Семья родной ребенок и усыновленный. Родной или приемный ребенок? Разницы нет
В типовом московском районе, в таком же типовом панельном доме, в типовой квартире живет необычная семья. Ирина Полежаева вместе с супругом больше 20 лет берут на воспитание детей-сирот. Казалось бы, в Москве, да и в России, таких самоотверженных людей немало, но не все могут сказать, что они подняли на ноги и воспитали 25 ребятишек, вырастив при этом четверых родных детей.
Очень часто в семьях с усыновленными и биологически родившимися детьми наблюдается противоположное явление - слишком много внимания родителей к усыновленному ребенку, в результате чего страдает биологически родившийся ребенок. Конечно, возможен и другой сценарий. Например, моя консультационная комната пришла от матерей, которые уже приняли ребенка и беременны во время консультации. Они представляют проблему с усыновленным ребенком, агрессией, закрытием, отчуждением. Это хорошо для родителей, чтобы быть в курсе, осознавать чувства и потребности своих детей в любое время, чтобы иметь возможность адекватно реагировать в разных ситуациях.
Приемные дети Ирины Полежаевой
Все началось с того, что в 1990 году Ирина вместе с мужем решили взять на воспитание 5 ребят из детского дома, потом взяли еще нескольких. В итоге за эти годы 25 детей стали частью одной большой семьи. Некоторые уже выросли и покинули родительский дом. Сейчас супруги воспитывают 13 детей, самой старшей из которых 17 лет, а самому младшему — 4,5 годика. Правительство Москвы, понимая уникальность ситуации, помогло с жильем. Семья занимает целый этаж в обычном доме, но это не просто этаж, а одна большая квартира с детскими комнатами, в каждой из которых стоят двухъярусные кровати и повсюду есть книжки и игрушки. В этой необычной обстановке Ирина Полежаева рассказала мне о том, как менялась ее жизнь за эти 20 лет.
Интервью состоялось: Сильвия Чалакова. Во времена Протектората Богемии и Моравии тысячи чешских детей были отправлены на так называемое перевоспитание в немецкие семьи. Единственная цель состояла в том, чтобы обучить их послушным гражданам Германии. Эта практика не исчезла с окончанием войны и падением Германии. Франция, Дания и Канада недавно применили насильственное перевоспитание с катастрофическими последствиями.
Откровение Франции: от острова к полю
Суд не согласился с его заявлением на том основании, что указанные события были ограничены по времени. В официальной версии утверждается, что дети из малообеспеченных семей будут иметь возможность жить лучше и достойно, когда они вырастут во французских семьях.
Каким образом это происходило: вы детей усыновляли или брали опекунство?
В 1990 году мало кто знал о формах приема ребенка в семью. Опекунство, в основном, оформляли родственники. Мы с мужем по крупицам собирали всю информацию. Тогда в Москве был Комитет по делам семьи и Комитет по образованию, мы обращались туда. Вскоре вышло временное положение о детских домах семейного типа. Инициатором выступил Российский детский фонд, возглавляемый Альбертом Лихановым. Это был официальный документ, поддержанный Министерством экономики и Минобразования. Получилось так, что к моменту нашего семейного решения о приеме детей одновременно сложилось и решение государства о системе детских домов семейного типа. По новому закону нужно было взять течение года не менее пяти детей. И вот так в один момент в нашей семье было четыре родных и пять приемных ребятишек. Потом в семье появились еще двое кровных детей. На сегодняшний день в семье 28 детей разного возраста. Проходит какой-то период, я смотрю, что ребенок влился в семью, и тогда приходит решение взять еще одного. Пока есть душевные силы, мы с мужем будем продолжать помогать детям.
Однако деятельность Бохулиба имела более прагматичную причину. Затем многие молодые люди покинули французские районы, такие как Крюз, Тарн или Лозер, а на острове Индийского океана произошел демографический взрыв. Поэтому Папа Дебра основал заграничное миграционное учреждение.
Дети шестимесячного возраста, чаще всего сироты и дети из бедных семей, были отправлены в «пустыню Франции», в основном без согласия их родителей. Кроме того, власти сознательно лгали семьям и утверждали, что захват будет носить временный характер. Во Франции дети, которые таким образом удалялись, работали на полях или служили в буржуазных семьях.
