Пенсионное обеспечение

Пенсию на Кипре имеет право получать любой человек вне зависимости от того, гражданином какой страны - Республики Кипр, страны-члена ЕС, России, Украины или Гондураса - он является. Для этого необходимо лишь дожить до 65 лет, легально проработав на Кипре как минимум тринадцать (13 !!!) (до 2015 года - десять (10!) лет) (до 2013 года - три года) и своевременно производя отчисления из заработной платы в Фонд социального страхования. Все приведенные ниже данные предоставлены нашей газете министерством труда и социального страхования Республики Кипр.

Кто имеет право на получение пенсии
Пенсия по старости выплачивается всем, кто был зарегистрирован Службой соцстраха Республики Кипр в качестве плательщика соцналога вне зависимости от вида социального страхования. Это могут быть: 1) работавшие по найму, 2) работавшие по системе самозанятости (в этих двух категориях социальное страхование является обязательным) или 3) лица, застраховавшиеся на добровольной основе.
Напомним, что каждый зарегистрированный в службе соцстраха имеет с 16 лет право на получение соцпособия из Фонда социального страхования в случае учебы на дневном отделении, службы в Национальной гвардии Республики Кипр или болезни (при условии предоставления больничного листа от лечащего врача).
Из Фонда социального страхования также выплачиваются следующие пособия: по безработице, на рождение ребенка, по уходу за ребенком, в случае травм, по инвалидности, в случае форс-мажорных обстоятельств. Первые 12 лет жизни ребенка его родители имеют право на детское пособие.

При каких условиях возможно получение пенсии

1) Человек был плательщиком соцналога как минимум в течение трех лет

2) Размер полученной им совокупной заработной платы должен быть как минимум в 156 раз больше недельной базовой зарплаты (в 2005 году недельная базовая зарплата составила 77,47 фунтов)

3) Средний недельный заработок претендента (за весь период, в течение которого из его зарплаты производились отчисления в Фонд социального страхования) должен составлять как минимум четверть от среднестатистической недельной базовой зарплаты (в 2005 году она составила 77,47 фунтов)

Претендующий на получение пенсионного пособия имеет право получать его с 63 лет, если:
* Он соответствует критериям пп. 1), 2), а его зарплата, с которой производились отчисления в Фонд соцстраха, составляла как минимум 70% от среднестатистической недельной базовой зарплаты или
* Он получал пенсию по инвалидности до достижения им 63-летнего возраста
Примечание. Для шахтеров пенсионный возраст может быть снижен до 58 лет в зависимости от срока работы на шахте.

Отсрочка выплаты пенсии
По желанию лица, имеющего права на получение пенсии по возрасту, может быть осуществлен перенос даты начала выплаты пенсии на более поздний срок (вплоть до 68 лет). В таком случае объем пенсии увеличивается ежемесячно на 0,5% (начиная с того дня, когда претендент достиг пенсионного возраста, и, заканчивая тем днем, когда пенсия начинает выплачиваться).

Размеры пенсии
Пенсионное пособие подразделяется на две части: базовую и дополнительную.

Размер базового пособия определяется на основе среднестатистической еженедельной зарплаты, из которой производятся социальные выплаты в Фонд соцстраха. Базовая пенсия составляет 60% от суммы среднестатистической зарплаты при условии, что на содержании у пенсионера нет зависимых от него лиц, 80% - при наличии одного зависимого лица, 90% - при наличии двух зависимых лиц и 100% - при наличии трех или более зависимых лиц.

Зависимыми лицами считаются
* Жена, с которой проживает пенсионер или которую он полностью или по большей части материально поддерживает
* Ребенок, не достигший 15 лет
* Незамужняя дочь в возрасте от 15 до 23 лет, которая учится на дневном отделении учебного заведения
* Неженатый сын в возрасте от 15 до 25 лет, который служит в Национальной гвардии или учится на дневном отделении учебного заведения
* Незамужний/неженатый ребенок (вне зависимости от его возраста), который не в состоянии себя содержать сам
* Муж, который неспособен содержать себя сам и который полностью или большей частью материально поддерживается своей женой
* Родитель (родительница), который не способен сам себя содержать и который материально поддерживается пенсионером
* Младший брат/младшая сестра, которые находятся на содержании у пенсионера

Дополнительное еженедельное пенсионное пособие составляет 1/52 от 1,5%, которые рассчитываются от общего объема зарплаты и денежных отчислений в Фонд социального страхования, выплаченных за весь период работы.

Общий объем пенсионного пособия (базовая часть + дополнительное пособие) не должен быть ниже 85% пенсии, которая выплачивается лицам, имевшим полную соцстраховку. Для подсчета размеров пенсии берутся показатели, зафиксированные в тот день, когда претендент на получение пенсии достиг пенсионного возраста.
Размер месячной пенсии составляет сумму четырех недельных пенсионных пособий. В декабре каждому пенсионеру выплачивается 13-е пенсионное пособие, которое составляет 1/12 суммы ежегодного пенсионного пособия. Размеры пенсионных пособий пересчитываются каждый год в связи с увеличением зарплат и удорожанием уровня жизни.
Минимальное пенсионное пособие в 2005 году составляло 158,05 фунтов для тех, у кого нет на содержании зависимых от них материально лиц, 210,73 фунтов - при наличии одного зависимого лица, 237,08 фунта - при наличии двух зависимых лиц и 263,42 фунта - при наличии трех или более зависимых лиц.
С 1 января 2012 года, согласно закону «О предоставлении социальной пенсии», базовая часть выплат из Фонда социального страхования составляет 332,19 евро в месяц.

Если в 2004 году пенсионер, не имевший иждивенцев, в среднем получал 314,30 евро, то к середине 2011 года эта сумма выросла до 346,27 евро.

Период, в течение которого выплачивается пенсия
Пенсия по старости выплачивается с того дня, как человек достиг пенсионного возраста вплоть до момента его смерти.

Способы оплаты
Пенсионное пособие по старости выплачивается в конце каждого месяца, за который пенсия должна быть выплачена. По адресу проживания получателя отправляется чек либо на банковский счет пенсионера переводятся деньги (в этом случае необходимо подать заявление с просьбой переводить пенсионное пособие на банковский счет). Чек должен быть обналичен в течение шести месяцев после его получения.

