Перечень субъектов естественных монополий связь. Естественная монополия

С точки зрения автора, правоприменительная практика госорганов, регулирующих деятельность субъектов естественных монополий в области связи, ограничивает рыночный потенциал традиционных операторов связи и снижает их инвестиционную привлекательность. Два года назад «Ростелеком» пропускал около 70% всего междугородного и международного трафика России. Однако уже в то время дальняя связь в стране характеризовалась Минсвязи как «конкурентный рынок при высоком уровне доминирования одного или нескольких хозяйствующих субъектов». Сегодня эта цифра, очевидно, существенно меньше, однако правовой статус компании на рынке услуг связи не изменен.

По данным, указанным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг РФ, в 2004 г. по основным экономическим признакам рынок телекоммуникационных услуг постепенно утрачивает признаки естественной монополии. Минсвязи РФ отметило как серьезную проблему тот факт, что регулирование со стороны государства применяется к субъекту ЕМ1 в целом и затрагивает все виды его деятельности, включая не связанные с монопольным рынком. Таким образом, традиционные операторы ставились в неравные условия с конкурентами, что, конечно же, противоречило и противоречит госполитике, направленной на развитие конкуренции.

Из истории реестра естественных монополий

Проблема включения хозяйствующего субъекта в реестр субъектов ЕМ не нова. В условиях советского, да и более позднего стиля производства рычаги влияния на экономику путем воздействия на конкретный хозяйствующий субъект были удобным средством власти над той или иной отраслью. Пример тому - Приказ Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства № 761 от 13.10.2000 «О внесении изменений в Положение о Реестре субъектов естественных монополий в области связи». На основании одного из его пунктов для включения в Реестр3 достаточно было наличия лицензии на поименованные в Положении услуги и (или) фактического оказания указанных услуг, даже при отсутствии условий ЕМ на товарном рынке. Мало того, в перечне услуг, оказание которых влечет за собой включение в Реестр, был «пропуск местного, междугородного, международного трафика и предоставление технических средств». Введение в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий новой услуги по пропуску трафика и предоставлению технических средств явно противоречило ст. 3 ФЗ «О естественных монополиях», где указано, что сферой регулирования закона является деятельность субъектов в сфере «услуг общедоступной электрической... связи». Среди многочисленных компаний, которые по решению Правления МАП РФ оказались в Реестре, две - «ПетерСтар» и «Петербург ТранзитТелеком» - обжаловали в 2001 г. этот абсурдный нормативный правовой акт на уровне Верховного суда РФ4 и добились признания его недействительным.

Субъективный подход к естественной монополии

Согласно закону о ЕМ деятельность в условиях естественной монополии - это не только предоставление услуг общедоступной связи при наличии надлежащей лицензии, но и деятельность на товарном рынке, которая более эффективна в отсутствие конкуренции. На данном этапе развития рынка (с учетом многообразия технологий предоставления услуг общедоступной связи и большого числа операторов, конкурирующих между собой по качеству услуг и ценам) очевидно, что спрос потребителя на услуги связи полнее удовлетворяется именно при наличии конкуренции.

В условиях отсутствия четких методик и критериев применения методов госрегулирования и контроля к субъектам ЕМ открыты неограниченные возможности исключительно субъективного подхода органов регулирования ЕМ к применению указанных методов по отношению к конкретным операторам.

Ключевой момент при рассмотрении вопроса о включении (нахождении) того или иного субъекта права в Реестр - состояние рынка. Верховный суд РФ в своих судебных актах5 неоднократно констатировал: «Деятельность в условиях естественной монополии - это не только предоставление услуг связи, указанных в разделе 2 Положения о Реестре6 при наличии надлежащей лицензии, но это всегда деятельность на товарном рынке при отсутствии конкуренции». Следует отметить, что если ранее МАП РФ расшифровывал сферы деятельности субъектов ЕМ в области связи, то, начиная с Приказа МАП РФ № 1184 от 15.11.01, подобные разъяснения исчезли. Анализ решения и определения Верховного суда позволяет утверждать, что произошло это отнюдь не случайно, а по воле правительства, закрепленной в его актах.

Парадоксы современного регулирования

В настоящее время основными интересующими нас актами, регулирующими деятельность субъектов ЕМ, являются:

  • Приказ Федеральной службы по тарифам № 59 от 26.08.04 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»;
  • Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
  • Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам.
Последние два документа утверждены Постановлением Правительства № 637 от 24.10.05 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи».

