Грузовой автомобиль лошадиные силы. Налог на грузовой автомобиль

Транспортный налог на грузовые автомобили в 2016 году будет изменен. Поправки в Федеральный закон, обязывает владельцев грузовых машин оплачивать путь по федеральным дорогам. Ключевая причина внедрения нового порядка – нанесение значительного вреда дорожному покрытию дорог перевозкой больших грузов. Ввод платных дорог и налога для грузового транспорта с километра, взволновал автовладельцев.

Какой ожидается новый налог на грузовые автомобили

Изменения затронут налог на грузовые автомобили свыше 12 тонн. Обозначен список исключений, когда техника не облагается налогом. Это:

  • машины, используемые для пассажирских перевозок;
  • спецтранспорт («скорая», полиция, пожарная служба);
  • военный транспорт.

Налог на грузовой транспорт составит 3,73 рубля за километр пути по федеральной дороге. По своему назначению новый транспортный налог на грузовые автомобили должен компенсировать ущерб, который был нанесен федеральной трассе из-за проезда большегруза. Для плавного внедрения новой пошлины будут применяться понижающие коэффициенты. Максимальный размер налога введется с 1 января 2019 года.

Плановый ввод более высокого коэффициента отражен в Постановлении Правительства РФ:

Период Коэффициент Итоговая цена
18.11.15 – 29.02.16 0,41 1,53 руб.
01.01.16 – 31.12.18 0,82 3,06 руб.
С 01.01.19 1 3,73 руб.

Методы контроля

Предполагается авансовая система оплаты, то есть сумму проезда необходимо вносить заранее. Но на текущий момент не урегулирован алгоритм учета пробега автомобиля по федеральным дорогам. По этой причине внедрение изменений неоднократно откладывалось. Ведь нельзя посчитать дорожный налог на грузовые автомобили, если невозможно определить, сколько километров проехал автомобиль по федеральной трассе.

Допустимо использование трех видов контроля над километражем пути фуры по трассе:

  • бортовое устройство;
  • стороннее устройство;
  • маршрутная карта.

Бортовое устройство предполагается многоразовым, и выдавать его намерены бесплатно водителям грузовых автомобилей. Стороннее же устройство владельцы машин будут вынуждены приобретать самостоятельно за свои средства. Установка специальных фиксирующих устройств актуально для автомобилей, совершающих регулярные рейсы. Списание средств со счета происходит автоматически. Предусмотрено, что при низком балансе на счету водителя должна информировать система учета. Но на практике автовладельцу нужно самостоятельно следить за своевременным пополнением счета.

Маршрутная карта предусмотрена для одноразового использования. Оформляется она в электронной форме или на печатном носителе после внесения платы за проезд. Если в маршрут грузового автомобиля входит следования по федеральной трассе, а рейсы совершаются регулярно, то многократное постоянное оформление маршрутной карты будет отнимать много времени. Удобней установить контролирующее устройство.

Для регистрации грузового автомобиля в системе учета водителю необходимо обратиться с заявлением к оператору. Заявление должно содержать информацию об автомобиле (марку, год выпуска, характеристики), быть подписано собственноручно водителем. Рекомендуется обозначить вид устройства, которое будет использоваться для учета пробега.

А если не платить?

Оглашены и штрафные санкции, если не заплатить налог для грузового транспорта с километра в 2016 году. Штрафы будут начисляться на всех виновных, от водителя, до владельца фуры. Размер санкции для тех, кто уклонился и не оплатил:

Но с 15 декабря были приняты изменения, и налог на проезд грузового транспорта в 2016 году оплачивает только владелец автомобиля. На водителя штрафные санкции, если он не является собственником машины, не распространяются. Сумма штрафа при первом нарушении – 5 000 руб., при повторном – 10 000 руб. Допустимый максимум штрафов за сутки – один.


Кроме непосредственно проезда по дороге без пополнения баланса предусмотрены штрафы и за:

  • проезд с отключенным устройством;
  • следование с поломанным устройством;
  • проезд вовсе без устройства или карты;
  • изменение маршрута.

Не попадают под действие штрафных норм иностранцы-владельцы большегрузов, если их машина проехала по платной дороге менее 50 км. пути.

Общественная реакция

Россияне обеспокоены, что налог на километр пробега грузового автомобиля в 2016 году приведет к увеличению стоимости товаров, особенно относительно недорогих, но тяжелых продуктов. Но если на фоне региональных перевозок значительного подорожания услуг и товаром ощущаться не будет, то для межрегиональных перевозок налог на грузовой автомобиль, превышающий 12 тонн значителен. Проезд одной грузовой машины по трассе из Москвы в северную столицу обойдется примерно в 2500 руб. За год расходы на большегруз превысят несколько сотен рублей. Кроме этого ввод платных дорог федерального значения может привести к ухудшению состояния региональных, ведь владельцы, стремясь снизить затраты, будут по максимуму пользоваться бесплатными областными и районными дорогами.

