налогов на федеральные, региональные и местные, является уровень органа государственной власти (местного самоуправления), к компетенции которого Налоговый Кодекс относит принятие решения о введении налога или сбора. Поэтому региональные налоги могут вводиться только по решению органов государственной власти субъектов РФ, а местные - только по решению органов местного самоуправления.

Установление и введение федеральных налогов осуществляется в одном акте - Налоговом кодексе. Установление же региональных и местных налогов разделяется на два этапа: федеральными органами устанавливаются наименования всех налогов и сборов, а также такие их элементы, как налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, предельная налоговая ставка, порядок исчисления налога; региональными и местными органами устанавливаются такие элементы налогообложения, как налоговая ставка, порядок и сроки уплаты налога. И установление, и введение региональных и местных налогов - исключительная компетенция органа представительной власти, представительного органа местного самоуправления. Только по прохождении всех этих этапов региональный или местный налог или сбор может считаться "законно установленным", а требования закона - выполненными в полном объеме.

Данная статья существенно ограничивает полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сравнении с теми, которые имелись у них до введения в действие части первой Налогового Кодекса. Данное ограничение достигается путем закрепления в Налоговом Кодексе исчерпывающего перечня элементов налогообложения, установление которых отнесено к компетенции указанных органов. Такие элементы налогообложения, как налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, должны закрепляться непосредственно в Налоговом Кодексе. Налоговый кодекс специально однозначно определяет тот орган, который в силу конституционного принципа разделения властей уполномочен устанавливать региональные и местные налоги и сборы. Этим органом может быть только орган законодательной власти субъекта РФ, представительный орган местного самоуправления.

Из данного правила следует также, что законодательные (представительные) органы обязаны самостоятельно реализовывать полномочия по установлению и введению налогов и сборов. Делегирование этих полномочий органам исполнительной власти не допускается. В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, которые являются самостоятельными субъектами Федерации, и региональные, и местные налоги устанавливаются и вводятся законами этих субъектов, принимаемыми в Москве Московской городской Думой, а в Санкт-Петербурге - Законодательным Собранием Санкт-Петербурга. Это объясняется тем, что в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения органов местного самоуправления в этих субъектах РФ отнесены к компетенции указанных представительных органов.

Так же в статье 12 закреплено важнейшее правило, ограничивающее финансовую компетенцию субъектов РФ и муниципальных образований. Однозначное закрепление в законе данного правила является следствием имевшей место в 1994-1997 годах ситуации, когда органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления было введено значительное количество (более сотни) разных налогов и сборов, не предусмотренных Законом об основах налоговой системы в РФ. Ограничение на федеральном уровне общего перечня налогов и сборов, которые могут взиматься в РФ, является существенной юридической гарантией обеспечения правовых основ единого рынка и финансового регулирования. Данное ограничение, а также закрепленный в статье 3 Налогового Кодекса РФ запрет на возложение обязанностей по уплате различных платежей, обладающих признаками налогов и сборов (определенных в статье 8 Налогового Кодекса РФ), которые не предусмотрены Налоговым Кодексом либо установлены в ином, чем это предусмотрено порядке, представляют собой серьезное достижение в развитии правового регулирования, способное реально обеспечить право собственности налогоплательщиков.

Отмена федеральных, региональных и местных налогов и сборов происходит только путем внесения изменений в Налоговый Кодекс РФ. Для отмены конкретного налога или сбора он, во-первых, должен быть исключен из перечня налогов, закрепленного в статьях 13-15 Налогового Кодекса РФ, во-вторых, из второй части Налогового Кодекса РФ должна быть исключена соответствующая глава, устанавливающая элементы юридического состава этого налога. Статья 12 закладывает также правовые основы существования специальных налоговых режимов, в рамках которых могут взиматься и иные налоги, не предусмотренные статьями 13-15 Налогового Кодекса РФ.

Итак, местные налоги, являясь одним из источников доходной части местных бюджетов, должны стать важнейшим источником доходов местного бюджета, хотя это пока скорее пожелание, нежели императив.