Перечень не содержит в каком-либо виде упоминания об услугах международной связи. Наряду с этим п. 2 Перечня наименований услуг, вносимых в лицензии на оказание услуг связи (утвержден Постановлением Правительства РФ № 87 от 18.02.05), предусматривает услуги междугородной и международной связи в качестве такого наименования. Оператор междугородной связи предоставляет также международную связь и наоборот. Но тогда почему же из этого перечня пропала международная связь? Она не общедоступна? Или общедоступна, но не регулируется ФСТ? Еще более смелый вывод с учетом позиции Верховного суда («субъектом естественной монополии в сфере общедоступной электросвязи, в отношении которого и применяются положения ФЗ «О естественных монополиях», может быть признано лицо, оказывающее лишь такие услуги общедоступной электросвязи, тарифы на которые подлежат госрегулированию») - предоставление оператором услуг международной связи вообще не может рассматриваться ФСТ как отдельное основание для включения в Реестр.

Думается, что на все вопросы следует дать положительный ответ. Международная связь является общедоступной исходя по меньшей мере из п. 50 Постановления Правительства РФ № 310 от 18.05.05, и госрегулирование оператора сети междугородной и международной связи в области международной связи со стороны ФСТ действительно не осуществляется. Как отдельное основание для включения в Реестр услуги международной связи не могут рассматриваться хотя бы потому, что междугородная и международная телефонная связь в лицензии не разделяются.

Включение «Ростелекома"BB в Реестр состоялось на основании Решения Правления МАП РФ № 5/11-Р от 24.03.2000. Парадоксально, но на ходатайство оператора об исключении его из Реестра антимонопольный орган в лице начальника контрольноправового управления лишь указал на то, что:

«ОАО "Ростелеком" осуществляет деятельность в регулируемой сфере, а именно оказывает услуги общедоступной электросвязи и является субъектом естественной монополии, тарифы на услуги которого утверждаются ФСТ… Результаты проведенного анализа показали, что доля ОАО "Ростелеком" в общем объеме услуг телефонной электрической связи в границах территории РФ не дает объективного представления о положении компании на рынке в силу особенностей технического развития телекоммуникационных сетей, которые сегодня не позволяют предоставлять пользователям услуги местной и междугородной телефонной связи на всей территории муниципальных образований выбор альтернативных операторов связи. Абоненты ОАО "Ростелеком" пользуются услугами данного оператора в отсутствие конкуренции. Рынок, имея потенциальные возможности для развития, не перешел в состояние конкурентного. Таким образом, ОАО "Ростелеком" в настоящее время осуществляет регулируемую деятельность, является субъектом естественной монополии в области связи и не может быть исключено из реестра».

  1. Вопрос первый: имел ли начальник контрольно-правового управления необходимые полномочия для подписания такого рода акта? В отсутствие иной правовой информации и исходя из того факта, что руководитель ФСТ имеет заместителей, - ответ отрицательный.
  2. Вопрос второй: не говоря уж о некоторых сомнениях относительно факта проведения анализа (с учетом того, что ответ подписал начальник КПУ), в отношении чего проводился анализ? В отношении деятельности «Ростелекома» или информации (полученной от органов исполнительной власти федерального уровня, уровня субъекта Федерации и местного самоуправления, общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов, хозяйствующих субъектов и иных источников), которая свидетельствует об осуществлении (прекращении) хозяйствующим субъектом видов деятельности в сфере услуг общедоступной электросвязи, как того требует п. 12 Приказа ФСТ№ 59 от 26.08.04 «Об утверждении временного положения о реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль»? Либо анализировалось и то и другое?
  3. Вопрос третий: что понимать под «особенностями технического развития телекоммуникационных сетей, которые сегодня не позволяют предоставлять пользователям услуги местной и межгорсвязи на всей территории муниципальных образований выбор альтернативных операторов связи»? И почему упоминаются муниципальные образования, тогда как речь, исходя из представлений ФСТ, должна идти о России (ведь именно страна в целом, а не ее составные части указаны в выписке изРеестра)? Если же ФСТ утверждает, что услуги электросвязи являются регулируемым государством видом деятельности, и именно на этом основании отказывается исключить «Ростелеком» из Реестра, то, следуя данной логике, все операторы связи, в том числе и конкуренты «монополиста» на товарном рынке, должны быть включены в Реестр. Лишь в этом случае все операторы связи будут поставлены в равные конкурентные условия в части государственного воздействия на их деятельность.
Иные услуги - и снова монополия?

Гораздо больший парадокс состоит в том, что «Ростелеком» включен в Реестр фактически в связи с наличием у него лицензий на предоставление иных услуг связи (помимо междугородной и международной):

  1. эфирная трансляция телевизионных и звуковых программ и передача дополнительной информации на территории России;
  2. сотовая радиотелефонная связь в диапазоне 900 МГц в Новосибирской и Амурской областях, в Хабаровском крае;
  3. телематические услуги на территории России;
  4. передача данных на территории России;
  5. местная телефонная связь на территории России;
  6. телеграфная связь на территории России.
«Ростелеком» не имеет права оказывать и не оказывает приведенные выше услуги где-либо за пределами территорий, отведенных лицензиями. Однако, по мнению антимонопольного органа, «Ростелеком» является субъектом ЕМ на всей территории России.