Как родные дети отреагировали на ваше решение?
Тогда наши дети были достаточно маленькими. Старшему сыну было 9 лет, дочери 7 и двоим еще меньше. До того, как принять на воспитание других детей, мы объяснили своим, что основой нашего решения является сострадание к детям, которые лишены семьи. Наши дети отнеслись с понимаем, с состраданием, и не было никаких конфликтов. Когда новые ребятишки пришли в наш дом в 1990 году, наши дети встретили их открыто, стали им помогать. Наверное, сыграло роль, что приемные дети были по возрасту младше родных. Практически все тогда были взяты из дома ребенка.
Типичным примером того, как работает проект, была женщина, которая действует под именем. Почти 50 лет назад она взяла ее в качестве четырехлетней матери своей матери. «Они не дали моей биологической матери Адриенне шанс оставить меня», - объясняет Сильвия. «Поскольку моя мать была бедной, ее друг сказал ей о своем здоровье и социальных делах», - говорит он.
С самого начала она была со своим младшим братом в церкви в Реюньоне. Моя мама попыталась навестить нас в детской, чтобы она могла забрать нас, но они никогда не позволяли ей, потому что она не работала, а некоторые женщины не возвращали детей только потому, что они курили, - подытоживает Сильвия.
Ладить с кем бы то ни было – это уже большой труд. Временами всем нам трудно найти общий язык с друзьями, с родителями, с родственниками, коллегами по работе. Конечно, когда речь заходит о взаимоотношениях между приемными и родными детьми, все становится намного сложнее. Пожалуй, наш случай – это редкое исключение из правил. У нас в семье присутствует взаимопонимание, но это не сложилось бы само собой, мы –родители, отдаем этому много душевных сил.
В конце концов, они взяли ее и воспитывали в южно-французском городе Тулон. Ее новая семья выбрала ее, потому что она отвечала их требованиям, что «ребенок не был слишком черным». В возрасте четырнадцати лет ее приемный отец жестоко издевался над ней. Когда она вернулась в Реюньон в качестве взрослого, она уже была ее родителями после смерти.
Он хочет провести остаток своей жизни на своем родном острове. «Я здесь один раз, и мне больше ничего не нужно в жизни», - заключает она. Возможно, потому, что Дания принадлежит к числу меньших европейских стран, она так рада заявить о крупнейшем острове в мире - Гренландии. Об этом свидетельствует повторный эксперимент с начала года, который направлен на «субистов» детей на острове живых инуитов.
Когда в 1990 году вы приняли на воспитание первых пятерых детей и потом принимали еще и еще, вы начали вырабатывать какой-то особых педагогический подход или воспитывали так, как обычно воспитывают родители своих чад?
К каждому нужен свой подход. Одни педагогические правила в каком-то случае работают, а в каком-то нет. Главное почувствовать психологию ребенка, понять, что ему нужно. Несмотря на то, что у меня за плечами был опыт воспитания четверых родных детей, после прихода в семью приемных ребятишек некоторые вещи пришлось открывать для себя заново. Пришлось нарабатывать новые методики.
В рамках модернизации острова действующие священники и учителя из датских властей получили задачу отбирать талантливых детей в возрасте от шести до десяти лет. Их будущее в Дании позаботилось «Спасите детей». По прибытии в Данию их отправляли в лагеря Питгарден, прежде чем делиться на приемные семьи. На самом деле это было больше карантина. «Они боялись, что мы сможем получить там что-то заразительное», - говорит Тизен.
Наконец, спустя меньше года, она и ее 15 детей вернулись в Гренландию. Но вместо того, чтобы вернуться домой, детский дом Красного Креста ждал, чтобы она осталась вне «плохих условий» своих родных семей. Несмотря на то, что она жила в том же городе, что и ее мать, они не понимали, потому что Элен уже говорила только о датском. Кроме того, ее мать была расстроена, потому что оставила ее.
Что новое вы для себя открыли за эти 20 лет?