Рассматривая налоги как инструмент экономической политики, необходимо отметить, что их воздействие на экономический рост может стать обратно пропорциональным их роли как источника дохода в случае, если в муниципальном образовании будет проводиться политика экстенсивного увеличения налогового бремени. В данной ситуации действенным инструментом, непосредственно влияющим на стимулирование экономического развития региона, является определение ставок налогов и сборов, взимаемых на территории муниципального образования. С одной стороны, чем ниже эти ставки, тем более эффективно развивается экономика муниципального образования; с другой стороны, острые социальные проблемы, требующие немедленного финансирования, часто вынуждают органы местного самоуправления увеличивать размеры налогов.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса РФ местными признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено самим Кодексом. "Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах".

Налоговый кодекс РФ называет два вида местных налогов:

земельный налог;

налог на имущество физических лиц.

Как гласит Налоговый кодекс РФ, эти налоги устанавливаются Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов; налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах. Иначе говоря, от представительного органа муниципального образования исходят либо два документа - об установлении и введении в действие (соответственно о прекращении действия) налогов и ставок, либо один документ, в котором отражены оба этих вопроса.

Обратим внимание на противоречивость приведенной нормы: она говорит об установлении местных налогов представительными органами поселений, а в скобках указывает - муниципальных районов, а это ведь разные муниципальные образования. Если муниципальный район установил местный налог, зачем его устанавливать еще и поселениями, входящими в состав района?

В Налоговом кодексе РФ далее говорится о том, что местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются данным Кодексом и законами указанных субъектов РФ о налогах. Вводятся эти налоги (и прекращают действие) также законами указанных субъектов РФ.

Таким образом, Налоговый кодекс РФ определяет разные режимы установления местных налогов. В городах федерального значения внутригородские муниципальные районы вообще не имеют на это права, налоги вводятся законом соответственно Москвы или Санкт-Петербурга, что, в принципе, понятно, так как не могут быть в соседних районах города разные местные налоги. Остальным субъектам РФ запрещено своими актами устанавливать местные налоги. Получается, что не только соседние районы и округа, но даже сельские поселения могут вводить свои налоги. Теоретически тем самым допускается налоговая чересполосица; на деле названные выше местные налоги введены повсеместно.

Наряду с установлением местных налогов названные управомоченные органы в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, могут определять также налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Все названные в Налоговом кодексе РФ налоги, в том числе и местные, отменяются только самим Кодексом. Не могут устанавливаться какие-либо местные налоги или сборы, не предусмотренные Кодексом (ч. 5 и 6 ст. 12). Таким образом, органы местного самоуправления жестко связаны в своих возможностях нормативного регулирования и в действиях в отношении местных налогов и сборов. В конечном счете это направлено на учет интересов граждан, обеспечение их единого статуса, защиту прав в таком сложном процессе, как налогообложение.

Прежде в муниципальных образованиях принималось большое количество актов, регулирующих вопросы местных налогов. Как правило, это были постановления о конкретных видах налогов, взимаемых на территории муниципального образования в течение года. Подобными актами определялись ставки местных налогов в пределах, очерченных федеральным налоговым законодательством. Большинство актов подобного рода теперь подлежит отмене или корректировке. Представительные органы местного самоуправления могут принимать нормативные акты, устанавливающие ставки земельного и имущественного налогов в пределах, определяемых Налоговым кодексом РФ.

Для обеспечения эффективного поступления средств от сбора местных налогов в бюджеты муниципальных образований Федеральный закон 1997 г. "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" (действует до 2009 г.) предоставил представительным органам местного самоуправления право создавать муниципальную налоговую службу за счет средств местного бюджета и для сбора местных налогов. По этому Закону деятельность органов муниципальной налоговой службы должна осуществляться в соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. "О налоговых органах Российской Федерации" в (ред. от 18 июля 2005 г.) в части, относящейся к предметам ведения местного самоуправления. Однако в реальности получилось лишь противоречие двух актов - хотя после появления Закона 1997 г. в Закон о налоговых органах и вносились изменения, тем не менее сохранилась его норма о том, что налоговые органы Российской Федерации состоят из федерального органа и его территориальных органов. В реальности самостоятельной муниципальной налоговой службы не создано.

При формировании нормативно-правовой основы местного налогообложения должны учитываться положения Европейской хартии о местном самоуправлении и опыт финансовой деятельности местного самоуправления в других странах. Местные налоги могут стать значимым социально-экономическим инструментом воздействия на современное общество и отражать условия территориальной специфики (например, курортная зона, места интенсивного освоения природных ресурсов, центры туризма)*(143).