По данным Федеральной службы госстатистики, суммарный доход всех операторов теле- и радиовещания в стране (согласно предоставленным лицензиям) в 2004 г. составил 12,1 млрд руб., в 2006 г. - 25,8 млрд руб. (данные «iKS-Консалтинг»). Доход «Ростелекома» от аналогичных услуг в 2004 г. - 602,7 млн руб., доля на рынке - 4,97%. В настоящее время процентное соотношение не стало больше. Важно и то, что Лицензия № 31540 на услуги связи для целей эфирного вещания дает «Ростелекому» право предоставлять их в 27 субъектах РФ, но никак не на территории всего государства.

Услуги сотовой радиотелефонной связи в диапазоне 900 МГц «Ростелеком» вообще не предоставляет.

Основной объем рынка телематических служб определяется услугами VoIP . По оценке «РБК Консалт», объем рынка VoIP в 2005 г. - около 7 млрд мин. В отчете Renaissance Capital этот рынок оценен в -250 млн. Крупнейшие отечественные операторы услуг VoIP (исходящий трафик - свыше 5 млн мин в месяц), по данным «РБК Консалт», - «Корпорация ОСС», «Голден Телеком», «Центральный телеграф, «Эквант», «Зебра Телеком», «Тарио Трейдинг», «Инвестэлектросвязь» («Корбина Телеком»), «Ринотелеком». Текущая доля «Ростелекома» - около 1%.

Доля «Ростелекома» в секторе услуг передачи данных на территории РФ (данные J"son & Partners) в 2005 г. составляла 1,7%; предварительная оценка итогов 2006 г. показала тот же результат.

Что касается местной телефонной связи на территории РФ, то нет смысла останавливаться на каждой из лицензированных территорий - картина везде практически одинакова. В качестве примера можно привести данные «iKS-Консалтинг»:

Как видим, региональная доля «Ростелекома» совсем незначительна.

По данным Федеральной службы госстатистики, суммарный доход операторов услуг телеграфной связи в стране (согласно лицензиям) составил в 2004 г. 1 151 128,4 тыс. руб.; доход «Ростелекома» - 53 429 тыс. руб., доля на рынке - 4,64%.

Таким образом, «Ростелеком» никогда не отвечал критериям естественной монополии, установленным в ст. 3 закона о ЕМ в части оказания перечисленных выше услуг.

Перечень услуг общедоступной электросвязи, госрегулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет ФСТ, является закрытым и включает в себя строго определенный список услуг. В соответствии с действующим законодательством в отношении большинства видов деятельности, по которым «Ростелеком» включен в Реестр, ФСТ не только не имеет права на его госрегулирование - «Ростелеком» вообще не может находиться в этом Реестре в связи с оказанием (или неоказанием, как в случае с услугами сотовой связи) им у к азанных услуг. Такой вывод напрашивается при сопоставлении двух списков услуг - из перечня регулируемых ФСТ тарифов (Постановление Правительства № 637 от 24.10.05) и из Реестра.

Что касается тарифов на услуги междугородной и международной телефонной связи, передачи данных для целей передачи голосовой информации, подвижной радиотелефонной связи, то тарифы на услуги-заменители не превышают, а в отдельных случаях даже ниже, чем на услуги междугородной и международной телефонной связи. Судите сами:

Бег по бумажному кругу

Неоднократно предоставляя по запросам (в том числе и необоснованным) всю имеющуюся у него информацию, «Ростелеком», очевидно, стремился к исключению из Реестра. Однако на свое ходатайство оператор получил отказ. Мотивация: исключение хозяйствующего субъекта из Реестра осуществляется по результатам анализа информации, свидетельствующей о прекращении им регулируемого вида деятельности в условиях ЕМ. Предлагалось предоставить документы, в частности надлежаще заверенные заключения ФАС (о товарном рынке услуг общедоступной электросвязи в зоне действия «Ростелекома») и Федеральной службы по надзору в сфере связи (о технической возможности/невозможности предоставления услуг электросвязи другими операторами связи в зоне действия «Ростелекома»).

В ответ на обращение «Ростелекома» Россвязьнадзор (указав, что выдача запрашиваемого заключения не входит в его компетенцию) перечислил (!) лицензии, выданные в разных сферах деятельности, включая сотовую связь.

А ФАС России сообщил, что:

«Указанным порядком7 не предусмотрено представление заключения ФАС России о товарном рынке. Учитывая изложенное, ФАС России считает, что затребованный ФСТ России перечень документов, необходимых для исключения ОАО "Ростелеком" из Реестра ЕМ по перечисленнымвидам услуг, является избыточным. Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ № 637 от 24.10.05 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи", услуги сотовой радиотелефонной связи, услуги телематических служб и передачи данных не включены в перечень услуг общедоступной электросвязи, госрегулирование тарифов на которые осуществляет ФСТ России».