Как оформить заявление на получение пенсии
Пенсионер должен заполнить специальную форму заявления на получение пенсионного пособия и подать его в ближайший Офис соцстраха, сопроводив его всеми необходимыми документами, подтверждающими его личность и данные о предыдущих социальных отчислениях.
Скачать заявление на получение пенсии по достижению пенсионного возраста , переведенное на английский язык.

Сроки подачи заявления на получение пенсии
Заявление необходимо подать в течение трех месяцев после того, как человек получил право на пенсионное пособие или в течение трех месяцев после того, как он решил получать пенсию. Если заявление подано после трех месяцев с момента наступления пенсионного возраста, то оно будет выплачено за предыдущие три месяца, начиная со дня подачи заявления. Однако если лицо, намеревающееся получать пенсионное пособие, сможет доказать, что причина задержки подачи заявления была серьезной, то пенсионное пособие может быть выплачено за срок, охватывающий максимум 12 предыдущих месяцев.

Право на двойную пенсию
Если женщина имеет право на получение пенсионного пособия по старости и пенсию вдовы, то ей выплачиваются базовые составляющие обеих пенсий. Дополнительные составляющие обеих пенсий выплачиваются лишь в том случае, если их сумма не превышает суммы дополнительной пенсии, выплачиваемой лицам, которые имели полную социальную страховку.

Апелляции
В случае, если претендующий на пенсию оказался неудовлетворен решением департамента соцстраха, которое базировалось на основе поданного им заявления, он имеет право подать апелляцию на имя министра труда и социального страхования в течение 15 дней с момента получения извещения о решении департамента. В случае, когда решение министра оказалось для соискателя неудовлетворительным, он может обратиться в суд в течение 75 дней с момента, когда его известили о решении министра.

Документы для получения пенсии по возрасту:

1. The application must be submitted within THREE MONTHS from the date which the pension is claimed.
2. Together with the application, the following original documents must be submitted:
(a) The Applicant’s Birth Cetrificate.
(b) Marriage Certificate (If the Applicant is married).
(c) A letter by the President of the Community Council or the Parish/Community Priest of the applicant, to confirm that the applicant lives together with the husband/
wife and his/her other dependands, and if he/she does not live together with them, whether he supports the financially (either exclusively or mainly).
(d) A Birth Certificate for each dependent child of the applicant.
(e) A School Aattendance Certificate for each dependent’s single child. For girls aged between 15 and 23 years old. For boys aged between 15 and 25 years old.
(f) A military service certificate for each single dependent’s son up to 25 years old doing his serving in the National Guard.
(g) A Medical certificate for an disabled single child over the 15 years old that is permanently incapable to work and supported from the applicant.
(h) If the applicant is female, she should also fill the form for credited insurable earnings for child birth, Form Y.K.A. 430.
(i) If the applicant have studied in an educational institution after he/she become 16 years old, he/she must fill the application for granting credit due to regular
training Form Y.K.A. 1-010.
(j) If the applicant is male, born after 1.1.1940, he should fill the application for credited insurable earnings due to National Guard service, Form Y.K.A. 1-011.
(k) If the applicant has worked in a mine he should fill the declaration of miner’s occupation, Form Y.K.A. 311.
(l) A certification from the Bank/Cooperative Bank, in which the applicant and his/her International Bank Account Number (IBAN) should be present.

Полезные телефоны

Служба соцстраха Кипра
Byron Avenue 7, 1465 Lefkosia
Тел. 22-401628/629, факс 22-672984
E-mail: [email protected]

Служба социального обеспечения Кипра
63 Prodromou Str., 1468 Lefkosia
Тел. 22-406601/602, факс 22-667907
E-mail: [email protected]

Ответы адвоката по вопросам пенсии на Кипре:

Я гражданка Грузии, уже девять лет легально нахожусь на Кипре в качестве наемного работника. Работаю официально, и, естественно, мой работодатель отчисляет налоги в фонд социального страхования. В настоящее время я ожидаю получения кипрского гражданства. Однако мне известно, что гражданство по натурализации здесь получить очень сложно. Вопрос: в случае отказа в получении мною кипрского гражданства (несмотря на многие годы легального проживания и работы на Кипре) могу ли я рассчитывать на кипрскую пенсию (или какие-либо социальные выплаты) по достижении мною пенсионного возраста, или на подобные выплаты имеют право только граждане Кипра? Я планирую жить и работать на Кипре и впредь, пока мне продлевают рабочую визу.
Начисление пенсии по стажу и возрасту и прочие социальные выплаты не связаны с кипрским гражданством. Если вы легально работали на Кипре, и ваш работодатель перечислял соответствующие взносы за вас в Фонд социального страхования и другие учреждения, вы, безусловно, имеете право на получение пенсии. Тем не менее, после того как работодатель прекратит продлевать рабочую визу, вам нужно будет остаться на Кипре и открыть долгосрочный вид на жительство, так как получать пенсию вы сможете лишь легально находясь в стране и имея, на момент подачи заявления на получение пенсии, по меньшей мере вид на жительство.

Мне 54 года. Уже несколько лет официально работаю на Кипре, выплачиваю взносы в фонд соцстраха. Когда я могу выйти на пенсию на Кипре, и каков размер минимальной пенсии? С какого возраста ее дают?
В соответствии с Законодательством Республики Кипр, пенсионная система в широком общественном секторе является универсальной и распространяется на всех работников. Эта система полностью финансируется за счет работодателя и обеспечивает полную пенсию, которая составляет 50% от последней зарплаты, в случае, если работник имеет стаж минимум 400 месяцев. Если же стаж меньше, то размер пенсии снижается пропорционально. С 2006 года пенсионный возраст наступает по достижении 63 лет.

Я гражданин Латвии, хочу оформить пенсию на Кипре. Проживаю на Кипре постоянно. Какие документы мне необходимо собрать. Работаю здесь официально.
Если вы работаете официально, за месяц до вашего 65-летия обратитесь с заявлением на получение пенсии в органы социального обеспечения. Вы должны предоставить письмо от работодателя и ваш вид на жительство на Кипре. В рабочий стаж идут и годы вашего образования за границей, но ваш диплом должен быть переведен на греческий. После подачи заявления, в Министерстве труда и социального обеспечения выносится решение, которое высылается на ваш домашний адрес.