О значении местных налогов среди других доходных источников местных бюджетов можно судить по следующим данным: в среднем по России доля местных налогов в местных бюджетах не превышает 10%, в то время как структура ресурсов бюджетов местных органов власти в зарубежных странах составляет (в процентах):

в США: местные налоги - 65, государственные субсидии - 23, другие источники - 12;

в Японии: местные налоги - 41,6, государственные субсидии - 40, другие источники - 27,4;

в ФРГ: местные налоги - 21, государственные субсидии - 45,3, другие источники - 33,7;

во Франции: местные налоги - 41,7, государственные субсидии - 33,8, другие источники - 24,5;

в Бельгии: местные налоги - 30, государственные субсидии - 54, другие источники - 10;

в Дании: местные налоги - 36, государственные субсидии - 44, другие источники - 10%*(144).

В России местные налоги не оказывают существенного влияния на формирование доходной части местных бюджетов. К тому же саморегулирование местных налогов по-прежнему не носит системного, завершенного характера. Раздел X "Местные налоги" Налогового кодекса РФ состоит из одной гл. 31 о земельном налоге, а налог на имущество до сих пор регулируется Законом РФ от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (в ред. от 22 августа 2004 г.). Местные налоги не могут стать существенным источником доходов местных бюджетов, пока не проведена кадастровая оценка земель, из которых состоит каждое муниципальное образование. К тому же проблемой является взимание местных налогов с условной (инвентаризационной), а не рыночной стоимости имущества; однако если расчет местных налогов начнется с учетом рыночных расценок земли, квартир, домов и другого имущества, большинство граждан просто не выдержат автоматического, порой тысячекратного повышения ставок налогов. Видимо, поэтому федеральный законодатель и не торопится с введением в действие нового регулирования местных налогов.

Законодательством РФ предусмотрены федеральные, региональные и местные налоги. Их зачисление должно осуществляться в соответствующий бюджет. Значимую роль для финансовой системы государства в целом, а также конкретных регионов и муниципалитетов играют местные налоги. Кто устанавливает их? Каковы особенности их исчисления и уплаты в бюджет?

Кто вводит местные налоги?

Местные налоги и сборы в РФ устанавливаются соответствующим Кодексом, а также нормативными актами муниципалитетов — административно-территориальных единиц самоуправления. Они обязательны к уплате в бюджет субъектами коммерческих и иных правоотношений, если иное не регламентируется законодательством. Местные налоги и сборы вводятся, равно как и прекращают действие, таким образом, на федеральном уровне, однако их необходимая детализация вполне может осуществляться муниципальными органами власти. Что именно может конкретизироваться местными структурами? В соответствии с положениями НК РФ, муниципалитеты вправе регулировать:

Величину ставок;

Порядок уплаты сборов;

Сроки перечисления налогов в казну.

Однако подобная детализация применима, только если имеющие отношение к данным пунктам положения не закреплены в Кодексе. Региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные соответствующим федеральным правовым актом, не могут быть установлены. Вместе с тем в Кодексе могут определяться специальные режимы налогообложения, а также порядок их взимания.

в городах федерального подчинения

Некоторая специфика в отношении соответствующих бюджетных обязательств свойственна для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. Дело в том, что указанные города находятся в федеральном подчинении. Таким образом, в то время как местные налоги и сборы вводятся на всей остальной территории России муниципалитетами, в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе соответствующие платежи устанавливаются в актах, имеющих статус региональных.

Какие налоги относятся к местным?

В законодательстве РФ определены следующие разновидности платежей, о которых идет речь:

Земельный налог;

Имущественный сбор, взимаемый с физических лиц.

Рассмотрим специфику обоих налогов подробнее.

Земельный налог

Земельный налог регулируется Главой 31 НК РФ. Изучим наиболее примечательные положения данного источника права, что имеют отношение к рассматриваемому сбору.

Земельный налог платится только теми субъектами правоотношений, которые ведут деятельность на территории конкретного муниципалитета. Налогоплательщиками в данном случае могут быть:

Физлица;

Организации.