Таким образом, даже государственный антимонопольный орган полагает, что позиция их уважаемых коллег является, мягко говоря, ошибочной. Мало того, на своем сайте ФАС РФ прямо указывает: «В настоящее время на рынке услуг МГ/МНсвязи действуют два хозяйствующих субъекта - "Ростелеком" и "Межрегиональный ТранзитТелеком"»8.

Что же касается статуса «Ростелекома» в секторе международной связи, то за 2005-2006 гг. он претерпел значительные изменения. На рынке появились новые серьезные игроки: МТТ, «Голден Телеком» (с 29 января 2007 г. начал предоставлять услуги в России). К выходу на этот рынок готовится «ТрансТелеКом». «Абоненты, желающие заключить договор с МТТ на услуги междугородной и международной связи и находящиеся в тех субъектах РФ, где у МТТ есть агенты, могут обратиться непосредственно к ним. Всего же для взаимодействия с конечными потребителями - абонентами - мы заключили 44 агентских договора с зоновыми операторами связи. В тех регионах, где у МТТ пока нет агентов, конечные потребители тоже могут воспользоваться нашими услугами, обратившись к нам напрямую», - говорит заместитель гендиректора по коммерческой деятельности МТТ Г. Хасьянова»9. Трудно не согласиться с тем, что подобного рода заявления не могут быть неизвестны ФСТ.

Безусловно, в ходе спора с ФСТ возникнет какая-то дополнительная аргументация как со стороны «Ростелекома», так и со стороны Федеральной службы по тарифам. В рамках этого спора будет полезно услышать ваши предложения, дополнения, рекомендации, уважаемые коллеги.

Понятие «монополист» толкуется2 как «тот, кто пользуется монополией в какой-нибудь области», а монополия - как «крупное объединение, возникшее на основе концентрации капитала с целью установления господства в какой-нибудь области хозяйства и получения максимальной прибыли». Можно предположить, что воспитанный десятилетиями российский менталитет автоматически придаст негативную окраску не только самому термину, но и его носителю.

На основании ст. 18 Закона РФ «О защите конкуренции» хозяйственная деятельность ОАО «Ростелеком» как субъекта ЕМ подлежит целому ряду серьезнейших ограничений. Понятно, что для предприятия, акционеров и иностранных инвесторов важны ценовая политика компании и самостоятельное распоряжение имуществом (ст. 6, 7 ФЗ «О естественных монополиях»). Как в таких условиях можно говорить о равенстве участников гражданского оборота - вопрос риторический.

  1. Здесь и далее ЕМ означает «естественная монополия».
  2. Словарь русского языка С.И. Ожегова под общей редакцией проф. Л.И. Скворцова. 2006 г.
  3. Здесь и далее под Реестром понимается Реестр субъектов естественных монополий в области связи.
  4. Решение Верховного суда РФ № ГКПИ 01-846, 847 от 06.06.01, Определение Верховного суда № КАС 01-245 от 26.07.01.
  5. Решение и Определение Верховного суда.
  6. Положение о Реестре субъектов естественных монополий в области связи, утвержденное Приказом МАП РФ № 21 от 18.01.2000, утратило силу в связи с изданием Приказа МАП РФ № 1184 от 15.11.01.
  7. Имеется в виду Временное положение о Реестре субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (утверждено Приказом ФСТ РФ от 26.08.04).
  8. www.fas.gov.ru/stateorder/explanation/a-6880.shtml.
  9. www.mtt.ru/pres-relises/1900000284.

В экономиках многих современных государств, в том числе России, значительная доля ВВП приходится на естественные монополии. Как правило, к ним относятся крупнейшие по оборотам, инфраструктуре, финансовым возможностям, передовые по уровню технологий предприятия. Деятельность соответствующих субъектов бизнеса играет важнейшую роль в развитии национального хозяйства страны, и этим обусловлено регулярное вмешательство государства в правоотношения с их участием. Каким образом формируются естественные монополии? Как они взаимодействуют с госструктурами?

В чем заключается сущность субъектов естественных монополий?

Под монополией принято понимать состояние рынка товаров или сервисов, при котором тот или иной хозяйствующий субъект имеет возможность вести бизнес в наиболее комфортных условиях — с точки зрения формирования цен, доступа к поставщикам, рынкам сбыта, кадрам, технологиям. Современные экономисты классифицируют монополии на 3 основные разновидности: закрытую, естественную, открытую. Нас интересует специфика монополии второго типа.