За эти 20 лет я сама сильно изменилась. Мои первые приемные дети, которые выросли и уже сами стали родителями, мне часто говорят: «с нынешних ты спрашиваешь меньше, чем с нас в то время». Методика воспитания год от года совершенствовалась, но цель всего была одна и та же: нам с мужем было важно, чтобы и приемные дети, и кровные нашли себя в этой жизни, не потерялись. Детей нужно научить отношениям, умению выражать любовь, теплоту к родителям и друг к другу. Ребята в глубине души чувствуют, просто не знают, как это выразить. Если жалеешь кого-то, то как это выразить, если любишь кого-то, то как это выразить. Вообще этому неплохо было бы научиться всем людям в мире, а не только приемным детям.
«Я чувствовал себя горьким, потому что она решила уйти», - объясняет она, почему она никогда не смешивалась с матерью. Некоторые другие дети в программе имели большие трудности во взрослой жизни, и многие из них оказались зависимыми от алкоголя. Датские власти некоторое время признали свою вину, но правительство никогда не говорило. «Я никогда не узнаю, как провести эксперимент», - говорит он сегодня. Я буду подавляющим, - добавляет она.
Во имя Церкви более трех тысяч мертвых детей
Дети-инуиты также стали объектом переобучения в Канаде. Однако, в отличие от Франции и Дании, правительство Канады подотчетно, и восемь лет назад она извинилась за перевоспитание. В Канаде, до конца века, насчитывалось 150 церковных школ, которые читали индийских детей канадским христианам.
В семье вы больше мама или педагог?
Для них я – мама, педагог, все на свете. При этом, я — и тот кто пожалеет, и тот кто строго взыщет.
Как проходят будни, вечера? Вы собираетесь вечером все вместе за одним столом, разговариваете?
Нет такого, чтобы мы всей огромной семье ходили вереницей. Я сторонник индивидуального подхода. Но бывает такое, что я сажусь читать маленьким книжку на ночь, приходят старшие дети. Все садятся в детской комнате и слушают. Мне важно, чтобы каждый из детей мог почувствовать маму. Если я иду в магазин, то беру кого-то одного с собой. По дороге ребенок берет меня за руку, мы идем и о чем-то говорим. Это ощущение мамы. Важно дать каждому почувствовать себя индивидуальным.
Дети после их выдворения из своих семей стали объектом жестокой практики, включая физическое насилие, сексуальное насилие, психологический террор, голод и наказание за разговор на родном языке. Все было частью усилий, направленных на то, чтобы избавиться от своей оригинальной культурной идентичности любой ценой.
Результатом стало не только их выкорчевывание, но и личные проблемы «вновь принятых» людей, которые были утоплены наркотиками и алкоголем. Сенаторы или депутаты могут подписать кандидатуру. Кандидаты могут также использовать подписи нынешних и будущих депутатов для участия в президентских выборах при определенных обстоятельствах одновременно.
Как складывается жизнь тех первых детей, которых вы взяли на воспитание?
Одна дочь вышла замуж, родила ребенка. Сейчас учится в педагогическом вузе. Ребенка воспитывает достойно и правильно. За нее я спокойна. Приемный сын (скоро ему исполнится 26 лет) недавно стал молодым отцом. Тоже приезжает к нам в гости. Стараются быть хорошими детьми все, получается у всех по разному.
Впервые министры внутренних дел ЕС обсудили изменение правил, регулирующих возможность временного пограничного контроля в Шенгенской зоне. По предложению государства теперь имеют совершенно разные взгляды по словам министра внутренних дел Чехии Иржи Новака. Но шесть стран, которые имеют такой контроль, уже объявили, что хотят сохранить их после ноября, хотя и официально по другим причинам, чем раньше.
Он наложил вето на президентское вето и, наконец, одобрил конституционную поправку, которая изменяет политическую систему страны от президентской к парламентской. Президент Георгий Маргвеласвили наложил вето на поправку на том основании, что он не готов и не поддерживает оппозиционные партии. Новый текст Конституции вступит в силу после президентских выборов в следующем году осенью.
У детей не возникает желания разыскать своих кровных родителей?