Региональный транспортный налог


На текущий момент транспортный налог для большегрузов определятся нормами Налогового кодекса РФ. Особенностью сбора на транспорт является то, что он наполняет региональные, местные бюджеты, и ими же регулируется. Поэтому сумма перечисляемых средств в областные (краевые) бюджеты различна для конкретного региона проживания владельца машины.

Транспортный налог для грузовых автомобилей в 2016 напрямую зависит от мощности автомобиля. Определяется она в такой единице как лошадиные силы. Также играет роль тип автотранспортного средства. Увидеть эти показатели можно, изучив техпаспорт машины. Налог на грузовые автомобили в 2016 году не платят собственники:

  • молоковозов;
  • скотовозов, в том числе используемых для перевозки птицы;
  • веттехники;
  • сельскохозяйственной техники (тракторов, комбайнов);
  • обслуживающей техники.

Важным условием для освобождения от уплаты является то, что вся техника регистрируется на производителя сельскохозяйственной продукции, а также используется по прямому назначению. В противном случае налог на грузовой транспорт в 2016 году придется платить.

Актуальные ставки

Каждый субъект РФ имеет делегированное право устанавливать региональные налоговые ставки для уплаты налога. Поэтому новый налог на грузовые автомобили в каждом регионе России различен. Но имеются ограничения, закрепленные в ст. 361 НК РФ. Региональная ставка не может быть более чем в 10 раз выше, чем государственный минимум.


Внедрение дорожного сбора в дополнение к существующему транспортному налогу может оказаться достаточно обременительно для россиян. С целью уменьшения затрат рекомендуют выбирать маршруты, используя региональные дороги, а также использовать автомобили вместимостью менее 12 тонн. Также при следовании по платным дорогам нет необходимости оплачивать дорожный налог. Рационально сформировав маршрут, можно уменьшить затраты на доставку грузов.

Российское законодательство претерпело в последние годы серьезные изменения в области налогообложения транспортных средств. Одно из них, самое существенное, коснулось необходимости оплаты владельцами грузового транспорта коэффициента за пройденный по российским дорогам путь.

Причина тому одна: грузовики наносят серьезный ущерб дорожному полотну, а казну нужно пополнять.

Транспортный налог для грузовиков

Оплата за путь в каждый километр определена не в рамках нового дополнительного налога, а просто повышает ставку обычного транспортного. Теперь для некоторых типов грузовиков установлена другая цена, но есть и исключения. Поговорим о них подробнее.

Менее 12 тонн

Автомобили грузового типа максимально допустимой массы менее 12 тонн облагаются стандартным транспортным налогом. Их владельцы освобождены от обязательств оплачивать путь, пройденный машиной.

Ставка транспортного налога для такого авто зависит от:

  • мощности двигателя;
  • количества лет, прошедших с момента выпуска.

Ставка определена в каждом регионе своя и регулируется внутренними правилами, а вот мощность рассчитывается в лошадиных силах. От налога освобождены только те авто, которые зарегистрированы на сельскохозяйственные компании и занимаются:

  • перевозкой молока;
  • транспортировкой скота.

Кроме того, налог не платят:

  • ветеринарные службы;
  • сельскохозяйственная техника;
  • техника обслуживания при работе в поле.

Свыше 12 тонн

Для тяжелых грузовиков введен повышенный налог на транспорт. Дополнительно владельцам этого вида средств передвижения приходится рассчитывать ставку за каждый километр пройденного пути. Полученная сумма прибавляется к основной.

Полная ставка за 1 км составляет 3,73 рубля.

Поскольку в течение года большие грузовики проходят по федеральным трассам огромный путь, курсируя при перевозке грузов, налог составит в итоге большую сумму, ощутимую для бюджета владельца вне зависимости от того, какой у него бизнес.

Сразу оговоримся, что от уплаты повешенной ставки освобождены:

  • пожарные службы, машины МЧС, скорой помощи и другие;
  • военный грузовой транспорт;
  • пассажирский транспорт.

Весомая ставка налога вызвала в обществе гнев, что вылилось в несанкционированные протесты. Людей можно было понять, поскольку если налоги все владельцы оплачивали своевременно, то к вводу дополнительной системы оплаты проезда по федеральным трассам «Платон» они отнеслись крайне негативно. Чем это в итоге закончилось, выясним чуть позже.

Как осуществляется контроль километража?

Предложений по осуществлению контроля было выдвинуто множество, однако ничего конкретного предпринять в короткие сроки не удалось. Среди утвержденных систем контроля оказались:

  • маршрутные карты;
  • специализированные спутниковые системы;
  • дополнительные устройства.

С введением программы «Платон» выбор окончательно был сделан в пользу системы навигации ГЛОНАСС/GPS. Прибор предоставляется владельцу бесплатно.

Ввиду того, что двойное по сути налогообложение привело к недовольству в обществе, давлению на предпринимателей, то Президент В.В. Путин поручил пересмотреть новые нормы. В итоге, летом 2016 года законодатели приняли несколько поправок, в связи с чем:



Эти меры позволили снять с владельцев тяжелых грузовиков бремя в виде двойного налогообложения.