Критерий, определяющий возникновение обязательства по уплате соответствующего сбора в бюджет указанными субъектами — наличие в собственности или в бессрочном пользовании земельных владений. Что касается участков, которые принадлежат, к примеру, ПИФам — налогоплательщиком признается управляющая компания. Сбор при этом уплачивается за счет активов, которыми располагает фонд.


Не должны платить земельный налог организации, физлица и ИП, которые пользуются участками по праву безвозмездного пользования на срочной основе, либо в порядке аренды. Не могут быть признаны в качестве объектов налогообложения:

Участки, которые изъяты законным образом из оборота;

Территории, на которых располагаются особо ценные объекты культурного наследия, включая те, что включены в соответствующий международный список;

Участки, на которых расположены историко-культурные заповедники, а также объекты археологического наследия;

Территории, включенные в лесной фонд;

Участки, на территории которых располагаются принадлежащие государству водные объекты в составе соответствующего фонда.

Налоговая база для земельного сбора

База по рассматриваемому типу сбора определяется как кадастровая стоимость участка по состоянию на начало года, который является налоговым периодом. Если территория поставлена на учет в Росреестр в течение года, то соответствующая база исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта на момент регистрации в указанном ведомстве.

Стоит отметить, что организации должны определять величину налоговой базы самостоятельно. Источником для получения соответствующих показателей должны быть сведения, включенные в государственный кадастр объектов недвижимости. В составе должен присутствовать каждый участок, которым владеет организация или пользуется на постоянной основе. Аналогично ИП также должны определять соответствующий показатель самостоятельно — в отношении участков, задействуемых непосредственно в предпринимательской деятельности. Источником данных при этом также будет государственный кадастр.


В свою очередь, налоги местного бюджета в виде земельных сборов плательщики в статусе физлиц не должны исчислять самостоятельно. За них эту работу выполняют территориальные структуры ФНС на основе сведений, предоставляемых в порядке межведомственного взаимодействия Росреестром.

Налоговый и отчетный периоды для земельного налога

Местные налоги и сборы вводятся, как мы отметили выше, на уровне федерального законодательства. Им же определяются ключевые характеристики соответствующих бюджетных обязательств. В частности — налоговый и Для земельного сбора налоговый период — это календарный год. Отчетных — несколько: 1 квартал, полугодие, а также первые 9 месяцев. Но они действуют только для налогоплательщиков-организаций. Физлица могут не обращать на данную характеристику внимания. Как и в случае со многими другими налогами и сборами, предусмотренными законодательством РФ, органы власти муниципального образования либо соответствующие структуры в городах федерального значения вправе не устанавливать соответствующие периоды.

Ставка для земельного налога

В свою очередь, ставку, по которой взимаются местные налоги и сборы, устанавливает муниципалитет. Или, если речь идет о Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе, законодательный орган власти города федерального значения. Однако на уровне Налогового Кодекса могут фиксироваться предельные ее значения.

Так, например, ставка, о которой идет речь, не может быть больше, чем 0,3%, для участков следующих категорий:

Тех, что отнесены к территориям, используемых для нужд сельского хозяйства;

Тех, что используются в составе жилищного фонда;

Тех, на которых располагаются компоненты инженерной инфраструктуры, относящейся к жилищно-коммунальному комплексу (не считая доли участков, которые не относятся к жилищному фонду и к соответствующим объектам);

Используемых для ведения дачного хозяйства;

Задействуемых для нужд обороны и ограниченных, в силу положения законодательства, в обороте.

Ставка не может быть больше, чем 1,5% для иных типов участков.

Земельный налог в московских муниципалитетах

Касательно определения рассматриваемого параметра земельного налога на территориях Москвы в ряде случаев может действовать несколько иной порядок. Местных налогов и сборов в доле бюджета российской столицы достаточно много, однако московские власти вправе разрешать взимать соответствующие платежи муниципальным структурам, которые сформированы на территории города. Это может сопровождаться установлением дифференцированных ставок соотносительно с категорией участка и местом его нахождения в Москве.

Уплата земельного налога

Сроки, в которые должны перечисляться в местный бюджет налоги и сборы, включая тот, что платится владельцами земельных участков, определяются на уровне муниципальных законов или источников права, издаваемых властями Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя. В некоторых случаях соответствующие платежи могут предполагать перечисление в бюджет авансовых сумм.