В помощь малоимущим пенсионерам: пособие+бонус
Министерство финансов объявило о начале приема заявок от пенсионеров на выплату пасхального бонуса за 2011 год. Одновременно объявлено о начале приема заявок на ежемесячные пособия домохозяйствам пенсионеров с низким уровнем доходов. Прием заявлений от граждан будет проходить до 31 мая.
ПАСХАЛЬНЫЙ БОНУС
Право на материальную помощь имеют домохозяйства, в которых хотя бы один из пенсионеров, независимо от возраста, получает пенсию из Фонда социального страхования и/или социальную пенсию, и/или пенсию по Профессиональной пенсионной программе, действующей на Кипре.
Претендент также должен удовлетворять следующим «доходным» критериям:
- для семей с одним пенсионером годовой доход должен составлять до 13 390 евро;
- для домохозяйств из двух лиц пенсионного возраста, доход не должен превышать 20 085 евро в год;
- для домохозяйств с более чем двумя лицами, в которых есть по крайней мере один пенсионер, сумма годового дохода увеличивается в зависимости от количества и возраста зависимых членов семьи.
При рассмотрении заявок на единовременную материальную помощь будут учитываться доходы всех членов семьи в 2010 году, в том числе пенсионные выплаты из любого источника (в пределах и за пределами Кипра), специальные пособия пенсионерам, дивиденды, доходы от аренды жилья и т.д. Для тех, кто выходит на пенсию в пределах 2011 года, будут также учитываться все доходы текущего года (заработная плата, пенсия и т.д.).
Заявку на пасхальный бонус могут подать все, кто отвечает вышеизложенным критериям и вышел на пенсию до 31 марта 2011 года. Последний день подачи заявок на пособие – 31 мая 2011 года.
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ПОСОБИЯ
На данную материальную помощь могут претендовать семьи пенсионеров с доходами ниже прожиточного минимума, в которых хотя бы один из пенсионеров получает пенсию от Фонда социального страхования, и/или социальную пенсию, и/или пенсию по Профессиональной пенсионной программе. По данным Министерства финансов, на 2010 год прожиточный минимум для семей с одним пенсионером составляет 11 149 евро в год (858 евро в месяц), в домохозяйствах из двух человек, где по крайней мере один из них пенсионер, – 16 724 евро в год (1 286 евро в месяц), в то время как в семьях более чем из двух человек, где есть по крайней мере один пенсионер, прожиточный минимум возрастает согласно количеству зависимых членов семьи и их возраста.
Министерство уточняет, что в случае если граждане выйдут на пенсию в течение 2011 года, будут учитываться все виды их годовых доходов (пенсия, зарплата, дивиденды и т.д.).
Заявка на субсидию должна быть подана в течение трех месяцев с момента выхода на пенсию. Домохозяйствам пенсионеров, где оба члена семьи старше 70 лет, подавшим аналогичную заявку в 2010 году, не требуется заново повторять процедуру.
Форму заявки и подробную информацию о программе можно получить в Управлении грантов и субсидий при Министерстве финансов, в Центрах обслуживания граждан (Никосия, Лимассол, Пафос, Ларнака, Полис Хрисохус, Пелендриу), в районных Департаментах социальной защиты, либо на сайте Министерства финансов www.mof.gov.cy. (раздел Έντυπα/Forms).
Министерство финансов обращает внимание на то, что гражданам, подавшим заявку на пособие пенсионерам с низкими доходами, не требуется подавать заявку на пасхальное пособие, и наоборот.

Социальные отчисления для россиян на Кипре
Социальное страхование на Кипре основано на Законе о социальном страховании от 1980 года, с изменениями и дополнениями, и имеет целью защиту застрахованных граждан от финансовых трудностей. Среди выплат, предоставляемых системой социального страхования: пенсии по старости, социальные пособия, пособия по безработице и материнству, а также гранты в связи с вступлением в брак, рождением ребенка и компенсации в связи с производственными травмами. В данной статье мы рассмотрим пенсии по старости, применительно к гражданам третьих стран (например, к гражданам России), приехавшим на Кипр по рабочему контракту на несколько лет и намеренным вернуться в свою страну.
Все, кто работает на Кипре, независимо от гражданства, в обязательном порядке выплачивают 6,8% от заработка в виде отчислений в фонд социального страхования. Кроме того, работодатель и Правительство Кипра также платят страховку за работника, по 6,8% и 4,3% соответственно, в тот же социальный фонд. В результате общая сумма отчислений доходит до 17,9%. Фонд находится в ведении государства и используется для выплаты различных социальных пособий (по безработице, пенсии, материнству и т.д.).
Граждане РФ и члены их семей могут пользоваться всеми социальными пособиями при условии легального проживания на Кипре и внесения необходимых сумм в социальный фонд. Однако с пенсиями по старости дело обстоит не так просто. Когда иностранный гражданин покидает остров, суммы, внесенные им в социальный фонд Кипра, не возвращаются ему ни в денежной, ни в любой иной форме, и не переводятся в Пенсионный фонд России. Эти деньги будут оставаться в кипрском фонде до достижения гражданином России пенсионного возраста (в настоящее время – 65 лет), и будут выплачены в виде пенсии при соблюдении ряда условий. Одним из таких условий, применимых к лицам, достигшим пенсионного возраста в период с 3 января 2010 по 1 января 2012-го, является наличие отчислений в социальный фонд Кипра, по крайней мере, в течение семи лет. Начиная со 2 января 2012 года, период отчислений увеличивается до десяти лет, фактически делая более затруднительным получение пенсии лицам, временно трудоустроенным на Кипре.
Из-за изменений в демографической и экономической ситуации Кипра, трудно предсказать, как изменится закон о социальном страховании в ближайшие 20-30 лет. Пенсионный возраст может быть увеличен до 70 лет, взносы могут быть увеличены более, чем предполагается в настоящее время, или Кипр и Россия могут заключить двустороннее соглашение о распространении социальных пособий на тех, кто перемещается между двумя странами.
В большинстве случаев взносы социального страхования, сделанные гражданами РФ во время работы на острове, будут потеряны ими навсегда, а годы работы на Кипре не войдут в стаж, рассчитываемый для получения пенсии в России. Это является основным недостатком для тех, кто целиком полагается на государственную пенсию. Поэтому, в зависимости от ситуации, возможно, потребуется изменение пенсионного плана для того, чтобы адекватно компенсировать сокращение доходов в связи с социальными отчислениями. Возможны некоторые альтернативные способы долгосрочного инвестирования или уменьшения налогооблагаемого дохода, как, например, взносы в утвержденный государством фонд (provident fund), срочное страхование или страхование жизни.
Вероника ГОНЧАРЕНКО
Quantia Advisors Ltd.
www.qnta.biz