Никто из детей не обращался к нам с такой просьбой и не высказывал подобного желания. Я много слышала о том, что дети хотят найти своих биологических родителей и находят даже. У меня есть предположение, почему в нашей семье не возникает вопрос поиска кровных родителей. Я не делаю загадок из жизни. Когда меня ребенок спрашивает, зачем оставляют детей в интернатах – я объясняю. Когда ребенок видит в новостях, что где-то оставили ребенка, он спрашивает, почему так случилось. Я говорю, что есть люди, которые таким образом поступают. Они должны знать правду и сделать выводы самостоятельно. Вообще я им всегда говорю, что перед тем, как в будущем стать родителями надо самих себя спросить: готов ли я к этому? Я им говорю: видите, мы с папой все время с вами. Учеба, проблемы – все это мы проходим вместе. Нельзя жить отдельно от ребенка. И когда вы осознаете в себе это чувство, тогда можете рожать детей. Как мне однажды дочь написала в открытке к 8 марта: «Я никогда не брошу своих детей». Так она и сделала в будущем. Может быть, поэтому они и не стремятся разыскать биологических родителей.
Сделка блока не увенчалась успехом уже более года. Еще до того, как мальтийское или словацкое президентство не смогло преодолеть фундаментальное различие в взглядах государств-членов со стороны предложения Европейской комиссии, которое предусматривает постоянный механизм перераспределения просителей убежища по квоте в случае кризиса.
В этом году Министерство транспорта решило добавить 40 км уже утвержденных участков. Будет бесплатно более 14% чешской сети автомагистралей. Переговоры, чем ожидалось. Заявил в пятницу президент Франции Жан-Клод Юнкер. По его словам, пока еще нельзя начать вторую часть переговоров с Лондоном о будущих деловых отношениях. Виной является прежде всего неспособность найти компромисс по финансовым обязательствам.
Как вы считаете, в последние 10-12 лет люди стали больше брать приемных детей?
Сложно сказать. Одно время была восторженная волна и со стороны государства и со стороны будущих родителей. Мол, ура, детей берут! Берите больше. Этот период сменился недоумением и огорчением в связи с возвратом детей. Это было очевидно. Семьи были неподготовлены, они жили иллюзиями. Одной эйфории, одного желания помочь сиротам недостаточно. Это труд, испытание. Кто-то сострадание проявил так, что дальше сам не знал, как жить, а кто-то даже ожесточился. В Москве тем не менее, за последние годы стало больше приемных семей. Это безусловно результат нового подхода к этому вопросу со стороны правительства Москвы и огромной поддержке со стороны департамента семейной и молодежной политики.
Калихак сказал журналистам, что он точно не знал, что делают адвокаты Бабиша в этом вопросе. Журналисты рассказали премьер-министру Словакии Роберту Фико после встречи со своими коллегами из стран Вышеградской четверки. У пациентов со спинальной мышечной атрофией в будущем может быть лекарство в Чехии, которое стабилизировало бы или даже улучшило бы их проблемы. Министерство здравоохранения в настоящее время работает над тем, чтобы сделать его доступным людям с этой редкой и серьезной болезнью. Соглашение между больницей «Мотоль» в Праге и Военной медицинской страховой компанией по-прежнему допускает единичную дозу препарата на сумму 2, 5 млн.
То есть вы поддерживаете идею государства, которая законодательно оформлена и принята, о том, что с 1 сентября будущие усыновители должны проходить школу родителей?
Конечно, поддерживаю. Будущие родители должны оценить свои силы, поскольку одного желания усыновить недостаточно. Кроме того, им необходимо взвесить не только собственные возможности, но и готовность к этому шагу всех членов семьи. Важно продумать все ситуации.
Крон на одного пациента. Мачачек, по словам заместителя губернатора Джермана Ярославы Покорны, плохо управляет своим департаментом инвестиций и имущества и консультантом по региональному развитию. Михалик не уделял особого внимания субсидиям на котельные, которые делали длинные очереди перед офисом. Вопрос будет разрешен представителями коалиции в следующую пятницу.