Под ней понимается состояние рынка, при котором то или иное предприятие в силу причин, прямо не зависящих от него и часто не имеющих рыночной природы, имеет преимущественное положение на рынке и все ресурсы для того, чтобы стать в своем сегменте лидером. Таким образом, субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу не зависящих от них причин лидируют на рынке, и потому могут устанавливать свои цены, пользоваться возможностями поиска выгодных поставщиков, каналов сбыта товаров.

Практически защищена от конкуренции. Данное обстоятельство может повлиять на перспективы развития бизнеса как положительно, так и отрицательно. Позитивный аспект низкой конкуренции заключается в возможности, прежде всего, долгосрочного планирования бизнеса. Предприятие, уверенное в том, что оно будет вести бизнес с большими оборотами, при стабильной прибыли, может успешно инвестировать в модернизацию фондов, привлекать инвесторов, кредиторов.


Вместе с тем субъекты естественных монополий — это предприятия, которые в силу конкуренции могут не всегда уделять большое внимание качеству производимых товаров, а также уровню их технологичности. Вполне может быть, что фирма, осуществляющая деятельность на определенном национальном рынке без конкуренции, существенно проиграет в темпах модернизации производства компании, которая работает в другой стране в высококонкурентной среде. Как результат, как только национальный рынок будет освоен, фирме будет весьма проблематично освоиться за рубежом.


Монополии, изначально не имеющие конкурентов, могут препятствовать их появлению в дальнейшем — посредством предельного снижения цен или, например, загрузки производственных мощностей поставщиков — так, чтобы они не смогли даже при наличии спроса удовлетворить заказы сторонних фирм. Поэтому государство, осознавая положительные и отрицательные стороны рыночной ситуации, при которой те или иные предприятия получают преимущества в своем сегменте, осуществляет регулирование деятельности субъектов естественных монополий. Для этого власти издают специальные правовые акты.

Для каких сфер свойственно появление естественных монополий?

Субъекты естественных монополий — это предприятия, которые чаще всего приобретают соответствующий статус в таких сферах экономики, как:

  • железнодорожные перевозки;
  • сырьевой сектор;
  • производство электрической энергии;
  • авиастроение.

Появление естественных монополий в соответствующих сегментах экономики обусловлено ограниченным доступом сторонних предприятий к необходимым технологиям, очень высоким порогом входа на рынок, жесткими требованиям к финансовым показателям, технологической оснащенности, квалификации сотрудников организаций, претендующих на работу в отмеченных сферах экономики.

Многие субъекты естественной монополии в РФ являются преемниками советских предприятий, которые формировались в условиях нерыночного хозяйства: учреждение аналогичных фирм в современной рыночной среде было бы крайне затруднено в силу необходимости вложений огромных средств в производственную, логистическую инфраструктуру, подготовку кадров.


В России на практике субъектами естественной монополии чаще всего становятся крупнейшие акционерные общества. Но теоретически ими могут быть и индивидуальные предприниматели, иногда — даже некоммерческие организации. Нередко формирование монопольного положения иностранных компаний. Это может быть обусловлено, опять же, технологическим фактором, финансовым — в силу наличия у зарубежного предприятия больших инвестиционных возможностей и ресурсов для оформления кредитов, что необходимы для развития бизнеса.

Выше мы отметили, что государство осуществляет регулирование деятельности фирм, имеющих статус естественных монополий. Изучим данный аспект подробнее.

Регулирование деятельности фирм в статусе естественных монополий

Контроль субъектов естественных монополий в России осуществляют 2 основных государственных структуры — Федеральная служба по тарифам, а также Федеральная антимонопольная служба.

ФСТ осуществляет такие функции, как:

  • установление цен или тарифов в тех или иных сегментах рынка;
  • контроль над правоотношениями, имеющими отношение к определению и применению цен либо тарифов естественными монополиями.

ФАС осуществляет такие функции, как:

  • разработка нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий;
  • контроль и надзор в области соблюдения предприятиями положений антимонопольного законодательства;
  • содействие формированию конкурентных условий деятельности коммерческих предприятий.

Можно отметить, что ФСТ и ФАС подчиняются напрямую Правительству РФ. Регулярно оба ведомства отчитываются перед высшим исполнительным органом власти о результатах деятельности.

Можно также отметить, что в компетенции одного регулятора может находиться участие в правоотношениях в нескольких сферах деятельности предприятий, классифицируемых как естественные монополии. Но к общим направлениям деятельности всех органов, осуществляющих контроль над правоотношениями с участием рассматриваемых субъектов бизнеса, можно отнести:

  • формирование реестров предприятий, имеющих монопольное положение на рынке;
  • определение методов правового регулирования деятельности фирм в различных сегментах;
  • контроль над соблюдением норм антимонопольного законодательства;
  • реализация законотворческой инициативы;
  • взаимодействие с субъектами естественных монополий по различным вопросам.