Я на Кипре с 1993 года. Приехала сюда с тремя детьми, которые здесь окончили школу, сейчас они в Греции. С того времени, то есть 18 лет, работаю в частной компании. В 2010 году, когда мне исполнилось 63 года, подала документы на получение пенсии. Мне отказали, сказав, что я смогу выйти на пенсию только в 65 лет. Мне не посчитали стаж на каждого ребенка три года. Правильно ли это?
Ваш пенсионный возраст, согласно законам Республики Кипр, в любом случае 65 лет, и раньше этого срока вы свои пенсионные выплаты получать не сможете. Ваш стаж за детей, про который вы спрашиваете, идет в зачет вашего рабочего стажа и используется для расчета суммы пенсионных выплат, но не снижает ваш пенсионный возраст.

Я гражданка Молдовы 53 лет. Живу и работаю на Кипре уже 11 лет. Мой статус – домашняя работница. Хозяин делает все необходимые выплаты и каждый год продлевает мою визу. В Молдове я имею рабочий стаж 22 года, что недостаточно для пенсии. На Кипре мой рабочий стаж – 11 лет и может будет больше, но этого не хватает для получения пенсии на Кипре. Я еще получаю регулярные уведомления от «Киноники Асфалиас» о наличии на моем счету определенных сумм. Хотелось бы узнать: играют ли эти деньги какую-либо роль при определении права на кипрскую пенсию и можно ли объединить рабочий стаж в Молдове и на Кипре?
Во-первых, пенсионный возраст на Кипре 65 лет, и нужно достичь данного возраста, чтобы можно было бы подать заявление на пенсию. Стаж в Молдавие не учитывается при определении рабочего стажа на Кипре. Конечно же, деньги накопившееся на вашем балансе в органах социального страхования будут учитываться, и от этой суммы будет зависеть и сумма пенсии. Имейте в виду, что для исчисления пенсионного стажа на Кипре, учитываются годы учебы в вузах на очной форме обучения, где бы вы ни учились.

Я - бывший министр одного из министерств Кипра. Какова министерская пенсия?
Максимальная министерская пенсия установлена на уровне 1/6 от годового оклада министра. В бюджете на 2011 год это 64 835 евро. Ее получают те, кто отработали на посту министра больше 30 месяцев. Согласно закону «О пенсиях официальных лиц», лица, занимавшие министерские посты от 18 до 30 месяцев, получают пенсию в размере 1/30 от максимальной пенсии, умноженной на количество месяцев стажа. Таким образом, максимальная пенсия министра составляет 10 805 евро в год, а минимальная (за 18 месяцев работы) – 6480 евро. При этом надо учитывать, что за работу на других постах начисляется отдельная пенсия.

Я гражданка Греции, более 14-ти лет живу и работаю на Кипре. Кроме того, имею диплом о высшем образовании. То есть мой общий стаж насчитывает 19 лет. Последние 10 лет я работаю в одном и том же месте, в ресторане – одном из нескольких в сети. Хотелось бы знать, полагается ли мне что-то за 10 лет работы. Когда я могу выйти на пенсию? Во сколько лет женщина выходит на пенсию на Кипре?
Второй вопрос. По словам моего менеджера, если сотрудник одного из ресторанов получает три предупреждения, это является причиной для увольнения – таковы внутренние правила. Законно ли это? Могут ли они уволить меня за эти три предупреждения?
Десятилетний стаж достаточен для получения минимальной пенсии по достижении пенсионного возраста. Если есть дипломы об образовании, их нужно перевести на греческий или английский – годы обучения засчитываются в пенсионный стаж. Для женщин пенсионный возраст – 63 года, если к этому возрасту набирается необходимый стаж. Что касается внутренних правил вашей компании: они не противоречат закону, тем более, если вас заранее поставили в известность. Таким способом работодатель показывает, что вы, возможно, выполняете работу недостаточно хорошо, не подчиняетесь общей рабочей дисциплине и т.д.

Вопрос:
Возможно ли в настоящее время получение кипрской пенсии для российскими гражданами, которые также имеют кипрское гражданство и работают на Кипре? Законодательство по этому вопросу изменилось, и теперь непонятно, как кипрское правительство будет организовать для нас пенсии.

Ответ:
Трудоустройство иностранных граждан регулируется Законом об Иностранцах и Миграции. Все процедуры управляются Департаментом труда и/или в органе ЗАГСа и миграционной службе. Все граждане ЕС и граждане стран, не входящих в ЕС, работающие на Кипре, обязаны быть зарегистрированы в ЗАГСе и миграционной службе. Многие работодатели спонсируют сберегательные фонды для своих сотрудников, похожие на пенсионный фонд. Формирование таких фондов не является обязательным, но после завершения формирования, фонд регулируется законодательством и управлением представителя сберегательных фондов. Основной принцип резервных фондов заключается в том, что как работодатель, так и работник вносят определенный процент ежемесячной зарплаты работника в фонд.

Социальные отчисления производятся любым лицом, работающим или являющимся индивидуальным предпринимателем на Кипре. Работодатель также делает взносы в отношении своих сотрудников. Соответствующие ставки применяются к еженедельной или ежемесячной заработной плате, с учетом определенных ограничений. Более того, если вы работаете здесь, на Кипре, ваш работодатель обязан выплачивать в Фонд социального страхования все основные соответствующие платежи от Вашего имени. При условии, что все вышеупомянутое является действительным, Вы имеете право на пенсию, как и киприоты.