Министр сельского хозяйства и регионального представителя Мариан Юречка попросил заместителя губернатора Оломоуца Ладислава Оклестко покинуть региональное отделение, которое больше не платит за запланированный ноябрьский визит президента Милоша Земана в регион. Правительство выплатило несколько сотен тысяч крон за каждый из четырех визитов президента до сих пор.
Какой совет вы бы дали тем, кто хочет усыновить ребенка?
Человек должен хорошо знать себя. Здесь требуются такие качества, как стойкость, терпение. Очень много придется перетерпеть. Приемный ребенок может быть болен, и тогда надо осознать хватит ли сил быть все время рядом, важна честность, умение владеть собой. Но также важно иметь и чувство юмора. Непременно надо уметь иногда посмеяться и над собой, и над ситуацией. Кроме того, нужно максимально владеть информацией обо всем, что будет важно в вашей новой жизни. Если человек обладает совокупностью этих качеств, он может приступать к действиям.
В пятницу начался трехдневный урожай крупнейшего чешского пруда Рожмберк площадью 647 гектаров. Ожидается доходность, аналогичная предыдущим годам, около 160 тонн рыбной рыбы. Карповые цены приведут к тому, что рыбаки Тршебонь вернутся к короне. Он по-прежнему хочет выполнить программу движения европейских выборов в этом году.
По словам премьер-министра Чехии Богуслава Соботки, необходимо пересмотреть Директиву ЕС о недобросовестной коммерческой практике. Соботка сказала об этом в пятницу на саммите потребителей в Братиславе, в котором участвуют представители Европейской комиссии в дополнение к премьер-министрам четырех стран Центральной Европы.
- Добавить в избранное 0
2 комментария
Георгий
Кстати, а вы знаете что у них есть внук по имени Ковынев Георгий Викторович, который поменял фамили на Сидоров, и ему 14 лет. И это я, и я их единственный внук.
Лариса
Спасибо огромное за Ваш благородный труд и за отогретые детские души!
Осчастливить усыновленного ребенка невозможно, потому что травма его усыновления навсегда останется с ним. Это не означает, что он не может быть счастлив вообще, но его травма будет всегда с ним. Надо это помнить и принять как закон. Что бы ни делали приемные родители, как бы они ни старались осчастливить своего приемного ребенка, у него всегда будет травма.
Майер однажды подал заявку на субсидию для Кейп-Хат. В воскресенье австрийцы изберут новый парламент. Преждевременно, что оказалось неустойчивым сотрудничеством большой коалиции Социал-демократической партии Австрии и Народной партии Австрии. Урожай зерновых в этом году на 15, 2 процента ниже, чем в прошлом году. Это связано с оценкой, которая сегодня, по состоянию на сентябрь, была опубликована Чешским статистическим управлением. Более низкие урожаи являются изнасилованиями и картофельными культурами, сахарный диабет собирается почти так же, как и в прошлом году.
Глава из будущей книги издательства Никея – «Очерки семейной психологии»
Статья подготовлена по материалам вебинара ректора Института христианской психологии протоиерея Андрея Лоргуса «Приемные дети», проведенного Институтом христианской психологии.
Любое усыновление – это результат утраты
Прежде всего, хочется сказать, что любое усыновление – это результат утраты. Для родных родителей – это потеря ребенка, отношений с ним как части себя. Для усыновителей – утрата возможности зачать и родить родного ребенка. Если усыновители имеют своих детей, то это утрата какого-то недостающего им счастья в жизни, может быть, это связано с каким-то психологическим состоянием.
Конечно, бывает так, что детей усыновляют родственники в случае гибели родных родителей или из-за какой-то трагедии, не потому что они хотели, а потому что так пришлось – детей же надо кому-то воспитывать, поднимать. В этом случае трагедия, утрата для них – гибель близких людей.
Для усыновленного ребенка – утрата родных родителей. Мы всегда должны помнить, что усыновленный ребенок приходит в семью с травмой. Причем травма усыновленного ребенка всегда несоизмеримо сильнее, чем травма родных и приемных родителей, потому что ребенок в меньшей степени приспособлен к потере близкого человека, нежели взрослый.