Реестры монополий

Есть официальный источник, в котором фиксируется необходимая информация о предприятиях рассматриваемой категории — реестр субъектов естественных монополий. Органы власти, компетентные в осуществлении контроля над деятельностью соответствующих компаний, могут включать фирмы в соответствующий реестр или же исключать их из него. Только те фирмы, что присутствуют в нем, могут быть объектом государственного регулирования.

Закон о субъектах естественных монополий определяет ряд методов, которые госструктуры обязаны применять, решая задачи, связанные с развитием предприятий, имеющих соответствующий статус. Изучим данный аспект подробнее.

Методы регулирования деятельности монополий

Органы власти вправе применять следующие основные методы регулирования деятельности бизнесов в статусе естественных монополий:

  • ценовое регулирование;
  • субсидирование;
  • определение целевых групп потребителей.

Рассмотрим их сущность подробнее.

Ценовое регулирование естественных монополий

Как мы отметили выше, субъекты естественных монополий — это бизнесы, которые в силу отсутствия явной конкуренции могут устанавливать комфортные для себя цены. Однако государство может вмешиваться процесс их определения. Данное направление регулирования деятельности монополий имеет нюанс: если речь идет о формировании цен в условиях рыночных отношений, то государство в общем случае не вправе прямо вмешиваться в ценообразование в тех или иных отраслях экономики.

Но компетентные органы имеют возможность устанавливать определенные требования к финансовым характеристикам сделок, если это прямо предусмотрено законом. Те сферы, в которых развиваются естественные монополии, — например, ЖД-перевозки, законодатель может классифицировать как те, что подлежат регулированию в аспекте цен. Каким образом государство может реализовать данную привилегию?

Регулирование цен в правоотношениях фирмы, что включены в реестр субъектов естественных монополий, может осуществляться посредством:

  • установления конкретной стоимости тех или иных товаров или услуг;
  • утверждения предельной величины цен;
  • установления допустимых показателей волатильности стоимости реализуемых субъектом монополии товаров или сервисов.

При этом компетентные государственные структуры могут применять такие методы, как:

  • определение предельных издержек;
  • исчисление средних издержек.

В первом случае государство направляет компании в статусе монополии требование касательно того, чтобы цены на товар коррелировали с предприятия. Во втором случае та прибыль фирмы, которая превышает установленные нормы, подлежит изъятию государством.

Субсидирование монополий

Следующий способ регулирования бизнеса в формате естественных монополий — субсидирование. Его специфика заключается в том, что некоторые из потребителей товаров или сервисов, производимых естественной монополией, могут получать ее по более льготным ценам. Так, многие промышленные фирмы обязаны поставлять населению некий ресурс — например, производящие тепловую энергию - по расценкам ниже себестоимости.

Определение целевых групп потребителей

Государство в процессе регулирования деятельности фирм, включенных в официальный перечень субъектов естественных монополий, может применять рассматриваемый метод, если стоит вопрос в необходимости получения определенных товаров и сервисов теми или иными категориями потребителей. В данном случае речь идет о защите интересов отдельных категорий граждан.

Компетенции регулирующих органов

Полезно будет рассмотреть то, какими компетенциями фактически наделены госструктуры, осуществляющие регулирование фирм, имеющих статус естественных монополий. Их можно подразделить на 2 разновидности.

Во-первых, это компетенции, имеющие отношение ко взаимодействию государственного органа, регулирующего монополии, с другими госструктурами по различным вопросам.

Так, например, соответствующие ведомства наделены законотворческой инициативой, могут направлять предложения по совершенствованию правового регулирования собственной деятельности в адрес Правительства РФ.

Во-вторых, это компетенции, имеющие отношение к взаимодействию регулирующих органов и фирм, которые имеют статус естественных монополий.


Так, соответствующие госструктуры могут:

  • направлять компаниям предписания о необходимости приведения работы в соответствие с положениями антимонопольного законодательства;
  • штрафовать фирмы за нарушения при ведении бизнеса;
  • привлекать организации к ответственности, предусмотренной нормами административного права;
  • направлять иски в суд на монопольные бизнесы, нарушившие положения антимонопольного законодательства.

Отраслевая специфика деятельности монополий

Та или иная субъектов естественных монополий может требовать особого подхода государственных органов к определению приоритетных методов регулирования их деятельности, а также задействованию полномочий, установленных законом. Это обусловлено спецификой экономических процессов в различных сегментах.

Так, ЖД-перевозки могут характеризоваться высокой степенью востребованности услуг, оказываемых фирмами в данной сфере, гражданами, которые желают пользоваться соответствующими сервисами по доступной цене. Поэтому государство, регулируя деятельность железнодорожных компаний, может задействовать метод управления их ценовой политикой.