Отчисления на социальное страхование работников удерживается работодателем из заработной платы, выплачемой работникам. Эти взносы наряду со взносами работодателя должны быть выплачены не позднее окончания календарного месяца, следующего за месяцем, к которому относится заработная плата. Пенсионный возраст установлен на 65 лет. При определенных условиях человек будет иметь право выйти на пенсию в возрасте 63 лет. Для шахтеров пенсионный возраст составляет 63 года. Шахтеры, которые имеют не менее трех лет занятости, имеют право на пенсию по возрасту на месяц раньше, чем стандартный пенсионный возраст на каждые пять месяцев работы в шахте, при условии, что они не отойдут от шахтерских работ, но они не уйдут на пенсию до 58 лет. В противном случае, закон не предусматривает досрочный выход на пенсию.

Действующие в настоящее время применяются следующие условия страхования: застрахованные лица должны быть застрахованы в течение, по крайней мере, 572 недель вплоть до пенсионного возраста (это число постепенно увеличивается в каждом календарном году, пока не достигнет 780 недель в первый понедельник 2017 года).

Для получения причитающихся выплат в возрасте 63 лет, истец должен либо: - по достижении возраста 63, удовлетворить соответствующие условия страхования, за исключением того, что количество страховых пунктов оплаченного основного страхования за период от 5 октября 1964 г. (или, если он/она достигла возраста 16 лет после 5 октября 1964 года, в первый день года, в котором он/она достиг этого возраста), или начиная с 7 января 1957 года, что более выгодно для бенефициара, и за неделю до недели, которая включает в себя день права на их получение, не менее чем в 70% от лет, включенных в тот период, или право на пенсию по инвалидности сразу по достижении 63 лет, или находится в возрасте от 63 до 65 лет, имеют право на пенсию по инвалидности, если он/она не достигла возраста 63 лет.

Единственным актом, регулирующим порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР, является указание Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18 января 1996 г. № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик союза ССР».

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту жительства на территории России.

В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713, по месту жительства на территории России делается отметка о регистрации в паспорте. В том случае, если регистрация производится по другим (кроме паспорта) документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.

После назначения пенсии в России о данном факте ставятся в известность органы, осуществлявшие пенсионное обеспечение лица по прежнему месту жительства.

Лицам, обращающимся за назначением пенсии и имеющим наряду с регистрацией по месту жительства в России прописку по месту жительства на территории другого государства, назначение пенсии может быть произведено независимо от факта выписки с места жительства на территории другого государства. Однако при этом истребуются сведения о прекращении выплаты пенсии по прежнему месту жительства или о том, что пенсия не назначалась.

Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем.

Гарантии прав граждан государств – участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения установлены Соглашением государств от 13 марта 1992 г. Пенсионное обеспечение граждан государств – участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Государства – участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Назначение пенсий гражданам государств – участников Соглашения производится по месту жительства.

Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах – участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.

В тех случаях, когда лицо, прибывшее на жительство в Россию из государства – бывшей республики Союза ССР, претендует на назначение какого-либо вида пенсии в России, утверждая при этом, что пенсия по прежнему месту жительства ему не назначалась и у органа социальной защиты населения есть основания предполагать, что пенсия могла быть назначена, это обстоятельство должно подтверждаться документально.

В этой связи из органа, осуществлявшего или осуществляющего пенсионное обеспечение в государстве, где ранее проживало лицо, истребуются сведения о том, что пенсия не назначалась. При их непоступлении до истечения трех месяцев со дня обращения за назначением пенсии производится назначение пенсии со сроков, предусмотренных законодательством РФ.

Если впоследствии поступают сведения, подтверждающие получение пенсии по прежнему месту жительства, рассматривается вопрос о прекращении выплаты назначенной в России пенсии (в случае, если пенсия по прежнему месту жительства выплачивается) или продолжении выплаты назначенной в России пенсии (если ее выплата по прежнему месту жительства прекращена).

Пример:

За назначением социальной пенсии обратилась женщина 70 лет, переселившаяся в Россию из Узбекистана. По сообщению заявительницы, по прежнему месту жительства пенсия не назначалась.

Поскольку женщина давно достигла общеустановленного пенсионного возраста и можно предполагать, что ей в Узбекистане устанавливалась пенсия, производится запрос соответствующих сведений из компетентных органов Узбекистана. При поступлении необходимых сведений женщине назначается социальная пенсия, о чем органы социального обеспечения Узбекистана ставятся в известность.

Лицам, которым пенсия была назначена по законодательству Российской Федерации, впоследствии выехавшим на жительство на территорию какого-либо из государств – бывших республик Союза ССР и затем вновь возвратившимся в Россию, производится возобновление выплаты ранее назначенной пенсии.

Лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13.03.92, назначение пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца производится в порядке, предусмотренном п. 1 письма Минсоцзащиты России № 1-369-18 от 31.01.94.

Пример

Гражданин Н. прибыл на жительство в Россию из Таджикистана. Пенсия на территории Таджикистана выплачена по 31 марта 1993 г. 20 ноября 1993 г. Н. зарегистрирован по месту жительства на территории России. 21 ноября 1993 г. обратился за назначением пенсии.

Пример

Гражданин К. прибыл на жительство в Россию из Казахстана. Пенсия на территории Казахстана выплачена по 31 января 1994 г. 10 октября 1993 г. К. зарегистрирован по месту жительства на территории России. 15 октября 1993 г. обратился за назначением пенсии.

Пример

Гражданин П. прибыл на жительство в Россию из Беларуси. Пенсия на территории Беларуси выплачена по 31 января 1993 г. 20 июля 1993 г. П. зарегистрирован по месту жительства на территории России. 21 ноября 1993 г. обратился за назначением пенсии.

В случае, когда курс валюты, действующий на территории какого-либо из государств – участников Соглашения от 13.03.92, Центральным Банком России не установлен (например, переходных денежных единиц, а также национальной валюты Туркменистана – маната и др.), соответствующие суммы заработка, выплаченные, в частности, в манатах, исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено из заработка за периоды работы, предшествующие введению переходных денежных единиц (национальной валюты) либо за последующие периоды работы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пример

Для назначения пенсии в России представляется заработок за 24 последних месяца работы (с 01.02.1993 по 31.01.1995) перед обращением за назначением пенсии. Работа протекала в Туркменистане. При этом заработок за период работы с 01.02.1993 по 30.10.1993 гг. указан в рублях. За период с 01.11.1993 г. по 31.01.1995 г. – в манатах.