Не позднее 1 февраля того года, который следует за налоговым, организации, являющиеся плательщиками рассматриваемого налога, должны предоставить в ФНС декларацию по установленной форме.


Перечислить полную сумму сбора налогоплательщик должен до 1 ноября того года, который следует за налоговым периодом.

Налог на имущество физлиц

К местным налогам и сборам относятся также платежи, взимаемые с физлиц, которые владеют жилой недвижимостью. Касательно их перечисления в бюджет есть ряд особенностей.

Дело в том, что до 2015 года соответствующие бюджетные обязательства граждане должны быть выполнять, исходя из подсчета сумм налога на имущество на основе инвентаризационной стоимости жилья. С 2015-го в структуре «формулы» исчисления сбора присутствуют также кадастровые показатели. Предполагается, что с 2019 года они будут применяться без учета инвентаризационной стоимости.

Что это значит? Нормы закона, действовавшие до 2015 года, предполагали взимание в казну порядка 0,1-0,3% (конкретное значение определялось в законах муниципалитета или города федерального значения) от и домов, находящихся в собственности граждан. Налоговая база на основе соответствующего показателя не предполагала большого финансового обременения граждан в аспекте выполнения данного бюджетного обязательства.

Другое дело, когда имущественный сбор исчисляется на основе кадастровой стоимости жилья. Дело в том, что предполагается ее максимальная приближенность к рыночной. Тем самым возможно значительное увеличение нагрузки на личный бюджет налогоплательщика в аспекте выполнения соответствующего обязательства перед государством.

Вместе с тем, до 2019 года законодательством РФ установлен переходный период, в рамках которого исчисление имущественного сбора будет, с одной стороны, предполагать включение в «формулу» налога, как мы отметили выше, также и инвентаризационных показателей — это, так или иначе, уменьшит абсолютную величину платежа. С другой — в правовых актах РФ, регулирующих рассматриваемое бюджетное обязательство, зафиксированы вычеты. Их значимость предопределяется, во-первых, конкретным типом недвижимости, а во-вторых, его площадью.

Таким образом, рост на граждан, имеющих в собственности жилую недвижимость, предполагается постепенный. К тому же во многих случаях размер предусмотренного законом вычета достаточен для того, чтобы человек не почувствовал сильного финансового бремени вследствие необходимости выполнять обязательства перед государством.


Как и в случае с земельным по имущественным сборам с физлиц должны определяться на уровне органов власти муниципалитета или соответствующей структуры в городе федерального значения. Однако компоненты «формулы», в которой учитываются, во-первых, пока что а во-вторых — вычет, устанавливаются на уровне федерального законодательства.

Формула имущественного налога

Таким образом, величина налога на имущество физлиц определяется:

Кадастровой стоимостью объекта, а до 2019 года — частично инвентаризационной;

Площадью жилья;

Вычетами;

Принятыми в конкретном регионе ставками.

Отметим, что основную работу по исчислению налога должны проводить органы ФНС. Гражданам в общем случае не потребуется изучать тонкости формулы, о которой идет речь.

Итак, мы изучили, каким образом местные налоги и сборы вводятся, рассмотрели основные характеристики имущественных платежей за владение земельными участками, а также сборов с владельцев недвижимости. Указанные обязательства граждан и организаций важны прежде всего с точки зрения устойчивости местных бюджетов. Муниципальные органы власти, исходя из социально-экономических факторов, могут при этом самостоятельно регулировать степень финансовой нагрузки на налогоплательщиков, меняя ставки или порядок уплаты сборов.

Правительство, издавая законы и устанавливая налоги, подобно врачу, который должен при лечении избирать наименьшее зло.

И. Бентам, английский философ, социолог, юрист

Совокупность налогов и сборов РФ, введенная в действие с 1 января 1992 г., изначально стремилась быть адаптированной к но­вому федеративному устройству страны. Она строилась именно по федеративному принципу, воспроизводя новое бюджетное устрой­ство страны. Поэтому основным и в настоящее время единствен­ным закрепленным в Налоговом кодексе РФ классифицирующим признаком разграничения налогов и сборов является их принад­лежность к соответствующему уровню управления. В соответствии со ст. 13-15 НК все налоги и сборы РФ делятся на три вида:

1) федеральные налоги и сборы;

2) региональные налоги;

3) местные налоги.