В свою очередь, к примеру, атомная индустрия в существенно меньшей степени ориентирована на спрос со стороны граждан — он в общем случае минимален. Поэтому власти страны могут давать предприятиям атомной отрасли возможность выставлять комфортные цены без особых ограничений — особенно если речь идет об усилении присутствия фирмы на зарубежных рынках.

Фирмы, включенные, к примеру, в реестр субъектов естественных монополий в области связи, могут, с одной стороны, иметь востребованные со стороны граждан сервисы, с другой — формировать приемлемую ценовую политику для населения. В связи с этим необходимость в излишнем вмешательстве государства в деятельность поставщиков услуг связи может в принципе отсутствовать.

Особый случай — авиакомпании. В принципе, данная сфера характеризуется достаточно высоким уровнем конкуренции и, как следствие, установлением цен на услуги по рыночным принципам. Однако она может существенно снизиться, если, к примеру, в собственности той или иной авиакомпании есть единственный в регионе функциональный аэропорт. Субъект естественных монополий, имеющий доступ к данному ресурсу, может иметь значительные преимущества перед авиакомпаниями, которым соответствующий аэропорт может быть нужен для обслуживания тех или иных линий, вынужденных арендовать его инфраструктуру.


Таким образом, от государства требуется взвешенный и грамотный подход к регулированию монополий. Это касается выстраивания административных механизмов, совершенствования законодательства. Различные виды субъектов естественных монополий будут успешно развиваться и играть значимую роль в строительстве экономики только в том случае, если государство окажется готовым к регулярному взаимодействию с ними на основе конструктивного подхода, предполагающего учет интересов граждан, предприятий, а также собственно политических структур.

В соответствии со статьями 10, 11, 21 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", пунктами 5.3.4.2, 6.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:

1. Ввести государственное регулирование деятельности в отношении следующих хозяйствующих субъектов:

1.1. Муниципального предприятия городского поселения г. Дубовка "Водоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Волгоградской области.

1.2. ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ N 13 ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Московской области.

1.3. Государственного предприятия Калужской области "Калугаоблводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры на территории Калужской области.

1.4. АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА "РЕГИОНЭНЕРГОСЕТЬСТРОЙ" в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии на территории Московской области.

2. Включить в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, следующие хозяйствующие субъекты:

2.1. Муниципальное предприятие городского поселения г. Дубовка "Водоканал" под регистрационным номером 34.В.55 в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

2.2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ N 13 ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ под регистрационным номером 50.В.128 в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

2.3. Государственное предприятие Калужской области "Калугаоблводоканал" под регистрационным номером 40.В.12 в реестр субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.

2.4. АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РЕГИОНЭНЕРГОСЕТЬСТРОЙ" под регистрационным номером 50.1.170 в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе.

3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревского.

Обзор документа

Вводится государственное регулирование деятельности МП городского поселения г. Дубовка "Водоканал", ГБУ города Москвы "Психоневрологический интернат N 13 Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы", ГП Калужской области "Калугаоблводоканал" в сфере водоснабжения и водоотведения. Также вводится регулирование деятельности АО "Регионэнергосетьстрой" в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии.

Указанные организации включены в реестры субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры и в ТЭК.

размер шрифта

ПРИКАЗ МАП РФ от 15-11-2001 1184 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕЕСТРЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ (2017) Актуально в 2017 году

II. Порядок включения субъектов естественных монополий в Реестр

5. Необходимыми условиями для принятия решения о включении субъекта естественной монополии в Реестр являются:

отсутствие фактической возможности использования услуг <*> операторов связи, предоставляющих аналогичные услуги;

<*> Услуги, указанные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 715 .

наличие лицензии на предоставляемые услуги связи в соответствии с действующим законодательством;

данные анализа деятельности субъектов на соответствующих товарных рынках.

6. При принятии решения о включении в Реестр учитывается информация, полученная от федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, структурных подразделений и территориальных управлений МАП России, коммерческих и некоммерческих организаций (союзов или ассоциаций), хозяйствующих субъектов, потребителей, других источников.

Указанная информация собирается и анализируется МАП России непосредственно или его территориальными управлениями по месту оказания услуг или государственной регистрации субъекта естественной монополии.

Информация ограниченного распространения передается по соответствующим закрытым каналам.

7. В целях выявления указанных в пункте 5 настоящего Положения условия с использованием указанной в пункте 6 настоящего Положения информации МАП России и его территориальные управления направляют в адрес субъектов естественных монополий анкету установленной формы для заполнения. Форма анкеты приведена в приложении 1 настоящего Положения.

Заполненная анкета подписывается руководителем хозяйствующего субъекта (лицом, его замещающим), скрепляется печатью и направляется в течение десяти рабочих дней с момента ее получения в адрес МАП России и его территориального управления по месту оказания услуг или государственной регистрации организации.

8. Решение о включении субъекта естественной монополии в Реестр оформляется решением правления МАП России, которое утверждается приказом МАП России.