В этом случае при исчислении пенсии принимается во внимание, что национальная валюта Туркменистана – манат, введена на территории этого государства с 1 ноября 1993 г. Поскольку курс данной валюты к рублю Центральным Банком России не установлен, соответствующие суммы заработка исключаются из подсчета. Исчисление пенсии может быть произведено при представлении дополнительных сведений о заработке за периоды работы, предшествующие введению данной национальной валюты.

При представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.

Пример

Для назначения пенсии представлена справка о заработке, выданная на территории Азербайджана, за 24 последних перед обращением за назначением пенсии месяца работы (с 01.02.1993 по 31.01.1995). Все суммы заработка указаны в рублях.

В этом случае принимается во внимание, что национальная валюта Азербайджана – манат, с 01.01.1994 являлась единственным платежным средством на территории этого государства. Следовательно, за период с 01.01.1994 по 31.01.1995 гг. соответствующие суммы заработка должны указываться в манатах. Данное обстоятельство является основанием для исключения из подсчета сумм заработка за указанный период. Исчисление пенсии производится при представлении сведений о заработке за 24 месяца работы, предшествующих введению национальной валюты на территории Азербайджана.

В случае, если лицо, обращающееся за назначением пенсии, работало на территории государств – бывших республик Союза ССР в течение двух последних лет перед обращением за назначением пенсии в России, но соответствующие сведения о заработке не могут быть представлены, несмотря на предпринятые действия по их истребованию, в учитываемый период, по желанию этого лица, можно включать месяцы, сведения о заработке за которые отсутствуют, и исчисление пенсии производить из заработка за имеющиеся месяцы путем его деления на 24.

Если документы, подтверждающие заработок за любые 60 месяцев работы также не могут быть представлены и к их получению принимались все необходимые меры, по желанию лица, обращающегося за пенсией, пенсия может быть исчислена путем деления заработка за имеющиеся месяцы на 60.

Сумма пенсии, подлежащая выплате определяется без учета компенсационной выплаты и районного коэффициента. Без учета районного коэффициента определяются и полагающиеся надбавки к пенсии.

Документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств – бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации. Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

Имеет некоторые особенности подтверждение трудового стажа в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из Республики Армения.

Трудовой стаж, установленный специальными комиссиями, созданными Правительством Республики Армения (государственным управлением по вопросам беженцев Республики Армения) или районными (городскими) Советами народных депутатов, принимается во внимание при назначении пенсии.

Документы, оформленные на иностранных языках, принимаются при назначении пенсии при условии их перевода на русский язык, если верность перевода (подлинность подписи переводчика) засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

По сообщению Министерства благосостояния Латвии, компетентные органы этого государства не представляют пенсионные дела лиц, выехавших с территории Латвии.

Вместо пенсионного дела представляется справка, содержащая информацию, необходимую для назначения пенсии в том государстве, где проживает пенсионер.

С целью получения такой справки органы социальной защиты населения России направляют запрос непосредственно в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение лица по месту жительства в Латвии. В запросе указывается, какие конкретно сведения должны быть сообщены.

Компетентные органы Латвии на основании запроса готовят справку на латышском языке, в ее содержание включаются только запрашиваемые сведения, с указанием основания выдачи справки. По просьбе пенсионера из пенсионного дела могут быть изъяты оригиналы документов, подтверждающие стаж работы, заработную плату и др.

Указанная справка подписывается руководителем органа, выдавшего документ. Справка выдается на руки пенсионеру или направляется по почте.

Названная справка принимается к рассмотрению органами социальной защиты населения России после соответствующего перевода на русский язык, верность которого свидетельствуется в нотариальном порядке.

Вопросы пенсионного обеспечения в государствах СНГ

Государства, образовавшие СНГ, столкнулись с проблемами, вызванными экономическими, демографическими факторами, во многом связанными с изменениями, происшедшими после распада СССР. Как в России, так и в других странах СНГ среди негативных характеристик пенсионных систем отмечались слабая дифференциация пенсий, их низкий уровень, неблагоприятные последствия старения населения, обеспечение финансовой устойчивости системы. Наличие этих проблем послужило основанием для осуществления реформ, направленных на их преодоление.

На сегодня в мире получили распространение две модели пенсионных систем: распределительная и накопительная. Распределительная система предусматривает финансирование за счет взносов, уплачиваемых работодателями, работниками, бюджетных поступлений. Пенсии выплачиваются за счет текущих поступлений. Накопительная система предполагает сбор средств и помещение их в специализированную организацию, которая занимается их инвестированием. Пенсии выплачиваются за счет собранных средств и дохода от их размещения.

Например, в странах Европейского союза (ЕС) финансирование большинства пенсионных систем осуществляется из нескольких источников. Преимущественно финансирование строится по распределительному принципу, накопительные системы функционируют в основном в рамках дополнительных пенсионных схем.

В целом для стран СНГ характерно реформирование пенсионных систем в направлении снижения роли распределительной системы (особенно в части прямого бюджетного финансирования) и введения накопительных элементов.

Схожая с российской смешанная система установлена Законом Украины от 9 июля 2003 г. № 1058-IV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», который предусматривает, что система пенсионного обеспечения состоит из трех уровней: солидарная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; накопительная система общеобязательного государственного пенсионного страхования; система негосударственного пенсионного обеспечения на основах добровольного участия. Второй и третий уровни вводятся в действие отдельным законом (пока не принят). Помимо использования средств системы страхования ряд пенсий выплачивается за счет бюджетных средств.

Наиболее радикально пенсионная реформа была проведена в Республике Казахстан, где действует достаточно своеобразная система финансирования. Согласно Закону от 20 июня 1997 г. «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» распределительная система действует в отношении пенсий, назначенных до 1 января 1998 г., а также в отношении части вновь назначаемой пенсии, исчисленной на основании имеющихся прав по состоянию на указанную дату. Прямое бюджетное финансирование применяется в минимальном объеме. Многие традиционные виды пенсионного обеспечения (пенсии по инвалидности, случаю потери кормильца и др.) заменены посредством введения соответствующих пособий. Для них параллельно действует и соответствующее финансирование в рамках обязательного государственного страхования.

