Куда попадают отказники из роддома. Отказные дети, первый удар по психике ребенка. Сирота свердловская. Инвалиды

Недавно в издательстве «Никея» вышла, пожалуй, самая подробная отечественная книга о семейном устройстве детей из детских домов. Ее авторы — психологи, работающие с детьми-сиротами и приемными семьями почти 20 лет, — разрушают многие стереотипы, существующие вокруг устройства детей в семью. Например, отвечают на вопрос, какого ребенка «лучше» усыновить: того, от которого отказались еще в роддоме, — или ребенка, попавшего в детский дом из неблагополучной семьи?

Джоэл, 69-летний офтальмолог, был активным в группе, которая отслеживала здоровье заключенных и убеждала, что отказники получили необходимые им лекарства. Когда они узнали, что советская власть вынуждала некоторых отказников в психиатрические больницы, считая их сумасшедшими из-за желания уйти, они шумели.

«В какой-то момент», - сказал он, описывая длины, которые они пойдут, чтобы помочь кому-то в этом нуждаться, - мы послали сердечный клапан с конгрессменом. Адель и Джоэл Сэндберг представляют свою книгу историй об отказе от имени премьер-министра Израиля Менахема Бегина.

Важен ли для успешного усыновления опыт жизни в семье?

Болезненность процесса изъятия ребенка из семьи и информация о негативных последствиях жизни в неблагополучной семье становятся основой достаточно распространенного социального стереотипа: для ребенка лучше совсем не иметь опыта жизни в «плохой семье». Также многие считают, что хуже всего относятся к себе дети, пострадавшие от жестокого обращения. Однако практика показывает, что наибольшие проблемы с самовосприятием имеют дети, не имевшие никакого опыта близких отношений со взрослыми, — дети, от которых отказались в роддоме, так называемые отказники.

Их непредвиденной последней остановкой был Кишинев, столица Молдовы. «Мы друзья из Майами», - сказали они. Они прибыли без предупреждения и стали первыми американскими посетителями в Кишиневе более года. Абрамович открыл дверь. «Ты боишься?» - спросил он.

«Нет», Адель вспомнила ответ. «Я тоже не боюсь», - ответил он. Войдите. В течение четырех ночей Абрамович привез отказников в квартиру, чтобы встретиться с парой. Мужчины отвели их в небольшую комнату в отеле. Они взяли паспорта и сказали, что их депортируют в Сибирь. Они испугались, но полагали, что угроза пуста. Было много историй о том, что американцы были выброшены из Советского Союза, но ни один из посторонних не был отправлен в Сибирь.

У них совершенно отсутствует опыт близких и доверительных отношений со значимым взрослым, через который ребенок обычно и получает представление о том, что он кому-то важен и нужен, заслуживает любви и представляет из себя ценность. Также у таких детей не формируются модели поведения привязанности в раннем детстве, что важно не только для их благополучного устройства в семью, но и для последующей взрослой жизни и возможности быть родителями.

Дети с подозрением на ВИЧ не плачут и не смеются

В течение 10 часов Сандбергам были заданы вопросы. Три чиновника хотели знать, кто их послал, где они были, кого бы они видели. Агенты играли хорошего полицейского, плохого полицейского. Можно было бы кричать на русском. Другой мог бы перевести его на английский. Третий предложил бы им выпить. «Конечно, мы боялись пить», - сказала Адель. Они знали, что остаются неопределенными и говорят осторожно.

Когда агенты начали искать Джоэла, Адель запаниковала. Скрытые внутри ее нижнего белья были все заметки, которые они собрали об отставниках, которых они встречали, информацию, которая была критической для их истории болезни и получения им помощи. Она вытащила тампон из своего кошелька и сделала большую сцену о необходимости пользоваться ванной. Оказавшись внутри, она села в туалет и лихорадочно запомнила свои заметки. Она изо всех сил пыталась сохранить имена, они казались такими похожими, прежде чем разрывать бумаги и смывать их по туалету, когда агенты пришли, чтобы забрать ее обратно, чтобы расспрашивать.

Тем не менее в нашем обществе считается, что для семейного устройства ребенок, отказной с рождения, — «самый удачный» вариант для родителей. Идея о том, что «ребенок — чистый лист», отношения с которым можно начать с нуля, кажется привлекательной. В этом случае люди не отдают себе отчет, что смотрят на воспитание приемного ребенка даже более идеалистично, чем в некоторых случаях на воспитание своих собственных детей.

Когда Адель получила лист бумаги, чтобы подписать и рассказала, что она делала в Кишиневе, она писала о желании найти свои корни. Объявление о том, что они будут выпущены, внезапно приходит: «В Румынию поезд, и вы будете в поезде». Сандбергс по глупости спросил, могут ли они пойти в Москву.