Взрослые переживают травму глубже, но эмоциональный стресс, потрясение не оставляют у них такого губительного следа как у детей. И поэтому следует подчеркнуть: осчастливить усыновленного ребенка невозможно, потому что травма его усыновления навсегда останется с ним . Это не означает, что он не может быть счастлив вообще, но его травма будет всегда с ним. Надо это помнить и принять как закон. Что бы ни делали приемные родители, как бы они ни старались осчастливить своего приемного ребенка, у него всегда будет травма.
Надо помнить, что травма ребенка состоит из переживаний ребенка в своей семье или во время беременности своей матери. Он мог пережить нежеланную, кризисную беременность, это в большинстве случаев. Эмоциональное состояние матери, естественно, оказало влияние на ребенка – он чувствовал себя нежеланным, отвергнутым.
И тогда у ребенка возникает «когнитивный диссонанс» – у него есть родные родители, у него есть приемные родители. У него есть мать и отец, которые дали жизнь, и в то же время есть ощущение своей отвергнутости от этой жизни.
Соединение семейных систем
На картинке изображены две семейные системы – родных и приемных родителей. Серый фон – это дом, в котором живут приемные родители и ребенок, и который навещают бабушки и дедушки. Более плотные линии – это родные связи приемного ребенка со своими родителями.
Ситуация приемной семьи такова, что принимая в семью ребенка, приемные родители одновременно соединяют свою семейную систему с семейной системой приемного ребенка. Хотят они этого или не хотят, но семейная система становится более сложной с более сложными переплетениями. Это потому, что приемные родители входят в отношения – заочные, реже очные – с родителями ребенка, которого они приняли.
Если приемные родители выбирают путь игнорирования или «табуирования» вопроса о родных родителях приемного ребенка, то по сути дела они закладывают огромную мину, которая рано или поздно взорвется, прежде всего, в душе ребенка.
Система приемной семьи включает в себя систему родных родителей ребенка. То есть, если родители готовы взять в свою семью приемных детей, то это означает с психологической точки зрения, что они готовы взять в свою семью и семейную систему родных родителей ребенка.
Это означает, что, во-первых, они должны проявлять к ним уважение как к людям, которые дали жизнь их любимым приемным детям. Во-вторых, они должны уважать соответствие своих детей приемным родителям – физическое, эмоциональное, психологическое, может быть, даже духовное, – то, что мы называем в жизни «сходство».
Приемные дети похожи на своих родных родителей. Это законы природы, не только телесной, но и духовной. И законы эти отменить никто не может. Если приемные родители уважают эти законы, то они будут поддерживать в своем приемном ребенке уважение к родителям, которые его родили, дали ему свои черты лица, черты характера и семейное наследие.
Особенно это касается тех случаев, когда родные родители известны. Но даже когда неизвестны, заочно, безымянно приемные родители должны высказывать им уважение. В худшем случае усыновители встают на их место, как бы замещают их собой.
Позиция замещения – это самый худший тип усыновления, который только может быть и о котором следует предупредить, потому что здесь происходит тот самый «когнитивный диссонанс» – приемным детям приемные родители родными родителями никогда не могут стать.
Мы должны всегда помнить, что роль приемных и родных родителей совершенно разная. Родные родители – те, кто дали жизнь и свое природное наследство. А приемные родители помогают детям развиваться, дают им воспитание, обеспечение и помогают им войти в свою жизнь. Если коротко – одни дают жизнь, другие воспитывают.
На этом слайде показано, что ребенок, которого лишают родных родителей (они как бы замылены, в небытие), сохраняет очень твердые связи со своими родителями – он их чувствует в душе, он их чувствует телесно, но свою родную семью он не может знать, она для него как бы скрывается в тумане. Эти связи повисают в воздухе, они тяготят ребенка, он их интуитивно чувствует, но не может опознать, откуда они.
Если дети находятся вне приемной семьи, то у них есть четкое понимание, что где-то у них есть родители. А когда они попадают в семью, и особенно, когда там есть и родной ребенок, тогда у них возникает тот самый «когнитивный диссонанс». Кто они? С кем они связаны?