В Республике Беларусь, напротив, сохраняется распределительная система, финансируемая за счет страховых взносов и бюджетных средств. В обязательном порядке накопительная система применяется при финансировании профессиональных пенсий в соответствии с Законом от 5 января 2008 г. № 322-3 «О профессиональном пенсионном страховании», который вступил в силу с 1 января 2009 г. Страховщиком является Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Республики Беларусь. Взносы уплачиваются страхователем (работодателем). Поступившие средства учитываются на профессиональной части лицевого счета. Эти средства и доходы от их размещения являются государственной собственностью и не могут расходоваться на цели, не предусмотренные законодательством о профессиональном пенсионном страховании. Сохранность и возвратность средств гарантирует государство. Среди показателей, измеряющих социальный риск, выделяют уровень социальных гарантий при наступлении рисковой ситуации; объем материальных затрат по компенсации всех страховых случаев для страховой организации, а также их долю по отношению к величине заработной платы всех застрахованных; среднюю продолжительность рисковой ситуации. В связи с этим представляется логичным установление дифференцированных тарифов в зависимости от категории работников. Указом Президента Республики Беларусь от 10 января 2009 г. № 23 «О тарифах взносов на профессиональное пенсионное страхование» тариф дифференцируется от 1,5% до 4,8%. Следует отметить, что введение особой системы финансирования для досрочных трудовых пенсий в связи с особыми условиями труда продолжает оставаться актуальным для России, поскольку расходы на выплат таких пенсий ложатся на всех участников пенсионной системы, и законодательство Белоруссии является хорошим примером решения данного вопроса.

В Азербайджане действует система трудовых пенсий, основанная на трехступенчатой структуре (базовая, страховая и накопительная части).

В других странах СНГ также наряду с солидарной применяется накопительная система как в обязательном порядке (например, в Кыргызской Республике), так и в добровольном (например, в Республике Молдова).

Система пенсий представлена пенсиями по старости (возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Однако их количество, условия назначения, порядок исчисления имеют существенные различия. Социальные пенсии также предусматриваются законодательством, но в некоторых государствах заменены социальными пособиями.

Самый низкий пенсионный возраст помимо России (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин) установлен в Белоруссии. В остальных государствах этот возраст увеличен. В Армении в целом самые жесткие возрастные требования: для мужчин и для женщин возраст выхода на пенсию составляет 63 года. При этом средняя продолжительность жизни не превышает 73 лет. В Казахстане при установленном пенсионном возрасте 63 года для мужчин и 58 лет для женщин средняя продолжительность жизни составляет 68 лет. В Белоруссии, на Украине, как и в России, помимо невысоких значений средней продолжительности жизни, наблюдается уменьшение численности населения. Еще в 2000 г. академик Д. С. Львов и профессор Ю. В. Овсиенко, анализируя возможные пути реформирования российской пенсионной системы, констатировали наличие серьезных проблем, актуальность которых, к сожалению, сохраняется в настоящее время для некоторых стран СНГ. В частности, тенденция старения населения в отличие от других государств происходит не за счет повышения продолжительности жизни пенсионеров, а из-за депопуляции в результате снижения продолжительности жизни и снижения рождаемости. Демографические тенденции десятилетия «радикальных реформ» создали своеобразный «задел» будущего сокращения численности трудоспособного населения. В таких условиях не может не вызывать критики возможность повышения пенсионного возраста.

Для назначения пенсии по старости необходимо наличие стажа определенной продолжительности. В ряде стран СНГ устанавливается в качестве необходимого для назначения пенсии стаж гораздо большей продолжительности, чем в России (например, в Белоруссии 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно), однако такие величины используются для определения размера пенсии по общему правилу, а продолжительность стажа как условия для назначения пенсии имеет другой масштаб. В той же Белоруссии пенсия в неполном размере устанавливается при наличии страхового стажа не менее пяти лет. Заметно выше требования по стажу в Республике Молдова - не менее 30 лет (15 лет для неполной пенсии).

Анализ института трудового стажа применительно к государствам СНГ показывает наличие существенных различий как в периодах, включаемых в тот или иной вид стажа, так и его роль в пенсионном обеспечении. Например, в Республике Беларусь страховой стаж по Закону от 6 января 1999 г. № 230-3 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» понимается как суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, в которые уплачивались страховые взносы. При этом пенсионное законодательство не предусматривает возможность включения в него нестраховых периодов времени. Наряду с этим понятием используется понятие стаж работы. Законодательное определение отсутствует; в него включается страховой стаж и иные периоды времени. Существуют различные льготы при исчислении стажа работы, что наряду с обширным перечнем нетрудовых периодов приближает его к общему трудовому стажу в России до 1 января 2002 г. Имевшее место сокращение включаемых периодов времени по сравнению с ранее действовавшими нормами не столь масштабно, как в Российской Федерации.

Страховой стаж выступает в качестве условия для назначения трудовых пенсий. Трудовой стаж может быть необходимым условием для назначения пенсии за выслугу лет, а также в зависимости от возраста, группы инвалидности для трудовых пенсий по инвалидности и случаю потери кормильца, показателем, влияющим на их размер. В отличие от российского законодательства, определение размера трудовых пенсий имеет существенные различия в принципах исчисления.