«Хорошо, вы можете остаться, и завтра мы это сделаем завтра», - сказал агент. Поэтому они сели на поезд в Румынию. В течение четырех дней в Румынии, пока они ждали полета на Запад, они следовали. Даже когда самолет собирался взлететь, они затаили дыхание. Двое мужчин в форме подошли прямо к своим местам, потребовали их паспорта и проверили, чтобы убедиться, что правильные люди уезжают. После того, как они приземлились в Вене, Сандбергс поцеловал землю.

Не все в воспитании детей зависит от родителей. Родители не собственники ребенка, они передают ему жизнь, и рождаются дети для жизни. Любой ребенок в первую очередь Божий (или «природный» для тех, кто не верит в Бога), во вторую — свой собственный, со своими индивидуальными особенностями, заметными с рождения. И только в третью очередь — «родительский».

Что «умалчивает» государство

Старшая дочь Сандбергса, Шерил, повышала осознание своей собственной активностью. Ей было всего лишь 1, когда она присутствовала на ее первом митинге для советских евреев, как однажды написал «Вестник Майами». К 8 лет она посылала письма своему советскому «близнецу» Кире Волвовскому в рамках программы, которая соответствовала детям отказников с молодыми американскими евреями.

Откуда в России сироты?

Родители Киры впервые подали заявку на выездные визы в течение 48 часов, они потеряли работу в информатике. Шесть лет спустя, до Олимпийских игр, семья была среди «нежелательных» изгнанных из Москвы в Горький, город в 250 милях к востоку и теперь известный как Нижний Новгород.

Родители — самые главные люди для своих детей. Они любят своих детей, заботятся о них, от них зависит, как реализуется тот потенциал, который заложен в ребенке. Их ответственность велика, но результат , то, каким человеком вырастет ребенок, зависит от многих факторов, не только от родительской любви и стараний.

Два действительно важных момента при семейном устройстве детей-отказников:

Кира сказала, что она единственная еврейская девушка в своей школе. Она услышала шутки и насторожила свои слова. Она нашла утешение в письмах, полученных ею от американских сверстников. С таким количеством детей отказников, чтобы обойти, у Киры было почти 100 приятелей. Они пишут о своих мечтах, делятся опасениями о предстоящих тестах, беспокоятся о мальчиках и понимают, что они не такие разные. Ее «близнецы» произносят молитвы от ее имени и рассказывают свою историю на церемонии битвы мицвы.

Сирота свердловская. Инвалиды

Шерил Сандберг отказался от интервью. Но Кира сказала то, о чем она помнит о своей самой у нее был такой красивый почерк, и неподвижное было так красиво. Хотя она и ее друзья-приятели часто думали об одном и том же, путь Киры был вымощен проблемами, которые ее американские коллеги не могли понять.

  • необходимо, чтобы младенцы как можно меньше находились в учреждении без мамы или других близких взрослых (минимизация травмы родительской депривации);
  • чем младше ребенок, тем больше времени есть для формирования привязанности к замещающей семье.

То есть с точки зрения защиты интересов ребенка желательно скорейшее помещение маленького ребенка в семью. Но это не средство для приемных родителей избежать проблем. По мере того, как ребенок будет расти, станут проявляться его природные особенности, как положительные, так и отрицательные, будут возникать закономерные возрастные кризисы, не говоря уже об обычных житейских конфликтах.

Ее отец преподавал иврит и еврейские исследования под землей. Он не хотел ничего, кроме как отправиться в Израиль. Его арест вызвал международный протест. Он работал на заводе, составляющем 70-килограммовые каменные блоки, а после аварии сшивал чехлы для стволов деревьев, которые будут использоваться во время сибирских зим. Кира и ее мать смогли увидеть его только один раз, в течение четырех часов, за это время. Для этого случая они пролетели 11 часов каждый раз.

Его руки были разрушены, она вспомнила и «он был наполовину». Родители Киры побудили ее подать заявление на получение визы самостоятельно, когда она была. Ее родители получили визы две недели спустя и присоединились к ней. Она не знает, помогло ли ралли освобождение, но она подозревает, что это так.


Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

В настоящее время существует достаточно много литературы о последствиях младенческой депривации в первые годы жизни ребенка: нарушения в формировании головного мозга и центральной нервной системы, неврологические проблемы и другие нарушения физического здоровья, связанные с отсутствием жизненно необходимого ребенку эмоционального тепла и контакта с близким взрослым. Эта важная информация помогает опровергнуть распространенное мнение о том, что все проблемы детей-сирот связаны с «плохой генетикой».

Теперь, 44 года, Кира живет в Иерусалиме вместе со своим мужем и тремя детьми; она работает веб-разработчиком и дизайнером. Ее отец учит физике и математике в ешиве. До сих пор он все еще не может сделать кулаки руками. Лев, который нашел утешение в своей религии на земле, где было религиозным, было почти невозможно, верил, что Бог поместил их на этом пути и защитит их.