Проблема идентичности – «кто Я?»
Возникает одна из важнейших проблем, которая в обычных семьях у детей не проявляется до подросткового возраста, возраста сознательной личностной идентификации себя. А у приемных детей этот вопрос возникает очень рано. Уже у маленьких детей возникает проблема своей идентичности, потому что они понимают, что занимают не свое место.
Они понимают, что своего места у них в мире нет. Это по-разному может быть выражено, но интуитивно дети это понимают. Главное, что эти дети уже сызмальства начинают искать свое место в мире, потому что без идентичности личность не может продолжать свое существование.
Особые потребности усыновленного ребенка
Когда мы говорим об усыновленных детях, мы должны обязательно иметь в виду их особые потребности в семье. Они отличаются от родных детей. И семьи, где есть родные и усыновленные дети, где родители не хотят принять во внимание факт, что усыновленные дети имеют дополнительные и особые потребности, совершают тяжелую ошибку и наносят детям дополнительную травму.
В чем же особые потребности усыновленного ребенка?
Эмоциональные потребности
- Ребенку необходима помощь, потому что он маленький и несамостоятельный. Ему необходима помощь от приемных родителей в осознании и проживании утраты своей родной семьи. В этом приемные родители могут помочь.
- Ребенку важно понять, почему он был оставлен. И прежде всего убедиться в том, что он был оставлен родными родителями не потому что он плохой, а просто потому, что родители приняли такое решение.
- Ребенку нужна помощь, чтобы справиться со страхом отвержения, чтобы усвоить, что отсутствие родных родителей не значит предательство, и что он ни в чем не виноват.
- Ребенку нужно разрешение выражать все свои фантазии, чувства по отношению к усыновлению.
Это сложная эмоциональная работа, которая и должна совершаться приемными родителями.
Познавательные потребности
- Ребенку надо объяснить, что в усыновлении есть и радостная, и грустная стороны. А также есть непреходящие трудности для всех участников – родных родителей, приемных родителей, не только он один страдает. Но в усыновлении есть и радости, потому что приемная семья, например, может дать ребенку то, чего не могла бы дать его родная семья. Это не всегда так, но это возможно. Одна из радостных сторон в том, что приемный ребенок соединяет две семьи, и при взаимном уважении обеих семей ребенок обогащается, потому что у него получается два источника своей идентичности и своего развития. Он оказывается в ситуации большей насыщенности.
- Ребенку, конечно же, надо знать историю своего усыновления, своего рождения, историю своей родной семьи. Это необходимо, потому что ребенок, зная, откуда он произошел, где его корни, на этой земле стоит твердо и крепко. У нет ощущения, что он в этом мире чужой.
- К тому же ребенок должен изучать самого себя, и родители должны ему в этом помочь. Изучать свои особые потребности – как приемного.
- Он должен быть готов, что и от сводных братьев и сестер, и от ребят во дворе он будет слышать разные гадости, обидные слова об усыновлении и о себе как об усыновленном ребенке.
Потребность в признании
- Ребенку нужно признать, что у него есть двойная наследственность – биологическая и усыновительская. Нужно признать его двойственность. В этом ребенок совсем не похож на родных детей.
- Ребенка нужно убедить, что он долгожданный и любимый. Именно в этой двойственности.
- Необходимо, чтобы родители часто ему напоминали, что они восхищаются его внешними отличиями и ценят особый вклад его биологической семьи в приемную семью. Отличие ребенка от родителей – не слабость, не негатив, а позитив.
Потребность в родителях
- Это закон, который никто не может отменить. Но ребенку нужны родители, которые умеют удовлетворять свои эмоциональные потребности – чтобы перед глазами у него был здоровый пример для подражания. Так он может успешно развиваться, а не брать на себя бремя заботы об их эмоциональном комфорте. (Но это уже разговор о том, насколько приемные родители готовы к родительству).
- Ребенку нужны родители, готовые расстаться с предубеждениями об усыновлении, способные принять реальность и особые потребности ситуации усыновления.