В странах СНГ пенсии могут назначаться также на льготных условиях. Льготный характер пенсионного обеспечения состоит в снижении требований к возрасту (либо в отсутствии таких требований), преимущественных механизмах определения размера пенсии с точки зрения коэффициента замещения и индексации с одновременными повышенными требованиями к стажу, прежде всего специальному. Россия сохраняет один из самых широких перечней льготных пенсий. В Республике Беларусь в целом перечень предусмотренных досрочных пенсий (с 1 января 2009 г. трансформировались в профессиональные пенсии в рамках профессионального пенсионного страхования) и пенсий за выслугу лет аналогичен российскому: пенсии за выслугу лет военнослужащим и приравненным к ним, государственным служащим (включая судей), работникам авиации и летно-испытательного состава. Несколько меньше перечень досрочных (профессиональных) пенсий. В Республике Казахстан после 1 января 1998 г. по существу исчезают досрочные пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсии за выслугу лет. Так, для военнослужащих и приравненных к ним право на пенсию предусмотрено при наличии выслуги лет не менее 25 или уволенных по определенным основаниям при наличии общего трудового стажа 25 лет, из которых не менее 12 лет и 6 месяцев составляет непрерывная военная служба или служба в органах внутренних дел. Однако при отсутствии 10 лет выслуги на 1 января 1998 г. пенсия устанавливается в размере 2% от денежного содержания за год выслуги на 1 января 1998 г. Для лиц, имеющих на 1 января 1998 г. установленный стаж работы по Списку № 1 и отвечающим требованиям к возрасту и общему стажу, до достижения пенсионного возраста устанавливается специальное государственное пособие.

В целом для стран СНГ характерно снижение количества льготных пенсий. Особый порядок пенсионного обеспечения сохраняется, как правило, для государственных служащих (прежде всего военнослужащих), лиц, работающих в особо вредных и тяжелых условиях труда.

Существенным отличием в регулировании пенсий по инвалидности в странах СНГ является наличие требований к продолжительности стажа. В некоторых странах (например, Молдова, Украина) пенсия при наступлении инвалидности вследствие общего заболевания устанавливается при наличии минимума стажа, устанавливаемого в зависимости от возраста ко времени наступления инвалидности. Чем выше возраст, тем более высокие устанавливаются требования по стажу. Следует оговориться, что в ряде стран, например Белоруссии, Узбекистане, при отсутствии требуемого стажа пенсия назначается пропорционально имеющемуся или в фиксированных размерах, т.е. пенсия назначается, но снижается ее размер.

Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца в части требований к стажу аналогичны действующим условиям для пенсий по инвалидности. Есть различия в перечне лиц, имеющих право на пенсию. Например, в Республике Беларусь в зависимости от причины смерти устанавливается необходимость трудового стажа: пенсия по случаю потери кормильца, умершего вследствие общего заболевания или увечья, не связанного с работой, назначается, если кормилец ко дню смерти имел стаж, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности.

Размеры пенсий определяются с использованием различных способов. Все страны, реформировавшие свои пенсионные системы, были вынуждены решать проблему сочетания пенсионных прав, приобретаемых по законодательству, действовавшему до и после реформирования. Соответственно на размер пенсии влияют продолжительность трудового стажа, заработок лица, уплаченные взносы, доходы от размещения пенсионных накоплений (в рамках накопительной системы), некоторые социальные факторы. Например, согласно ст. 13 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» выплаты из Центра (уполномоченный орган) составляют 60% от среднемесячного заработка (за любые три года подряд). За каждый год сверх требуемого стажа, отработанного до 1 января 1998 г., происходит увеличение на сумму 1%, но не свыше 75%. В соответствии со ст. 9 названного Закона при отсутствии требуемого стажа пенсионные выплаты назначаются пропорционально имеющемуся стажу на 1 января 1998 г. Выплаты за счет пенсионных накоплений производятся по отдельной методике.

Согласно Закону Республики Узбекистан от 3 сентября 1993 г. № 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» размер пенсии складывается из базового размера, повышения за стаж работы, надбавок. Базовый размер для полных пенсий по возрасту составляет 55% от среднемесячного заработка, повышение за стаж составляет 1% от среднемесячного заработка за каждый год стажа сверх требуемого, надбавки в процентах от минимальной заработной платы. Среднемесячный заработок считается за любые 60 месяцев подряд в течение последних 10 лет трудовой деятельности и принимается в размере не свыше восьмикратного размера минимальной заработной платы. Выплаты за счет пенсионных накоплений производятся по отдельной методике, в дополнение к государственной пенсии.

Используются различные способы обеспечения минимального уровня пенсии. В Республике Казахстан существует так называемая базовая пенсионная выплата фиксированного размера, которая предоставляется всем гражданам по достижении пенсионного возраста или при назначении пенсии за выслугу лет. На Украине применяется институт минимального размера пенсии по возрасту. Однако он зависит от имеющегося страхового стажа и устанавливается в размере прожиточного минимума при наличии 25 и 20 лет стажа у мужчин и женщин соответственно. При неполном стаже пенсия устанавливается в размере, пропорциональном имеющемуся. В Белоруссии предусмотрен минимальный размер пенсии по возрасту, который равен 25% от бюджета прожиточного минимума. При неполном стаже работы, но не менее пяти лет, минимальный размер составляет половину от общего.

Для индексации пенсий используются различные механизмы, устанавливающие ее зависимость от средней заработной платы по стране, роста цен, для некоторых видов пенсий изменения заработной платы по занимаемой ранее должности. Рассмотрим некоторые примеры для трудовых пенсий. В Республике Беларусь предусматривается перерасчет пенсий в связи с ростом средней заработной платы. На Украине индексация проводится в зависимости от роста потребительских цен, а также при росте среднемесячной заработной платы за прошедший год сверх проведенной в нем индексации. Другой способ определения величины индексации ряда социальных выплат применяется в Республике Молдова и состоит в следующем: коэффициент индексации определяется как средняя величина между среднегодовым ростом индекса потребительских цен и годовым ростом средней заработной платы за предыдущий год.

Уровень пенсионного обеспечения с точки зрения коэффициента замещения (т.е. соотношения средней заработной платы к средней назначенной пенсии) продолжает оставаться низким. В Республике Беларусь этот показатель один из самых высоких среди стран СНГ и составляет 0,41. Для сравнения в Российской Федерации он составляет 0,36. Во многих других странах этот показатель существенно ниже (Казахстан - около 0,3, Молдова - 0,23, Таджикистан - 0,28, и т.д.).


См.: Антропов В. В. Социальная защита в странах Европейского союза. М., 2006. С. 66–67.

Подробнее см.: Кузеванов А. С. Сравнительная характеристика пенсионных систем Российской Федерации и других стран СНГ: правовое исследование: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2012.

Подробнее см.: Сирота И. М. Право социального обеспечения в Украине: учеб. Харьков, 2005; Сташків Б. I. Теорія права соціального забезпечення: навч. посіб. К., 2005.


Top