Марина давно уже не думала о худших сценариях. За все свои годы пытаясь получить визы, чтобы покинуть Советский Союз - 10 лет для Марины, 14 для Лев - их могли отправить в Сибирь или «случайно» пробежать на машинах, просто забыть. Она пережила покушение на ее жизнь, когда родилась ее дочь. Ей также казалось, что у нее нет выбора.

Кроме физиологических проблем , ранняя младенческая депривация приводит к нарушению формирования механизмов привязанности . Для детей из домов ребенка характерна «размытая привязанность». В этом случае не закрепляется сам механизм формирования близких отношений со значимыми людьми из-за их отсутствия.

Дети-отказники часто начинают называть «мамой» нянечек и воспитательниц. Может показаться, что для ребенка лучше иметь возможность хоть кого-то называть «мамой», чем не иметь такой возможности вообще. Однако в процессе таких отношений у ребенка формируется соответствующее представление о том, кто такая «мама»: это женщины, которые заботятся о бытовых потребностях ребенка, они могут уходить и приходить или пропадать совсем.

«Я не могла представить, что у моей дочери такая же жизнь, что и у меня», - сказала она. Кто помог вам подготовиться к протесту? Вы работаете в сионистском лобби? Почему вы говорите эти ужасные вещи о нашей стране? Как вы думаете, ваши американские друзья выведут вас из тюрьмы? Что вы собираетесь делать дальше?

Фурманы играли в эту игру столько раз. Теперь, когда сотни тысяч сошли на Вашингтон на митинг, они снова сыграли его. Лев не сказал ни слова, подход, который он всегда делал. Марина коротко ответила. Никто нам не помог. Мы ни с кем не связаны. Мы просто хотим жить в Израиле. Это последнее предложение, которое она повторила, всякий раз, когда они продолжали настаивать: «Мы просто хотим жить в Израиле».

Очевидно, что при дальнейшем семейном устройстве неизбежным образом возникают проблемы из-за расхождения между сложившимся у ребенка представлением о родительских ролях и тем, что ему предлагается в приемной семье. Например, приемных родителей может травмировать то, что ребенок не выделяет их как «значимых взрослых», может уйти с любым посторонним человеком на прогулке, ко всем идет на руки и т.д. Некоторые семьи впадают в отчаяние, решив, что они не имеют никакого значения для своего приемного ребенка и что так будет всегда. Бывает, это становится причиной возврата ребенка в учреждение.

Затем их помещали в отдельные ячейки. Даже 9-месячная Алия была одна в камере в течение нескольких часов, прежде чем вернуться к матери. Когда его спросили, плакала ли Алия во время всего этого, Марина сказала: Она сделала лучше. Мы положили ее на стол в комнату для допросов, и она бросила их бумаги.

Аргумент в истории

Марину и Алию отпустили через пять часов. Он выходил в первый день Хануки в этом году, и в последний день восьмидневного еврейского праздника фурманы, наконец, получили визы, чтобы покинуть Советский Союз. Мать Марины приехала в Ленинград из Тбилиси и уехала с ними, как и отец Льва.

Кроме физиологических и эмоциональных последствий родительской депривации важно учитывать психологический фактор «ничейности» . С возрастом дети-отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей. То, что у них нет своего дома и своих родителей, и что этим они отличаются от других людей. Отсутствие информации о прошлом и каких-либо представлений о родителях приводят к тому, что дети сначала пытаются фантазировать, сочиняя себе «альтернативную историю» или заимствуя жизненные факты из рассказов других детей, а в подростковом возрасте переживают настоящий кризис идентичности, буквально озвучивая следующее: «Я не знаю, кто я и откуда. Я никто». Это не всегда так драматично и очевидно на первый взгляд, но обязательно проявляется в индивидуальной работе с ребенком.

Марина не сомневается, что митинг в Вашингтоне и в какой-то степени протест ее семьи в Ленинграде заставил советское правительство наконец отпустить ее семью. С. показал Горбачеву, насколько мощным было советское еврейское движение, и что для американского народа это вопрос прав человека, а не только еврейский вопрос. «Я не думаю, что у него хватило смелости начать реформы, и когда он узнал о митинге, это действительно изменило его».

Спустя год после митинга Горбачев обратился к Организации Объединенных Наций с просьбой об изменениях в Советском Союзе, сказав: «Проблема выхода и входа также решается в гуманном духе», а проблема так называемых «отказников» удален. В заявлении, посвященном 50-летию массового убийства в Бабьем Яру, Горбачев признал, что «ядовитые семена антисемитизма возникли даже на советской земле».