Основное разграничение этих видов налогов и сборов заключа­ется не в уровне бюджета, в который они зачисляются, а в том, ка­ким уровнем управления они устанавливаются и на какой террито­рии они обязательны к уплате. Так, в соответствии со ст. 12 НК:

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обяза­тельны к уплате на всей территории РФ;

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ;

Местные налоги устанавливаются НК РФ и вводятся в дейст­вие нормативными правовыми актами представительных ор­ганов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и вводятся в действие законами указанных субъектов РФ.

Налоги и сборы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ и администрируемые налоговыми органами, представлены на рис. 7.1. Следует отметить, что не могут устанавливаться региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные Кодексом.


К неналоговым обязательным платежам, в добавление к пред­ставленным на рис. 7.1, относятся также плата за лесопользование,

регулярные и разовые платежи за пользование недрами. Содержательное отличие неналоговых от налоговых платежей не в добровольности - как те, так и другие обязательны к уплате, а в признаке возмездно- сти: у налогов проявляется индивидуальная безвозмездность, в то время как у неналоговых платежей обнаруживается противополож­ный признак - индивидуальная возмездность. Формальное отличие их также в различных источниках права и в разных субъектах адми­нистрирования. Налоговые платежи регулируются законодательством о налогах и сборах, и администрируются налоговыми органами, а неналоговые платежи регулируются иным законодательством и ад­министрируются иными органами.

Рассмотрим, какова степень свободы законотворческой инициа­тивы различных уровней правления при определении обязательных элементов установленных налогов (табл. 7.1).

Таблица 7.1 Установление обязательных элементов налогов (сборов) законодательными или нормативными правовыми актами
Элементы налога Федеральные налоги и сборы Региональные налоги Местные налоги
Налогоплательщики НК РФ НК РФ НК РФ
Объект налогообложения НК РФ НК РФ НК РФ
Налоговая база НК РФ НК РФ НК РФ
Налоговый период НК РФ НК РФ НК РФ
Налоговая ставка НК РФ Закон субъ­екта РФ Норм.прав. акт МО
Порядок исчисления НК РФ НК РФ НК РФ
Порядок и сроки уплаты налога НК РФ Закон субъ­екта РФ Норм.прав. акт МО
Налоговые льготы, осно­вания и порядок их при­менения НК РФ Закон субъ­екта РФ Норм.прав. акт МО


Устанавливая региональный налог, представительные власти субъектов РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, основания и порядок их применения; налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы регионального налога и круг налогопла­тельщиков устанавливаются только Кодексом. Устанавливая мест­ный налог, представленные органы местного самоуправления опре­деляют в нормативных правовых актах следующие элементы нало­гообложения: налоговые льготы, основания и порядок их примене­ния; налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы местного налога и круг нало­гоплательщиков устанавливаются только Кодексом.

Кроме перечисленных налогов и сборов на территории РФ в соответствии с главами 261-264 НК установлены также специальные налоговые режимы. Следует заметить, что эти режимы являются дос­таточно новым институтом налогового права, теоретические иссле­дования которых масштабно не проводились. По этой причине ос­таются нерешенными некоторые вопросы. Их размещение в составе налогов и сборов у нас не вызывает сомнения. Однако при этом возникают некоторые методологические проблемы.

Законодатель не приводит в Налоговом кодексе РФ четкого оп­ределения специальных налоговых режимов. Косвенное определение все же представлено в ст. 18 НК, однако оно страдает существенны­ми неточностями. По всей видимости, законодатель это прекрасно понимает, ведь не случайно оно было видоизменено в 2004 г.

Если ранее под такими режимами понимался особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и порядке, установлен­ных законодательством о налогах и сборах, то теперь в контексте восприятия нового смысла ст.

18 НК специальные налоговые ре­жимы можно охарактеризовать как особый порядок определения эле­ментов налогообложения, в том числе предусматривающий освобож­дение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.

Можно заметить, что изменение понятийного смысла здесь не простая рокировка. В методологическом плане это переход от су­ществовавшего восприятия специальных режимов как особого по­рядка исчисления всей совокупности налогов, уплачиваемых пред­приятиями, перешедшими на такие режимы, к представлению этих режимов как особого порядка определения элементов налогообло­жения. Очевидно, что новое определение характеризуется сущест­венной недосказанностью: об элементах какого налога идет речь?