- Ребенку нужно слышать, как его родители открыто говорят о своих чувствах по поводу бесплодия, усыновления, потому что это укрепляет отношения доверия между ними. Конечно, это должно быть в свое время.
- И очень важно, чтобы родители не противопоставляли себя биологическим родителям, иначе ребенку придется трудно. Он будет в конфликте, у него будет кризис лояльности. Это примерно как при разводе родителей: за кого быть – за маму или папу? Так и тут: кто ближе – приемные или родные, притом, что родные уже ничего не могут сделать, а приемные обладают средствами воспитания.
Потребность во взаимоотношениях
- Ребенку нужно дружить с другими усыновленными, это уже, конечно, в более старшем возрасте. Потому что только усыновленные дети способны понять, как им тяжело и как они могут помогать друг другу. Они угадывают проблемы друг друга совсем иначе, нежели родители по отношению к приемным детям.
- Ребенку нужно объяснить, что будет время попробовать отыскать биологические связи и будет время прекратить поиски. И в этом ему нужна будет помощь не только родителей, но и социальных работников, психологов.
- Ребенку нужно напоминать, что отказ от него – это признак несостоятельности его биологической семьи, а не его самого. Очень часто приемные дети воспринимают тот факт, что родители от них отказались, именно так.
Духовные потребности
- Здесь я бы выделил потребность ощущения своей ценности как человека, как образа и подобия Божьего, как неизменную и неотчуждаемую ценность.
- Ребенку нужно объяснить, что его жизнь началась еще до его рождения и что его существование – милость и радость, а не ошибка, даже если он будет знать, что беременность его матери была нежеланной.
- Ребенку нужно объяснить, что в этом жестоком мире любящие семьи получаются не только с помощью рождения, но и усыновления.
- Ребенку нужно примириться с тем, что некоторые его вопросы об усыновлении навсегда останутся без ответов. Предположим, он никогда не сможет найти свою родную мать и никогда не узнает, что с нею стало. Может, он никогда не узнает, кто его отец. Но важно, что они есть, независимо живы ли они или нет. И это очень важная часть в сознании приемных детей.
Из всех этих особенностей видно, как много нужно приемным родителям пройти обучения, познания, чтобы справиться с этой задачей. Одно из важных условий успешного приемного родительства – выяснение психологической готовности, которая связана с прояснением, с проработкой мотивации. Для чего будущие родители готовятся взять детей? Существуют три группы мотивов:
- невозможность иметь своих родных детей,
- желание совершить добрый поступок,
- восполнение семейного психологического дефицита.
Вопросы
– Как приемному ребенку выстроить общение с родными родителями, если это опустившиеся люди?
– Конечно, выстроить общение очень трудно, когда родители ведут себя асоциально. Но иногда детям достаточно хотя бы знать, кто их родители, знать историю семьи, если это возможно, знать, где их найти. Возможно, дети, встретив родителей, больше видеть их не захотят, но они должны знать, кто они и откуда. Не надо и невозможно навязать детям общение с родными родителями против их желания, но, как правило, все дети хотят знать, или хотя бы раз увидеть своих родителей, или хотя бы иметь их фотографии.
Каждый человек имеет право знать, кто его родные родители, кто его родная семья. Это не просто юридический закон, это закон духовный.
– Если усыновленный человек, уже взрослый, на самое почетное место вешает фотографию родной матери-наркоманки, что это?
– Это нормально. Это уважение и почитание мужчиной своей матери, которая дала ему жизнь. Да, она была несчастная падшая женщина, но она дала ему жизнь. Что можно большее дать человеку? Жизнь сама по себе больше, чем то, что он получил в приемной семье. Какими бы ни были родные родители, они сделали больше, чем приемная семья. Как ни парадоксально это звучит.
– Возможно ли отсутствие «когнитивного диссонанса», если родители – опустившиеся люди и смириться с их образом жизни трудно?
– Кому трудно? Это оценки взрослых людей. У ребенка нет таких оценок, он потом их примет, когда сформируются его личностные качества. Да, он может их стыдиться, он может, понимать, что они опустившиеся люди, но он все равно их любит. Все равно у него две семейные системы, и именно это ему трудно.
Подготовила Амелина Тамара