В отличие от детей-отказников дети из неблагополучных семей обычно все же имеют опыт близких отношений со взрослыми. Их проблемы в формировании привязанности могут быть связаны с иными причинами: последствия жестокого обращения и пренебрежения со стороны взрослых. Но при этом опыт установления и поддержания отношений со значимым взрослым, на который можно опираться при помещении в новую семью, у них все же есть. Чаще всего их способность к привязанности остается сохранной, а нарушения в формировании привязанности возможно скомпенсировать.

Что на самом деле происходит с детьми, от которых отказались при рождении?

Лев, 65 лет, авиационный инженер, который был запрещен на своем поле в Советском Союзе, теперь работает духовным советником русских евреев в хосписе, помогая им обрести мир в последние дни. Он регулярно ходит в синагогу и изучает Тору в еврейскую субботу.

Марина, 53 года, является региональным директором Еврейского национального фонда, некоммерческой организацией, которая строит парки, леса и водохранилища в Израиле в дополнение к программам обучения и реабилитации пустынь. И иногда она говорит о своем опыте.

Так что при устройстве в приемную семью и в случае с отказниками с рождения, и в случае с детьми из неблагополучных семей могут быть и трудности, и положительные результаты. Главное — не поиск варианта, где «проблем будет меньше», а умение эти проблемы решать.

Благополучие в приемной семье зависит не столько от особенностей ребенка, сколько от отношения к этим особенностям родителей. В воспитании и «отказных» детей, и детей «с историей» есть свои трудности. Хорошая подготовка родителей к принятию ребенка в семью, реалистичные ожидания и представления о психологических особенностях детей, переживших разрыв с семьей, а также гибкость принимающей семейной системы и принятие родителями ребенка — все это гораздо больше влияет на успешность семейного устройства, чем то, «отказной» ребенок или нет.

Обращаясь к студентам еврейского колледжа недавно, она попросила их поднять руки, если они услышали о геноциде в Руанде. Она спросила, слышали ли они о советском еврейском движении. По этой причине она будет продолжать говорить. Алия, ребенок, который однажды бросил в тюрьму допросы, теперь является 25-летним финансовым консультантом, живущим в Филадельфии.

Когда люди спрашивают, откуда она, она не знает, с чего начать. Алия означает «восхождение» на иврите и термин, используемый для описания иммиграции в Израиль. Она не может отделиться от того, за что боролись ее родители, даже если бы захотела. История привязана к моему имени. Это я, - сказала она. «Моя жизнь теперь зачарована, и это благодаря им».

Мария Капилина (Пичугина)
Татьяна Панюшева

Купить эту книгу



Обсуждение

У меня дочка приемная. Сейчас 3,7, изъята из семьи в 1,5, вместе мы 1,7. В детских учреждениях по времени была мало, но сменила три дома ребенка. Ее взяли в опеку какие-то родственники после смерти матери (мать умерла после изъятия ребенка), но впоследствии именно из-за симптомов депривации сдали обратно в дом ребенка. Не выдержали, думали, что ребенок это цветок лазоревый. Действительно, агрессия, аутоагрессия из ребенка перла. И сейчас еще вылезает. Она мстит людям за то, что с ней обошлись несправедливо. Это просто надо пережить, стиснуть зубы и пережить, а также любить ребенка надо. Я рада, что не сдалась. У меня никогда не было желания ее вернуть обратно, хотя "убить" за ее выходки хотелось периодически.
С другой стороны я почему-то благодарна Био матери. Ну не оставила она ее в роддоме, не отказалась, хотя возможность была. Это же о каких-то чувствах говорит со стороны матери. Да, Мать была никудышная, но Мать.
И сейчас моя Доча очень ласковая. Постоянно мы с не целуемся, милуемся, аж душа радуется. С мозгами у ребенка все очень хорошо, умненькая, память хорошая.
Другое дело, что на характер ребенка вся эта история отпечаток наложила. Только Доча чувствует, как ее не принимают, игнорируют(в т.ч. другие дети), так тут же ежиком становится и агрессию проявляет. Надеюсь, что с возрастом пройдет, работаем над этим с психологом.

Пока она несет с собой прошлое своих родителей, она также думает о тех, кто приходил к ним. Родственники, которые были застрелены нацистами в Бабьем Яру. Другие, которые погибли в немецкой осаде Ленинграда. Дедушка, чья первая жена и близнецы были убиты нацистами, а его дом перехватили другие, когда он не сражался за Советский Союз.

Когда она думает о своих предках, ее эмоции ловят одну тему: Я так хочу, чтобы они увидели нас сейчас. Посмотрите, как мы гордимся быть евреем. Посмотрите на жизнь, в которой мы живем, и насколько мы любим нашу семью, - сказала она. «Мне просто нужно верить, что они смотрят с небес и видят».