Эта трактовка приобретет смысловую завершенность, если спе­циальные налоговые режимы охарактеризовать как особые виды на­логов, а в определенных случаях - и особый порядок налогообложе­ния, переход на исчисление и уплату которых освобождает от обя­занности по уплате некоторых других налогов и сборов.

Возможность восприятия таких режимов как особых налогов подтверждает наличие у них всех обязательных признаков налогов, а также положения п. 7 ст. 12 НК, где сказано, что эти режимы мо­гут предусматривать федеральные налоги, не указанные в обозна­ченном ст. 13 НК перечне федеральных налогов, а также опреде­лять порядок установления таких налогов. По-видимому, в данном контексте речь идет о трех дополнительных федеральных налогах, установленных соответствующими специальными режимами: еди­ном сельскохозяйственном налоге, едином налоге при упрощенной системе налогообложения и едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Четвертый специальный режим не вводит нового налога, он предусматривает особый порядок налого­обложения. Таким образом, обоснованным, на наш взгляд, будет следующее развернутое определение. Специальные налоговые режи­мы - это особый порядок налогообложения и (или) особый вид федерального налога, переход на исчисление и уплату которых ос­вобождает от обязанности по уплате отдельных федеральных нало­гов и сборов, региональных и местных налогов.

Некоторую спорность может вызвать также характеристика этих специальных режимов (налогов) как федеральных по той причине, что нижестоящим уровням правления здесь в отдельных налогах предоставлены значительные полномочия по установлению их раз­личных элементов (табл. 7.2). Однако логика построения НК РФ, представляющая специальные режимы в качестве подраздела (VIII1) федеральных налогов и сборов, устраняет эти сомнения. Кроме то­го, если эти режимы определить как региональные, то возникли бы существенные проблемы с возможностью нижестоящему уровню правления предусматривать освобождение от уплаты налогов, уста­навливаемых вышестоящим уровнем.

Перечень специальных режимов, представленный в НК РФ в связи с императивным характером определяющих их норм, харак­теризуется как исчерпывающий. Данный перечень может быть расширен исключительно путем внесения соответствующих изме­нений в Кодекс. Следует также отметить, что специальные режи­мы, безусловно, отличаются от общего режима налогообложения, так как, во-первых, не должны устанавливать более жесткие усло­вия налогообложения, а во-вторых, предусматривают возможность освобождения от обязанности по уплате ряда налогов. Ни один на­лог из перечня федеральных, региональных и местных налогов, об­разующих общий режим налогообложения, не предоставляет тако­го освобождения. Исключение составляет налог на игорный биз­нес, который предусматривает освобождение, аналогичное специ­альным режимам. По этой причине данный налог следовало бы вводить именно как специальный налоговый режим.

При установлении специальных налоговых режимов законода­телем определяются обязательные элементы налогообложения. Возможность установления налоговых льгот для специальных ре­жимов НК РФ не предусмотрена, так как логика разработки этих режимов и применения их отдельными категориями налогопла­тельщиков уже продиктована определенными налоговыми префе­ренциями, адресованными этим категориям.

Таблица 7.2

Установление обязательных элементов специальных режимов (налогов) законодательными или нормативными правовыми актами

Элементы налога Единый сельскохо­зяйствен­ный налог Единый налог при упрощенной системе налогообложения Единый налог на вмененный доход для отдельных видов дея­тельности Налогооб­ложение при выпол­нении со­глашений о разделе продукции
на основе определения расходов и (или) доходов на основе патента
Налогопла­тельщики НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ
Виды дея­тельности - - Закон субъ­екта РФ Нормправ. акт МО -
Объект нало­гообложения НК РФ НК РФ Закон субъ­екта РФ Норм.прав. акт МО НК РФ
Налоговая база НК РФ НК РФ Закон субъ­екта РФ Норм.прав. акт МО НК РФ
Налоговый период НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ
Налоговая ставка НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ
Порядок исчисления НК РФ НК РФ НК РФ Нормправ. акт МО НК РФ
Порядок и сроки уплаты НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ НК РФ

Top