Ответственность за уклонение от уплаты

За уклонение от выплаты налога были утверждены штрафы. Эти суммы зависят от того:

  • кто является владельцем грузового транспорта;
  • в который раз лицо не уплатило налог;

Первый пункт предполагает, что владельцем может являться частник или, например, компания. Данная система штрафов переходная, она через два-три года претерпит изменения, но на сегодняшний день это выглядит таким образом:

  • штраф накладывается только на владельца транспортного средства (ранее могли оштрафовать и водителя);
  • сумма штрафа равна 5 000 рублей за первый уход от налога и 10 000 за каждый следующий;
  • более одной санкции в день не могут утвердить.

Введение новых налогов всегда имеет неоднозначную реакцию в обществе. На сегодняшний день грузоперевозчики видят уход от налогов в использовании авто массой до 12 тонн и в передвижении по дорогам регионального значения. Плата за них не введена.

Президент РФ поручил Правительству представить предложения по отмене транспортного налога для грузовых автомобилей. С 15 ноября 2015 года в России начала свою работу система по взиманию платы с большегрузных автомобилей «Платон». Следует заметить, что само название является сокращением от слов «платить» и «тонны». Главная идея «Платона» заключается в том, чтобы брать плату с дальнобойщиков за пройденные бесчисленные километры, направляя эти средства в Федеральный дорожный фонд. Оттуда деньги будут уходить на развитие дорог и иные вопросы, связанные с функционированием дорожного хозяйства.

Тарифы системы «Платон «, которые действуют сейчас, составляют 1 рубль 53 копейки за каждый пройденный километр. С 1 марта, однако, цены возрастут в два раза. Это значит, что за 1 пройденный грузовиком километр придётся отдать уже 3 рубля и 6 копеек.

Дальнобойщики восприняли введение новой системы, мягко говоря, плохо, «приветствовав» её появление многочисленными акциями протеста в разных уголках страны.

За отмену транспортного налога для грузовых автомобилей высказался и президент, выступая на большой пресс-конференции, которая состоялась 17 декабря. Как считает Путин, отмена транспортного налога помогла бы уменьшить расходы компаний и индивидуальных предпринимателей, которые возникли у них после введения в действие системы «Платон».

Слово президент сдержал и дал поручение российскому Правительству о разработке предложения по отмене транспортного налога. Эта мера коснётся грузовиков, чья масса будет составлять 12 тонн и более. Свои предложения Правительство должно представить президенту не позднее 1 апреля 2016 года. В этой связи кабинету министров России необходимо проработать вопрос о том, как возместить региональным дорожным фондам деньги, которые они не получат в связи с отменой транспортного налога с большегрузов. Следует заметить, что изыскать средства нужно с тем расчётом, чтобы выполнить задачу по двухкратному увеличению строительства и ремонта дорог.

Помимо этого, президент поручил Правительству предоставить предложения, которые бы позволяли небольшим перевозчикам, работающим на личных или взятых в аренду грузовиках, вести свой бизнес в упрощённом порядке. Срок по этим предложениям перед правительством установлен 1 марта 2016 года.

Читайте также: Автомобили с двигателями внутреннего сгорания скоро запретят

Ставки транспортного налога в 2016 году

В целом же, в 2016 году ставки транспортного налога почти не изменились по сравнению с 2015 годом. Представляем вашему вниманию таблицу ставок транспортного налога, актуальную на 1 января 2015 года. Согласно с налоговым кодексом, каждый орган местного самоуправления должен руководствоваться представленными в таблице ставками при расчете ставок налога на автотранспорт.

Объект налогообложения, с каждой лошадиной силы ТС

Ставка налога, рублей

Грузовые автомобили:

— самоходные средства

— до 100 лошадиных сил

— от 100 до 150 л/c

— от 150 до 200 л с

— от 200 до 250 л/с

— свыше 250 л.с.

Легковые автомобили:

— до 100 лошадиных сил

— от 100 до 150 л/c

— от 150 до 200 л.с.

— от 200 до 250 л/с

— от 250 до 410 л.с

— свыше 410 л с

Мотоциклы и мотороллеры:

— до 20 лошадиных сил

— от 20 до 35 л/c

— от 35 до 150 л.с

— более 150 л.с.

Автобусы с мощностью двигателя:

— до 200 лошадиных сил

— выше 200 л/с

Снегоходы и мотосани:

— до 50 лошадиных сил

— свыше 50 л.с.

Катера, яхты и моторные лодки:

— до 100 лошадиных сил

— от 100 до 300 л.с.

— свыше 300 л.с.

— буксируемые суда, за тонну

Гидроциклы с мощностью мотора:

— до 100 лошадиных сил

— от 100 до 150 л.с

— более 150 л.с

Другие транспортные средства:

— самолеты и вертолеты

— реактивные самолеты, с кг тяги

— не имеющие двигателей, за штуку


Top