"Оба хуже" (С)

У меня приемный ребенок, изъятый из семьи в возрасте 4 месяцев. У нас проблемы не с отсутствием привязанности, а с гиперпривязанностью - в первые полгода, которые ребенок провел дома, ей тогда было 2,8, я не могла даже в туалет сходить одна, ребенок буквально должен был держаться за меня, чтобы чувствовать себя спокойно. Это проявляется даже сейчас, ей уже 7 лет, и спать мы должны обязательно с открытыми дверями комнат, т.е. быть в зоне видимости и досягаемости. так что статья действительно малопрофессиональная.

Какая в принципе разница? И что значит- что лучше? Главное - любить ребенка, любого и отдавать ее этому ребенку.

Интересно, кстати, а не связана ли описанная в треде ниже сохранность отказников с, как бы это сказать, большей сознательностью био? Я имею в виду, что это же надо принять решение, с паспортом родить, написать согласие на усыновление. То есть нужны какие-то минимальные усилия и определенный уровень ответственности. Может быть и дети тогда получаются тоже более сознательные?
В личном опыте у меня один изъятый в 2,5 года и одна отказница. Но делать какие-либо выводы пока, естественно, рано. Единственное, что могу сказать: у обоих, кажется, нет проблем с привязанностью, не было госпитализма и депривации.

Мой опыт говорит о том, что самые жесткие нарушения привязанности как раз встречаются у детей, которые первые годы жизни провели в условиях пренебрегающей кровной семьи. Кроме нарушений привязанности у таких детей очень часты агрессия и аутоагрессия, переносы своей ненависти и боли на приемную семью. А если кровные родственники еще пытаются "качать права", тогда ребенка вообще раздирают такие чувства, с которыми врагу не пожелаешь встретиться.
У отказников совершенно не обязательно нарушение привязанности. Вне зависимости от того, как к ним относились в больницах и домах ребенка.

у меня все наоборот. у изъятого ребенка куча проблем и из-за течение беременности, и из-за обращения с ним в асоциальной семье, и из-за ее места обитания, и из-за голода и болезней там, и из-за изъятия итд итп.
а отказник- просто ребенок, ну тревожность осталась, да...

Разочаровало. Для выпускницы пединститута, прочитавшей несколько учебников о психологии сиротства это было бы очень неплохо. Но для ведущих специалистов в этой области очень поверхностно и малопрофессионально. И снова эти штампы про "безнадежных отказников" и "не такие глубокие проблемы у детей из асоциальных семей".

Че-то я думала, такие теории уже потеряли свою актуальность. А я эту книгу рекомендовала "не глядя" людям. Пойду, пожалуй, почитаю.

Фу-фу-фу. Вместо "разрушения стереотипов" только поддерживают очередной о том, какие ужасные отказники.

Комментировать статью "Приемный ребенок. Отказник или из неблагополучной семьи: ""что лучше?"""

Московские выплаты ребенку - отказнику. Девочки,подскажите по такому вопросу. Ребенок 2,5 года под опекой,живем в Подмосковье,взята из ДР Москвы.На ребенкину книжку выплачивают 3000 каждый месяц (как тут подсказали-это выплаты отказникам с рождения).Я их не снимаю...

Обсуждение

как только соцзащита узнает, что ребенок проживает в подмосковье, они эту выплату прекратят

Они первые получают информацию об отказниках. Врачи из роддома не имеют права давать какую-либо информацию и не они решают, кто придет знакомиться с ребенком.

Обсуждение

Атказничек хароший

Пухлинкий
5месецев!,:;??????????????????-??????????,????????????

14.09.2017 07:09:23, меня завут маша я взила отказникоа

Здравствуйте. Хотим на усыновление брать только чтобы не больше ему пол года было. Ну им конечно же здорового мальчика.

07.07.2017 10:21:50, Кристина Алексеевна

У меня ребёнок отказник. У меня ребёнок отказник. У меня на руках решение суда о ЛРП и алиментах с обоих родителей. 07.07.2016 13:48:05, Лусинда.

Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей, взаимодействия с опекой, обучение в школе приемных родителей. Тогда это другая ситуация и ребенок не " отказник ".

Обсуждение

Я не знаю как должно быть, но расскажу как оно было у нас. Ребенка оставили в первый же день, но отказа не написали. мама конкретная девушка с документами, папа прочерк. 3 месяца в больнице и в ДР, там его ни разу не посетили, но опять жет отказ писать отказывались.Только в ГОД ребенка дело передали в суд и лишили маму прав. Ребенок даже не успел попасть в базы, ибо еще числился маминым(????), как на уровне опеки его перехватили мы, забрали сразу как смогли под опеку, через полгода, выждав срок на возможные материнские претензии усыновили.

Акт об оставлении матерью, не предъявившей документов плюс два прочерка в СоР = не надо ждать никаких 6 месяцев. Кого лишать род.прав, если матери в СоР уже нет?
Отдельно консультировалась с Жаровым по этому поводу, он подтвердил мою позицию, я год назад всё законодательство перерыла.
РО мне тоже мозг полоскал вместе с соцработником ДР про шесть месяцев.