9. Представители субъекта естественной монополии вправе присутствовать на правлении МАП России при рассмотрении вопроса о включении данного субъекта естественной монополии в Реестр. О дате рассмотрения субъект естественной монополии должен быть уведомлен заранее.

10. После принятия решения о включении в Реестр сведения о субъекте естественной монополии заносятся в соответствующий раздел Реестра, в течение десяти рабочих дней ему направляется

Естественная монополия - это вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы).

Чаще всего, естественные монополии - это фирмы, управляющие трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги).

Субъект естественной монополии

Субъект естественной монополии - это хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.Субъекты естественной монополии могут быть созданы в форме акционерных обществ и государственных муниципальных унитарных предприятий. Закон определяет несколько групп субъектов естественной монополии:

1. Субъекты естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе. Например:

  • транспортировка газа по трубопроводам (ГАЗПРОМ),
  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам,
  • услуги по передаче электрической энергии.

2. Субъекты естественной монополии на транспорте:

  • железнодорожные перевозки (но в будущем сюда предполагается внедрить конкуренцию),
  • предоставление услуг по использованию инфраструктуры ж\д транспорта общего пользования.

3. Субъекты естественной монополии в области связи:

  • услуги почтовой связи,
  • услуги электрической связи.

Для субъектов естественных монополий установлен особый порядок их банкротства. Если сфера естественной монополии сама вырождается в конкурентную среду, сдерживание этого процесса не допускается.

Реестр естественных монополий

Деятельность данных субъектов регулируется специальными законодательными актами. Субъекты естественной монополии включаются в реестр. Реестр ведёт Федеральная служба по тарифам. Туда заносятся те субъекты, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения и установления цен тарифов. Доступ к реестру является открытым. В составе реестра 3 части:

  • реестр по субъектам естественных монополий в ТЭК,
  • реестр по субъектам естественных монополий на транспорте,
  • реестр по субъектам естественных монополий в области связи.

Регулирование естественных монополий

Большинство чистых монополий представляют собой естественные монополии и поэтому подлежат общественному регулированию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения.

Чаще всего в отраслях общественного потребления (коммунальное хозяйство) существует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен предприятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специальных административных органов.

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня,
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Страница была полезной?

Что еще найдено о термине Естественная монополия

1. Системные проблемы банкротства в России

требуется совершенствование процесса банкротства естественных монополий , прежде всего ЖКХ, необходимо продолжить работу над законопроектом о трансграничной несостоятельности, повышении прав и ответственности арбитражных управляющих 1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненых за счет бюджетных средств по государственному заданию ФГБОУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской федерации" 2014 года...

2. Вариативное изменение стоимости основных производственных фондов и качественные оценки на основе модифицированного метода анализа иерархий

новых крупных потребителей уровень контроля естественных монополий со стороны государства; ситуация на рынке труда...

3. Влияние ограничений ликвидности на вложения промышленных компаний в исследования и разработки и результативность инновационной деятельности

опыт функционирования и перспективы развития естественных монополий . Линдер Н.В. кандидат экон. наук, доцент кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент», заместитель декана факультета менеджмента Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Область научных интересов: стратеги и управление развитием компа стратегические альянсы, формирование бизнес-моделей в различных сферах предпринимательской деятельности, динамика и развитие электронного бизнеса, стратегии интеграции и диверсификации российских и международных кампаний, инновационно ориентированное межфирменное взаимодействие...

4. Новые подходы к диагностике финансовой состоятельности коммерческой организации

несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», распоряжением Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству от 20...

5. Совершенствование мониторинга финансового состояния предприятий

градообразующие предприятия и естественные монополии . Вместе с тем территориальным органам и агентствам ФСДН России предоставлено право проводить мониторинг и иных организаций-должников, имеющих важное значение для экономики соответствующих регионов...

6. Концепция финансово-экономического мониторинга

значимые, градообразующие предприятия и естественные монополии , т.е. пока сфера мониторинга ограничена. В-пятых, предоставляется право территориальным органам и агентствам ФСД- России в дополнение к установленному ею составу организаций, подлежащих мониторингу, проводить мониторинг и иных организаций-должников, имеющих важное значение для экономики соответствующих регионов...

7. Управление валовой прибылью современного производственного предприятия как неотъемлемое условие управления корпоративной прибылью
8. Оценка и анализ дебиторской и кредиторской задолженности с учетом фактора времени

предоставляет услуги в сфере ЖКХ, являясь естественной монополией . Таблица 4. Расчет текущей стоимости кредиторской задолженности за 2013 г...

9. Анализ долгосрочных финансовых решений корпорации на основе консолидированной отчетности

опережающий рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополистов может привести к значительному росту затрат и снижению конкурентоспособности выпускаемой корпорацией продукции...


Top