кто усыновлял отказников? Здравствйте! В ШПР нам говорили, что у детей, которые первые три месяца своей жизни провели в больнице или в доме ребенка, в развитии происходят необротимые процессы, которые откладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь.

Обсуждение

Наш отказник с рождения, но мы забрали очень рано: в 3 месяца. Были трудности и со здоровьем, и с развитием. Я считаю, что то, что мы его забрали так рано, помогло ему преодолеть и не самый благополучный (по всей видимости) внутриутробный период, и 3 месяца без мамы. Сейчас умный, красивый, здоровый малыш.

Любые факторы развития влияют на личность ребенка и "откладывают отпечаток на всю его дальнейшую жизнь".
Но, мне кажется, все не так катастрофично, как вам было сказано в ШПР. Большинство малышей, попав в семью, догоняют обычных детей и по эмоциональной сфере, и по умственному развитию.

Только за последнюю неделю отказниками стали 13 детей. По данным управления здравоохранения города, в среднем в год в детские больницы Екатеринбурга попадает около 50 малышей - отказников.

Отказники в НН. Вчера, обсудив свои дела, поговорила с опекской тетй по поводу положения в Нижнем Новгороде с отказными детьми. Отказнички в больницах.

Обсуждение

А можно я о хорошем?
Процитирую маму, которая вчера увезла из Артемовской больницы в Москву новорожденную дочку:
"спасибо Олесе за фотографии (сделаны волонтером Олесей с разрешения опеки) - если бы не они, я бы 100% к вам не полетела бы. спасибо Танюше (Ранетке) (форумчанка из Артема) (которая каждый день была рядом, поддерживала и морально и физически (например, в аэропорт с мужем отвезли), спасибо всем, кого я видела и с кем мы не успели встретиться. и за моральную поддержку тоже - это очень важно, когда знаешь, что, если что-то неприятное произойдет, тебе всегда помогут. спасибо опеке (за оперативность и человечность), спасибо персоналу больницы (таких ухоженных отказничков я, наверное, нигде не видела. аккуратно подстриженные ноготочки, отсутствие опрелостей, откормленные щечки - это дорогого стоит. и все это на "голом" энтузиазме) . "

Не получается оставить сообщнние там, поэтому напишу здесь. Если нужны точные данные, то пишите на мэйл.
" Это рассказ не о больнице, а о детском санатории. Есть там две группы, в которых живут детки из домов ребенка в возрасте от 2 до 4 лет. Я работала там и видела отношение к детям "изнутри". Жестокости, какой-то безличности в отношении к малышам действительно много. Я это объясняю тем, что сложно, очень сложно сделать так, чтобы эти детки вели себя спокойно, не прибегая при этом к крикам и наказаниям. Сложно, но возможно. Я таких воспитателей видела. У меня так не всегда получалось, отчасти поэтому я оттуда и ушла. Рассказать же хочу о двух случаях.
Есть там одна медсестра, которая укладывая детей спать, туго стягивала их простынями, так чтобы ребенок мог только дышать, не имея возможности пошевелить ни рукой ни ногой. И так оставляла спать. 3-ех летних детей.
Воспитатель в одной из групп (той, в которой детки были помладше), применяла такой "педагогический прием": она ставила перед собой ребенка, говорила ему открыть рот, и засовывала ему в горло тканевую салфетку, а потом требовала чтобы он (красный, задыхающийся!) стоял перед ней не смея даже поднять руки ко рту, чтобы убрать салфетку. Что это если не садизм?
И еще необходимо сделать подобные учреждения более открытыми, потому что никто из тех, кто там работает не будет сам о таких случаях говорить. "Корпоративная этика" не позволяет - хотя коллектив женский и все про всех всё знают." У нее как раз были связи в роддомах, но оттуда напрямую и усыновлять запрещено вроде.

Отказной ребенок. Здоровье. Прекрасно понимаю, что беременность мамы, решившейся на этот шаг- отказаться от ребенка, далека от идеальной. С возрастом дети - отказники в учреждениях осознают то же самое, что и дети, изъятые из семей.

Обсуждение

Светлана, что вы погимаете под новорожденным ребенком? В ДР детишки поступают, как правило, уже после 1 месяца. В том ДР, где мы брали малышку, не было детей младше 2 месяцев (по крайней мере, подлежащих усыновлению). Девочка, которую мы взяли - на момент знакомства, была относительно здорова - все УЗИ в порядке, подозрений на инфекции нет, невропатолог в норме. Единственное - начало рахита. Мы смотрели еще и мальчика, у которого в анализах на RW стоял один +. Таких детишек много, и нам врач объяснила, что плюсы в анализах на RW не означают наличия инфекции, т.е. может она есть, а может и нет. Если нет настроя брать именно новорожденного ребенка, а вполне, то шансы усыновить относительно здорового ребенка 3-7 месяцев достаточно велики. У нас все получилось в первый приезд в ДР. А про новорожденных малышей можно узнавать в роддомах или в Центрах усыновления.

22.05.2001 10:32:10, Katya

Приголубить, приласкать . Матери, особенно те из них, у которых несколько детей, рассказывают, какое ни с чем не сравнимое чувство умиротворения, нежности они испытывали, мысленно разговаривая с ребенком, которому только еще предстоит появиться на свет ("Хорошо ли тебе? Неужели ты уже человечек, дорогой мой? Скоро я смогу тебя обнять... ") Специалисты склонны видеть в таких вот скрытых от мира внутренних диалогах (ведь мать пытается мыслить за двоих), как и во всех благодатных эмоциональных контактах, заряд на будущую обратную эмоциональную связь. Точнее, специалисты предполагают, что эта связь будет более вероятной, что в обстановке любви и ласки она станет крепнуть, развиваться.

Было бы ошибкой делать отсюда вывод, будто у детей, к которым до рождения матери относились холодно или отрицательно, с появлением на свет обязательно разовьется "антиродительский" комплекс. Видимо, просто способности к эмоциональным связям могут поначалу быть меньшими. Как ребенок станет развиваться дальше, зависит от многих факторов, и, конечно, не в последнюю очередь от отношения к нему родителей. Одно дело - нежелание его появления, а, нередко, совсем другое - проявление чувств к уже явившемуся на свет. Вот к этому лежащему перед тобой и очень нуждающемуся в тебе существу. И здесь могут проявиться удивительно стойкие чувства: кроме меня, никто тебя так не защитит, не обласкает, не убережет. Тут-то и может возникнуть беспредельная любовь.

Ну, а если она так и не возникла, или ребенок остался без родителей - они его не признали, как говорят, бросили, не взяли из роддома? Что тогда?

Такие дети попадают в обстановку государственной, коллективной заботы. Но только никогда не затихнет в них мысль о родителях. Как бы сильны и действенны ни были усилия заменить ребенку родную семью, он все равно нуждается в ней. Из опыта знаю: воспитанники детских домов, не видев в лицо своих родителей, не представляя, кто они и что они, все равно их любят. И это поразительно прежде всего тем, что общество презирает детоотступников, а дети остаются единственными в мире, кто сохраняет верность им, этим недостойным людям. Знали бы эти родители, легко или нелегко расставшиеся с ребенком, как он их любит, тогда отдали бы все блага мира за удивительнейшую преданность им и прокляли бы свое предательство.

Признаюсь, нам, детским врачам, не всегда удается найти путь к расплетению тугих узлов внутреннего состояния таких детей. Первое слово, которое произносят все дети мира - "мама". Дети, воспитываемые в детских домах, начинают свое знакомство с миром с других слов, ведь некоторые мамы предали этих детей, променяв их на водку и разгул.

Сколько бы раз мне ни приходилось бывать в детских домах, консультируя там пациентов, всегда сталкивался с одним и тем же обстоятельством: стоит кому-то оскорбить родителей (особенно мать) воспитанника, как тот загорается жаждой мщения и лезет в драку. А ведь знает, что человек, ради которого он идет на бой, вообще недостоин именоваться человеком.

20 июня 1986 года газета "Советская Россия" под рубрикой "Это наши дети" поместила статью В. Дмитриева "Если нет домашнего очага", которая начинается такими словами: "Пишу вам потому, что вы поможете мне найти маму. Мама не сдавала меня в дом ребенка. Меня у нее украли и подбросили сюда. Она ведь всю жизнь меня ищет и найти не может. Вы мне и ей помогите найти нас... " Неровные строчки на листке из ученической тетради". Мать этого ребенка вела праздный и разгульный образ жизни и сдала ребенка еще в грудничковом возрасте сюда. У ребенка много психоневрологических нарушений, из-за этого его изъяли из обычного дома ребенка и перевели в специализированный. По закону дети с таким "букетом" психоневрологических нарушений не подлежат усыновлению.

И тем не менее, ребенок полон восторга перед своей мамой, даже смутно догадываясь, что его мать, может быть, совсем не тот человек. Вот у кого должны учиться взрослые верности, любви и доброте. Все здоровые дети рождаются талантливыми, добрыми и честными. Если бы дети - хочется мне пофантазировать - никогда не становились взрослыми, если бы они всегда оставались детьми и жили в мире, который им кажется самым лучшим, если бы они никогда не соприкасались с лживым, злобным, эгоистичным миром иных взрослых, - что было бы тогда? Хотя и знаю, что все это невозможно, что живое растет и меняется...

Много лет назад случайно я встретился с Александром Твардовским. Зашел разговор о детской психике, о матерях. Он вспоминал свою мать - недавно умершую - и как бы про себя, не обращаясь ни к кому, проронил: "Теперь без защиты остался". Здоровый, всемирно известный, пожилой уже человек - так сказал. Мать всегда защита, надежда и радость. Ощущение этого - в крови человека любого возраста. И как горестно, когда мать не соответствует этому своему предназначению.

Детская психика отличается обостренной ранимостью, определенной беззащитностью и неспособностью противостоять влияниям окружающей среды. Родители должны быть воплощением добра, символом защиты и помощи. Таково одно из важнейших условий полноценности психического развития ребенка.

Бывает, матери недоумевают: ребенок окружен заботой, лаской, а отзывчивости в нем почему-то нет - может быть, его портит слишком сильная любовь? Эмоциональность и отзывчивость сами собой не придут, если не будут в нем культивироваться.

Большой вклад в изучение взаимоотношений грудного ребенка и матери внесли советские ученые Н. Л. Фигурин, М. П. Денисова, М. Ю. Кистяковская, М. И. Лисина, Р. В. Тонкова-Ямпольская и другие. Много полезной научной информации получили и зарубежные исследователи. В частности, весьма подробно изучал влияние дисгармоничных отношений матери и грудного ребенка в плане последствий этой дисгармонии для психики ребенка известный педиатр из США Ален Рене Шпиц (1887-1974). Он условно делит первые полтора года жизни грудного ребенка на три периода.

Первый - безобъектный, который длится примерно до трехмесячного возраста; второй - предварительный (3-7 месяцев) и третий - период формирования образа объектов, заканчивающийся к полутора годам. Примерно с третьего месяца формируется образ матери, и в последующие месяцы отношения ее и ребенка являются определяющими для младенца. Эти отношения, конечно, неравноценны: мать получает немало качественно нового для своей психики, малыш же получает буквально все. Описаны, в частности, "страхи восьмого месяца": малыш начинает обнаруживать к этому периоду, что, помимо теплого и кормящего существа, в мире есть и другие лица. Они могут вызывать у него страх. Он начинает плакать, перестает есть, теряет в весе.

В зависимости от особенностей отношения матери у ребенка потом могут возникнуть те или иные формы нарушенного поведения. Исследователи, например, обращают особое внимание на последствия внезапного, неподготовленного отнятия малыша от груди. В этом случае в отношениях порой наступает серьезный кризис, который может усугубиться вполне возможными переменами в поведении матери - она то ласкова и доброжелательна, то раздражительна и нетерпелива. Все перемены он переживает, конечно, обостренно и по-своему протестует. Обида не пройдет бесследно для характера, который только складывается, если мать не приложит максимум усилий для восстановления эмоциональных контактов.

Недаром говорят, что в раннем возрасте закладывается все, что потом будет составлять суть человека, его личность. Тема для разговора - безграничная. Я остановлюсь только на одном ее аспекте: что и как закладывают в ребенке некоторые родители. Ведь то, что они заложили в раннем возрасте, на пороге жизни ребенка, может ощущаться долгие годы, если не всю жизнь малыша, потом школьника, подростка и, наконец, взрослого человека, и даже благополучие самой его семьи во многом зависит от того, как развивался ребенок в раннем детстве. Сколько раз приходилось сталкиваться с тем, что изуродованное ранее развитие ребенка давало о себе знать в школе и в еще более старшем возрасте, а иногда и всю жизнь человека. И нередко ни семья, ни школа, ни медики не могли уже радикально помочь. Человека нужно беречь всегда, но нельзя забывать, что старт жизни - важнейший период в его судьбе.

Еще до рождения ребенка мать и отец задумываются, как будут его воспитывать, что прививать. И кто же в таких раздумьях не стремится представить себе будущего отпрыска умным, способным, счастливым! Хорошие это чаяния, да только порой они заходят слишком далеко - строится воображаемая модель выдающейся личности. Ребенку до появления на свет бывают запланированы равные уроки французского или английского, а также, скажем, уроки игры на пианино я фигурное катание.

Не нужно быть большим знатоком человеческой природы, чтобы понять: биологические и социальные законы перепрыгнуть невозможно, психика развивается в определенной последовательности; любое насильственное ускорение этого развития без учета возможностей конкретного ребенка очень часто приносит непоправимый вред. Возникает невроз, нарушается контактность, появляются другие расстройства. Таков итог тщеславных родительских экспериментов.

Физическое и духовное здоровье ребенка, становление его личности зависят от прочности эмоционального, нравственного, интеллектуального фундамента, заложенного разумной и деятельной родительской любовью, сочувствованием, сопереживанием - тем сотрудничеством, которое педагоги называют взаимным воспитанием чувства.


Top